|
«Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида» Аннотация
«Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида»
Аннотация
В данной работе изучаются социально-педагогические условия подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются теоретические основы социального становления; определяются факторы, приводящие к нарушению рассматриваемого процесса; характеризуется структура социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях вспомогательной школы и определяются критерии его эффективности;
В представленной работе анализируются результаты исследования особенностей подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии социальному взаимодействию в условиях вспомогательной школе VIII вида, предлагаются методы изучения уровня готовности к нему, даются рекомендации по организации социально-педагогической деятельности в школах-интернатах для оптимизации процесса подготовки воспитанников к рассматриваемому процессу.
Annotation
In this work socially-pedagogical conditions of preparation for children-orphans’ social interaction with development anomalies in boarding schools of VIII kind practice (theoretical principles of social formation) to be studied; the factors leading to breach of considered process to be defined; the structure of children--orphans’ social interaction with development anomalies in auxiliary school practice to be characterized and criteria of its efficiency to be defined.
In the presented work children-orphans’ preparation features research results with development anomalies to school interaction in auxiliary school of VIII kind practice to be analyzed. Research methods of readiness livel to be offered, recommendations on the organization of socially-pedagogical activiti in bjarding schools for process optimization of pupils’ preparation to considered process to be given.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..7
1 Социальное взаимодействие детей-сирот с отклонениями в развитии в
условиях школы-интерната VIII вида как основа продуктивного
воспитания ………………………………………...………………………...14
1.1 Социальное становление детей-сирот с отклонениями в развитии
в школе-интернате VIII вида………………………………………………14
1.2 Факторы, приводящие к нарушению социального взаимодействия детей-
сирот с отклонениями в развитии в условиях школы-интерната VIII
вида………………………………………………………………………….….20
1.3 Содержание социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями
в развитии в условиях школы-интерната VIII вида……………………...28
2 Организация процесса подготовки детей-сирот к социальному взаимодействию………………………………………………………………..40
2.1 Школа-интернат VIII вида как социально-педагогическая система организации взаимодействия детей-сирот……………………………………..40
2.2 Оптимизация процесса готовности детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию.………………………………………………..47
2.3 Выводы по результатам опытной работы……........……………….……..55
Заключение.…………………………………………………………………….59
Список использованных источников……………………….…………..……...63
Приложение А Динамика социализации выпускников школы-интерната за 2001-2005 г.г………………………………………………………………..69
Приложение Б Протокол наблюдения за детьми………………………………70
Приложение В Методика теста Р. Кеттела……………………………………..72
Приложение Г Анкета для педагогов………………………………………. 79
Приложение Д Тренинговые занятия для детей-сирот среднего школьного
возраста……………………………………………………81
Приложение Е План-график мероприятий…………………………………......89
Введение
Актуальность проблемы подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида состоит в том, что организация данного процесса не учитывает особенностей среды их воспитания и опирается на традиционные методы и формы, которые не решают сегодня в полной мере задач подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
По разным причинам в стране все больше становится детей, заботу о которых берет на себя государство, а процесс их социального становления происходит вне семьи в детских домах и школах-интернатах. В настоящее время в России до 95% детей-сирот являются социальными сиротами [13], быстрый рост числа которых пришелся на 90-е годы [21]. Подобная динамика ситуации с детьми-сиротами наблюдается и в российских регионах. Так, в городе Кулебаки Нижегородской области в 90-х годах наблюдалось резкое увеличение числа детей, родители которых были лишены родительских прав. К 2004 году в школе-интернате для детей-сирот с отклонениями в развитии проживало 60 детей от 6 до 18 лет, из которых только 6 человек были фактическими сиротами. За последние 15 лет работы не было случаев усыновления детей, а случаи взятия под опекунство – единичны.
Изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении, требуют особых социально-педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей, включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Целью воспитания и обучения детей-сирот с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида является их успешная социализация и включение в социально полезные формы общественной жизни. Поэтому подготовка этих детей к социальному взаимодействию выступает одним их приоритетных направлений в организации воспитательного процесса в данных учреждениях.
