Главная страница

Программа психолого-педагогической профилактики компьютерной и мобильной зависимости у подростков актуальность


Скачать 93.44 Kb.
Название Программа психолого-педагогической профилактики компьютерной и мобильной зависимости у подростков актуальность
Дата 07.03.2016
Размер 93.44 Kb.
Тип Программа

Приложение 3

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ И МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Актуальность

Научно-технический прогресс, набравший в начале XXI века головокружительную скорость, послужил причиной появления компьютера, компьютерных технологий и технологий мобильной связи. Современный человек взаимодействует с компьютером и мобильным телефоном постоянно - на работе, в школе, дома, в машине и т. д. Компьютеры и телефоны стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем быту, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой дорогостоящей техники. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная и мобильная индустрия достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать весьма реалистичные программы с хорошим графическим и звуковым оформлением. Активное развитие компьютерного бизнеса, расширение мобильной индустрии, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение рекламно – просветительских журналов и газет в этой области, рост количества игровых веб-сайтов в сети Интернет и мобильного Интернета влияет на поведение людей. Ни у кого не вызывает сомнения: для многих взрослых они стали интереснее книг, театров и телевидения, а для многих детей - важнее учебы и живого общения со сверстниками.

Увлекаясь современной техникой, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору и трубке телефона. Подобные увлечения могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.

Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, и посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; кражи телефонов провоцируют конфликты в школе и жалобы родителей; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.

В последние годы данные проблемы все шире начинают распространяться на детей школьного возраста, в основном младших школьников и подростков, и как следствие, негативно отражается на их учебной деятельности. В связи с этим в современной школе одними из первых столкнулись с подобными проблемами школьные психологи и социальные педагоги, а, следовательно, они не могут обойти ее стороной.

Возникает компьютерная и мобильная зависимость у подростков. Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни.

Подростка, прежде всего, привлекает наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого, возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.

Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.

При диагностике предрасположенности к компьютерной и мобильной зависимости важно выявить уровень понимания этой темы подростком, понять, на каком логическом уровне находятся информация и убеждение (мнение) подростка на этот счет. Диагностика осуществляется в процессе беседы с подростком.

Профилактика отклоняющегося поведения (в том числе и зависимости) предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации.

Суть профилактики, в рамках нашей программы, состоит в том, чтобы выявить степень предрасположенности, а затем понизить уровень вероятности возникновения данной зависимости. То есть после профилактических занятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с современными технологиями.

Работа с убеждениями предполагает следующее условие: изменение убеждений осуществляется с более высокого логического уровня, чем уровень предрасположенности. Предложенная нами программа предполагает первичную профилактику компьютерной и мобильной зависимости (слабая выраженность зависимости).

Методы профилактики психической зависимости от компьютерных и мобильных технологий:

- информирование о вреде чрезмерного увлечения современными технологиями;

- техники, обучающие социальному взаимодействию;

- техники тренингов умений, уверенности в себе и самопознания;

- техники, формирующие новые ценности;

- техники, формирующие мировоззрение;

- экзистенциальная психотерапия.

Цель программы - уменьшение психической зависимости подростков от компьютера и мобильного телефона.

Задачи:

1. Создать условия для отработки участниками занятий коммуникативных навыков, новых форм общения и поведения.

2. Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния психической зависимости.

3. Поддержать развитие позитивной самооценки.

Программа содержит 3 блока:

  • диагностический;

  • развивающий (тренинговая часть);

  • консультативный.

Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста. Все техники и упражнения подобраны с учетом их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 10 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, в подготовительный период должна проводиться диагностическая работа с детьми и консультационная - с родителями. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.

Основных принципов групповой работы:

  1. Принцип добровольности участия, от включения в тренинговую группу до принятия участия в отдельном упражнении или технике.

  2. Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и происходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологического комфорта, доверия и принципа безопасности.

  3. Принцип уважения другого (не перебивать, не оценивать критически высказывания, чувства или переживания другого).

