|
Модель личности современного педагога в коррекционной школе
Модель личности современного педагога в коррекционной школе.
Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности педагога в современной школе.
Задачи:
– обобщить опыт педагогов школы, у которых нет отстающих учеников;
– показать элементы педагогической технологии, применяемой в опыте, уточнить и осмыслить ее особенности;
– изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;
– разработать модель личности педагога в современной школе.
Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Социальная структура личности (по Г. Смирнову)
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из- за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога ,поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. «…В самом деле, какой бы предмет ни преподавал учитель, он передает ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью,- тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов».
В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю- педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ : «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное ,этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?»
Компетентность – это ЗУН учителя + опыт педагогической деятельности (сумма технологий, методов, приёмов, используемых педагогом).
Компетенция – это поведение педагога + навыки общения + способность поддерживать собственный профессиональный уровень (это совокупность качеств личности).
Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:
• Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;
• Профессионально-коммуникативная;
• Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);
• Предметная компетенция;
• Профессиональная самореализация.
Виды профессиональной компетентности:
- специальная – владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие.
- социальная – владение профессиональном общением, сотрудничеством, социальная ответственность за результаты своего труда.
- личностная – личностное самовыражение, саморазвитие.
- индивидуальная – самореализация, готовность к профессиональному росту.
Виды педагогической деятельности.
- гностическая – познание психологической, педагогической теорий, познание действительности, своей личности, эмоциональных возможностей учащихся.
- аналитическая – анализ условий реализации образовательного процесса и его результатов.
- проектировочная – разработка, моделирование УВ процесса: содержание уроков, внеклассных мероприятий.
- методическая – создание УМ комплекса, учебно – программной документации, обеспечивающих образовательный процесс.
- дидактическая – взаимодействие педагога с обучаемыми, направленное на достижение цели.
- диагностическая – обеспечение обратной связи, фиксация результатов, их коррекция.
- инновационная – внедрение, разработка, создание, распространение нового педагогического опыта.
Профессиональные качества педагога
Организаторские способности:
• Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;
• Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;
• Качественная организация совместной деятельности класса;
• Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.
Использование авторских методик:
• В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;
• Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;
• Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.
Формирование общеучебных умений:
• Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;
• Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;
• Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.
Психолого-педагогическая компетентность:
• Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;
• Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;
• Желание сохранить контингент учащихся;
• Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.
Взаимодействие с учащимися:
• Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;
• Коррекционная работа с учащимися.
Коммуникативные качества:
• Владение эмоциональной образной речью;
• Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;
• Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;
• Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;
• Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;
• Требовательность.
Учебно-методические навыки:
• Умение доступно объяснять учебный материал;
• Создание ситуации успеха для обучаемого;
• Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.
Самоанализ учителя по определению своей модели заставляет его задуматься над картой учительских достоинств, включающих в себя разнообразные свойства и черты определенной модели. Вот карта учительских достоинств учителя – профессионала, для профессиональной подготовки и проведения урока:
1.Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
2.Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
3.Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
4.Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
5.Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу.
6.Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке.
7.Умеет организовать познавательную деятельность на уроке, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.
8.Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
9.Знает и использует методику дифференцированного обучения.
10.Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.
11.Владеет умением задавать вопросы.
12.Постоянно работает с понятийной базой предмета.
13.Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
14.Знает кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки.
15.Умеет организовывать микро - групповую творческую деятельность учащихся.
16.Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки.
17.Подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания.
Помимо детской оценки предлагаем вам проявить профессиональную рефлексию, представляем некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя.
Типаж 1 . Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого. На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любим - за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что-либо отчебучивать и боготворят своего кумира.
Типаж 2. О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5 уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.
Типаж 3. Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить - записано, с кем поговорить – помечено, что задать – продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно.
Типаж 4. Знает детей, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте.
Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся.
Типаж 5. Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.
Типаж 6. Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4»- он, а вы, господа, должны радоваться «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, п.ч. знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.
Типаж 7. На уроках похож на дирижёра или певца: постоянно вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал, п.ч. это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен.
Десять советов учителю
Совет первый.
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении. Да, она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
Совет второй.
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.
Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но это не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Совет четвертый.
Помни о комплексном характере учительского труда. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он — эрудит, или он — хороший методист, или он — энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то это число условно. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.
Совет пятый.
Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» (и «что бы) пишется и слитно, и раздельно: «Что бы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно смело взять на вооружение как девиз.
Совет шестой. Будь честным и правдивым. «Подумаешь, — скажешь ты, — я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно, каждый день это говорить не надо. Сказал один раз, и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.
Совет седьмой.
Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это все!..
Совет восьмой.
Будь естественным, не претворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят. Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться. Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителей глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Совет девятый.
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление, словно все сговорились играть в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика. В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки. Играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное — дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.
Совет десятый. Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети и эта позиция нужна им. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным. Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убежденными гуманистами.
Выступление на педагогическом совете
Модель личности современного педагога в коррекционной школе.
Подготовила: Фокеева Е.А.
с. Обшаровка, 2012г.
|
|
|