Однако в настоящее время в работе с данной категорией детей существуют проблемы, связанные с недооценкой их прав на всестороннее развитие наравне с социально успешными детьми и действующей институциональной формой их воспитания, приводящей к отклонениям в развитии, вследствие замкнутости и автономности интернатных учреждений.
Таким образом, мы отмечаем противоречие между необходимостью подготовки аномальных детей-сирот к социальному взаимодействию и отсутствием у педагогов, работающих с ними, целостного представления о совокупности социально-педагогических условий, необходимых для организации такого процесса в учреждениях интернатного типа.
Названное противоречие определило проблему исследования: какие социально-педагогические условия должны быть созданы для умственно отсталых детей-сирот в школе-интернате в процессе их подготовки к социальному взаимодействию.
В последнее время отмечается повышенный интерес к изучению личности детей-сирот, в том числе и с отклонением в развитии, а также совершенствованию методов работы учреждений интернатного типа (Н.А. Воронина, Б.В. Куприянов, А.Р. Маллер, В.Ф. Мачехина, А.А.Нелидов, Т.Т. Щелина,С.В. Щенникова и др.). В работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.) раскрывается теория воздействия на мир ребенка через игру, авторы которой справедливо указывают на нее, как на доступный путь понимания и освоения ребенком различных социальных ролей. Нельзя не согласиться со ставшей широко известной концепцией социализации (А.А.Бодалев, А.В.Мудрик, И.С.Кон и др.), которая рассматривает включение ребенка в систему социальных отношений.
Отметим так же, что значительным вкладом в развитие современных представлений о социализации детей-сирот является концепция регулирования социального взаимодействия в детских разновозрастных группах (Л. Байбородова).
Но, не смотря на то, что в социально-педагогической науке разрабатываются новые подходы к организации социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях интернатного учреждения (И.С Беганцева, П.И. Башкатов, М.И. Рожков, Е.Ю. Селиванова и др.), в целом проблема обучения социальному взаимодействию данной категории детей не является объектом самостоятельных научных исследований.
На наш взгляд, недостаточное внимание исследователей к вопросу подготовки умственно отсталых детей-сирот к социальному взаимодействию спровоцировано преобладанием в детских домах и учреждениях интернатного типа так называемого «структурного» и «обучающего» подходов в воспитании детей-сирот [29], при котором сотрудники должны в первую очередь обеспечить соблюдение ребенком правил внутреннего распорядка и дисциплины.
Объектом исследования является социальное взаимодействие детей-сирот в условиях интернатного учреждения.
Предмет исследования – организация процесса подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида.
Цель исследования – выявить и обосновать социально-педагогические условия обучения социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии во вспомогательной школе VIII вида.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были конкретизированы следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к процессу социального становления детей-сирот в условиях школы-интерната VIII вида;
- определить факторы, приводящие к нарушению социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях вспомогательной школы;
- определить специфику содержания процесса социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях вспомогательной школы;
- сформировать систему критериев оценки эффективности социального взаимодействия детей-сирот с отклонениями в развитии;
- проанализировать опыт школы-интерната VIII вида как социально-педагогической системы в организации процесса подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию;
- выработать практические рекомендации по оптимизации процесса подготовки воспитанников вспомогательных учреждений к социальному взаимодействию.
Гипотеза исследования состоит в том, что социальное взаимодействие детей-сирот с отклонениями в развитии становится возможным и значимым, если его подготовка в условиях школы-интерната VIII вида сопровождается комплексом социально-педагогических условий, включающих организацию воспитательной среды; реализацию методик, адекватных целям социального взаимодействия воспитанников; осуществление интегративной деятельности, направленной на развитие социальных установок субъектов взаимодействия.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория интеракционизма (Г.Блумер, Э.Гоффман, Ч.Кули, Д.Мид, Д.Хоуманс и др.); психологические концепции личностного развития (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); положения гуманистического и феноменологического мировоззрения (И.С.Кон, А.В.Мудрик, М.И. Рожков, А.Маслоу, К.Р.Рождерс и др.).