Содержание программы

Блок

Цель

Формы и методы

Сроки

Ответ-ствен-ные

диагностический

Выявление подростков, у которых наблюдается компьютерная и мобильная зависимость, выяснение возможных причин

  1. Анкетирование;

  2. Графическая беседа «Круг общения»;

  3. Тест самооценки личности;

  4. Тест определения акцентуаций характера подростков.

Данная работа проводится в подготовитель-ный период

Краснопеева Н.А.

Букатова А.С.

развивающий

1.Знакомство участников группы друг с другом, формирование начальной мотивации на работу и активное участие в ней.

2.Создание условий, способствующих осознанию подростками своих жизненных убеждений.

3. Создание условий, способствую-щих развитию новых убеждений.

4.Закрепление достигнутых результатов, мотивирова-ние подростков на их использование за пределами группы, в повседневной жизни.

  1. Упражнения – разминки (игры);

  2. Выяснение ожиданий участников группы от посещения знаний, знакомство с целями и задачами программы;

  3. Введение ритуалов приветтвия-прощания;

  4. Техники общения, обсуждение чувств, переживаний и мыслей участников группы;

  5. Обучающие упражнения;

  6. Рефлексия заняния.

С 1-го по 10-е занятие.

Краснопеева Н.А. , Матвеева Л.В., Васильева З.П., Лихтенвальд Г.П.

консультативный

1.Оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием зависимого от компьютера и мобильного телефона подростка.

2.Разрешение представлений родителей по вопросам зависимости.

Любые формы и методы индивидуального консультирования. Групповые и индивидуальные консультации. Знакомство и распространение среди родителей памятки о компьютерной и мобильной зависимости.

В течение всего времени реализации программы.

Моисеева И.Г. Васильева З.П. Краснопеева Н.А.
















ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от компьютера, поскольку предпосылки ее формирования нередко закладываются в семье. Далее уже сформировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность психопрофилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками психолога или социального педагога станут родители.

Первые шаги к такому сотрудничеству можно заложить в рамках групповой консультации, когда есть возможность встретиться с родителями многих подростков.

Основными задачами подобных групповых консультаций могут стать знакомство родителей с понятием «компьютерная и мобильная зависимость», ее основными признаками и способами профилактики в семье.

В структуре групповых консультаций с родителями можно выделить несколько смысловых фрагментов.

Выступление можно начать с краткого вступительного слова ведущего. Основная задача на первом этапе - информировать родителей о возрастных особенностях детей, об основных особенностях (формах, видах, признаках) зависимого поведения. Поскольку уровень психологической культуры родителей может быть различным, желательно раскрыть основное содержание простым, доступным языком, привлекая разнообразные примеры из опыта практической работы, иллюстрирующие актуальность обсуждаемого вопроса.

На следующем этапе целесообразно проинформировать родителей о результатах диагностики в целом по группе детей. Для облегчения восприятия информации желательно представить результаты фронтальной диагностики наглядно - в виде графика, диаграммы и т. д.

Задача этого этапа - обратить внимание родителей на поведение их ребенка. Некоторые родители могут начать задавать вопросы о своем ребенке прямо на встрече. Поэтому родителям, желающим получить ответы на свои вотросы, предоставляется возможность записаться на индивидуальную консультацию. В том случае, если планируется профилактическая работа с детьми, родителей кратко знакомят с ее особенностями. Можно также описать родителям основные проявления зависимого от компьютера поведения - это поможет некоторым из них самостоятельно сориентироваться относительно наличия или отсутствия данной зависимости у их собственного ребенка. Если позволяет время, целесообразно включить 8 этот этап экспертную оценку самими родителями поведения их. детей. Например, родители могут отметить на заранее подготовленном бланке «Признаки зависимого от компьютера поведения» те проявления, которые демонстрирует их ребенок, что цаст самим родителям возможность проанализировать поведение подростков, а психологу - ценный диагностический материал.

Наконец, последний шаг в выступлении психолога - это формулирование конкретных рекомендаций для родителей по профилактике зависимого поведения в семье и раздача соответствующих памяток.