Следует отметить так же, что очень важную роль в подготовке детей-сирот с отклонениями в развитии к социальном становлению играют идеи гуманистической коррекционной педагогики, описанные в работах В.М.Бехтерева, Т.А.Власовой, В.В.Воронковой, Г.М. Дульнева, В.П.Кащенко, М.И.Кузьмицкой, Н.Б.Лурье, В.Ф. Мачехиной, Е.Д. Худенко и др.
Методы исследования: анализ документации по средовой адаптации выпускников школы-интерната, наблюдение за учащимися вспомогательного учреждения, анкетирование педагогов, работающих на сиротских группах, эксперимент, целью которого стало изучение особенностей подготовленности детей-сирот к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната.
База исследования. Исследование проходило на базе школы-интерната VIII вида г.Кулебаки Нижегородской области. В нем принимали участие 10 педагогов, работающих непосредственно с детьми-сиротами и 20 воспитанников школы в возрасте от 11 до 13 лет. Дети были разделены на две группы по 10 человек: контрольную (дети-сироты) и экспертную (дети, обучающиеся в школе, но проживающие в семьях).
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе была обозначена проблема исследования, определенна предметно-объектная база, цели и задачи программно-опытной работы по проверке социально-педагогических условий организации подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида, осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования.
На II этапе была осуществлена опытная работа по проверке и уровня сформированности социальных установок, коммуникативности, уровня развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки у воспитанников школы-интерната, а также апробированы методы организации социального взаимодействия в рамках закрытого учреждения.
На III этапе анализировались, обобщались результаты исследования, подводились итоги проделанной работы, формулировались выводы.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что обоснована необходимость создания условия для социального взаимодействия детей-сирот в условиях школы-интерната VIII вида, выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на социальное взаимодействие данной категории детей, а также определено его содержание в условиях вспомогательной школы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью предметно-объектной базы, валидностью комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, количественными показателями, свидетельствующими о позитивных изменениях в социализации детей-сирот, с отклонениями в развитии.
На защиту выносится следующие положения:
- В основе процесса подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида лежат принципы гуманности, целеустремленности, оптимальности, адекватности, коммуникативной направленности и развития, которые учитывают особенности биологических, психических и социальных факторов, влияющих на социальное становление данной категории детей.
- Применение интегративных социально-педагогических методов работы и демократического стиля общения воспитателя с ребенком-сиротой способствуют развитию социальных установок, навыков общения, эмоциональной сферы, самосознания и самооценки.
- Процесс подготовки детей-сирот с отклонениями в развитии к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида направлен на исправление, нейтрализацию, устранение негативных проявлений личности, с одновременным освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, приложения и списка использованных источников.
Во введении дается обоснование актуальности темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотезы исследования, характеризуется его методологическая основа, новизна и значимость, методы исследования.
В первой главе представлен анализ состояния проблемы в научной литературе, дана психолого-педагогическая характеристика детей-сирот воспитывающихся в школе-интернате, определены закономерности, принципы и критерии социального взаимодействия детей-сирот с отклонением в развитии в условиях вспомогательной школы.
Вторая глава содержит описание опытной работы по проверке авторского замысла о наличии условий и методов исследования, результаты проявления социального взаимодействия в личностных свойствах данной категории детей, показаны условия необходимые для успешного обучения социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии.
В заключение дается изложение основных выводов исследования.
В приложении представлены протоколы наблюдений, примерные планы социально-педагогической деятельности по подготовке детей-сирот к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната, основные методики, использованные в исследовании.
1 Социальное взаимодействие детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях школы-интерната VIII вида как основа продуктивного воспитания
1.1 Социальное становление детей-сирот с отклонениями в развитии в школе-интернате VIII вида
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Л.С.Выготский убедительно показал, что любой дефект является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом, с людьми, влияющими на социальное развитие детей.
Причиной этого является еще и то, что значительная часть общества не готова принять как равного человека с психическими недостатками, а сами эти люди не готовы к интеграции в социум. К сожалению, в нашей стране вся организация жизнедеятельности человека практически не ориентированна на равноправие здорового человека и человека с ограниченными возможностями. Господствует тенденция к социальной и психологической изоляции таких людей. Лишь в последние годы стал все активнее рассматриваться вопрос о равноправной совместной деятельности данной категории с прочими членами общества (А.М.Зотова, Г.Х. Махортова, Л.И. Солнцева и др.).
У детей-сирот с отклонениями в развитии эти проблемы усугубляются еще и тем, что у них отсутствует естественная среда воспитания и развития – семья, что обостряет проблему их вхождения в социум. Вспомогательная школа готовит детей-сирот с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, которое должно компенсировать отсутствие у них семьи.
Важнейшим направлением теоретического и практического поиска в области социальной педагогики является исследование особенностей, возможностей и условий формирования у воспитанников школы-интерната способностей к интеграции в общество.
Однако социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованна неудовлетворенность заработком, имеются трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают при создании собственной семьи, выполнении родительских функций, в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Современное направление организации работы с умственно отсталыми детьми-сиротами представляет собой результат развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно взгляды эти менялись в различные периоды развития медицинских и социально-педагогических знаний.
К настоящему времени, на наш взгляд, в современной социально-педагогической науке сложилось несколько подходов к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии.
В частности, представители средового подхода Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам психологии обучения, его коррекционной направленности, возможностям социальной реабилитации аномальных детей. Являясь родоначальниками термина «коэффициент приспосабливаемости», авторы справедливо указывали на то, что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни.
В теоретическом плане интерес для нашего исследования представляют взгляды зарубежных исследователей XIX-XX вв. Ж.Демара и О.Декроли. Изучая природу умственной отсталости, а также возможности коррекционного воздействия в процессе обучения и воспитания и соотношение биологических и социальных факторов, ими было выдвинуто положение об обусловленности развития этих детей средовыми влияниями. Своевременно звучат их слова о том, что «…организм не прикован цепями к наследственности, ребенок не является рабом своих предков. Он может измениться под влиянием воспитания, которое он получает, так как он сильно реагирует на различные, действующие на него, факторы» [33].
Данный подход позволяют нам сделать вывод о том, что условия развития и воспитания аномальных детей играют важную роль в их социальном становлении и подготовке к самостоятельной жизни.
Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды российских ученых, сторонников психологического подхода (Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.М. Прихожан, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых), для которых общей является идея «дефицитарности» [39] развития ребенка вследствие различных видов депривации» [28]. Они указывают нам на своеобразие развития личности умственно отсталого ребенка, которая с точки зрения Л.С. Выготского, формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл организованного педагогического воздействия Л.С.Выготский видит в содействии развитию личности аномального ребенка. В качестве первоочередной задачи он выдвигает основной свой тезис – чтобы определить социальное лицо человека, необходимо исправить его социальный вывих, т.е. преодолеть те отклонения в его поведении, которые он имеет. Иначе, обеспечить социальную компенсацию дефекта.
Результаты многолетних исследований проведенных выше указанными авторами в детских домах и интернатах различного типа, позволяют сделать нам вывод, что при грамотной постановке работы с аномальным ребенком, можно достичь значительных результатов при его подготовке к социальному взаимодействию.
Различные аспекты организации работы с детьми-сиротами с отклонениями в развитии раскрываются в социально-психологических подходах (В.С. Мухина, Н.П. Павлова, О.Н. Посысоев, Е.И.Разуван, Т.Н. Стариченко и др.), который способствовал внедрению в практику работы учебных учреждений VIII вида специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке.
Нельзя не согласиться с представителями экзистенционального подхода (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.И. Рожков и др.), которые под трудностью социализации понимают «комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью». Причины возникновения этих трудностей они видят в «несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям» »[39]. Социальная ситуация развития ребенка в интернате, при отсутствии нормальных для него контактов (семья друзья соседи и т. п.), приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком-сиротой из различных источников. В связи с этим часто формируются неверные образы социальных ролей и ложное представление о собственной социальной роли как сироты. Эта роль часто реализуется человеком в течение всей его жизни »[39].
Со сторонниками экзистенциональных теорий соглашаются представители межпоколенного подхода (Г.В. Семья, Н.Ф. Плясов, Г.И. Плясова и др.), которые также указывают на неспособность не только создать благополучную семью, но и сохранить ее, а также рассматривают проблемы снижения пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера, и социального взаимодействия в целом.
«Для тех, кто провел свое детство в стенах интерната, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они, чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного (а имеющийся пример, как правило, отрицательный) образца отношений «родитель-родитель» «ребенок-родитель», приводит к смещению ценностных ориентации детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов... Среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме на первом месте – молодые матери из числа детей-сирот» [39], что позволяет сделать нам вывод о том, что для успешной социализации воспитанников вспомогательных учреждений важное значение имеет обучение социальному взаимодействию в рамках их подготовки к выполнению определенных социальных ролей.
Представители технологического подхода (А.С. Белкин, Т.Т. Бурлакова, А.В. Гордеева, О.В. Заславская, В.В., Морозов и др.) обращают также внимание на серьезные проблемы нравственного развития воспитанников интернатов, которые проявляются чаще всего в кражах безответственности подавлении и оскорблении более слабых в снижении эмпатии и в целом в недостаточном понимании или непринятии моральных норм правил и ограничений [9] .
Подобные взгляды убеждаю нас в том, что важными функциями интернатов всех типов, кроме развития образования и воспитания должны стать коррекция, реабилитация, адаптация, социализация воспитанников [6].
Немаловажное значение в литературе предается коррекционному подходу развития умственно отсталых детей-сирот в условиях закрытого учреждения, где вопросы социального воспитания рассматриваются как наиболее перспективные в деле подготовки данной категории детей к самостоятельной жизни (Г.М. Дульнев, Е.Н. Завьялова, М.И.Кузьмицкая и др.). Подробные взгляды убеждают нас в том, что основная задача специальной школы для детей-сирот это наиболее полная подготовка ее выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду, основанная на коррекции и компенсации имеющихся недостатков в развитии.
С учетом рассмотренных выше подходов вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы-интерната для детей-сирот. Среди них наиболее актуальными являются понятие от «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей.
Реализация этих направлений в коррекционной школе-интернате, возможна только при условии грамотно построенного социального взаимодействия детей-сирот с нарушениями интеллектуального развития.
По мнению М.Вебера, взаимодействие возникает тогда, когда люди сталкиваются с необходимостью или у них возникает желание вместе чего-то сделать, решить, обсудить, узнать, помочь друг другу или кому-либо, соотнести и согласовать свои ожидания и ориентации. В таких случаях социальное действие (направленное на разрешение жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентированное на ответное поведение людей) становится взаимодействием.
К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, результатом чего является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников интернатов, сформированности социальных ценностей.
Деятельность, в процессе которой осуществляется принятие ребенком ценностей, в интернате должна отличаться большим разнообразием, чтобы ребенок в ее процессе смог овладеть различными навыками, социальными ролями, осознать и принять социальные ценности.
В связи с этим исключительное значение приобретают личность социального работника и отношения в интернате в целом: все дети должны чувствовать себя, безусловно, принятыми и любимыми всеми сотрудниками интерната. Общение между педагогами, социальными работниками и воспитанниками интерната имеет исключительное значение для ребенка-сироты. Ребенок, имеющий семью, взаимодействует с большим количеством людей. В этом взаимодействии он, как было отмечено выше, овладевает различными социальными ролями. В интернате знаковой фигурой для ребенка является социальный работник, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет его развитие [12]. Без такого отношения к ребенку его развитие будет сильно затруднено, так как вне рамок интерната ему негде компенсировать недостаток или отсутствие любви. Создание отношений основанных на любви и взаимоуважении членов сообщества, являясь важным условием успешного развития детей-сирот, становится главной задачей социального работника. Педагогической основой этих отношений является принятие и освоение педагогом личностного подхода в воспитании развитие «способности работать не только на организационно-педагогическом, но и на психолого-педагогическом уровне» [16].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время наиболее оправданными является такие подходы к подготовке детей-сирот социальному взаимодействию в условиях учреждения VIII вида, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формулировать жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Для того чтобы реализация рассмотренных выше взаимодополняющих подходов по подготовке детей-сирот к социальному взаимодействию проходила целенаправленно, необходимо выяснить какие факторы оказывают влияние на их подготовку к самостоятельной жизни.
|
|
|