|
Консультация для родителей: «Как вести себя с гиперактивными детьми?»
Консультация для родителей:
«Как вести себя с гиперактивными детьми?»
“Самые счастливые дети бывают у счастливых родителей”
А. С. Макаренко
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медико-нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики и требующий комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической (с 5 до 10 лет).
Гиперактивность переходит в импульсивность и сохраняется во взрослой жизни. Это работа структур мозга, его не переделать, но можно приспособиться, зная признаки гиперактивности и работу с гиперактивными детьми. Для постановки диагноза необходимо наблюдать в течение 6 месяцев, но вы живете с детьми и можете отметить про себя, является ли ваш ребенок гиперактивным.
Диагностические критерии гиперактивности:
Двигает кистями, стопами, кружится, вертится, стучит.
Встает с места на занятии без спроса.
Бесцельная активность.
Не может спокойно, тихо играть.
Находится в постоянном движении.
Постоянно болтлив.
Импульсивен — отвечает на вопросы, не дослушав их.
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
-
Часто мешает другим, пристает к окружающим, вмешивается в беседы или игры других ребят.
Практические советы для родителей с гиперактивными детьми:
1. Изменение поведения взрослого и его отношение к ребенку:
- проявлять твердость и последовательность воспитания;
- помнить, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
-
- контролировать поведение ребенка, не навязывая жестких правил;
- не давать ребенку реактивных указаний; избегать слов «нет», «нельзя» (например: «Прекрати, перестань!»);
- избегать, с одной стороны чрезмерной мягкости, с другой стороны завышенных требований к ребенку;
-
- реагировать на действия ребенка неожиданными способами
(например: пошутить, повторить действия ребенка, сфотографировать его, оставить в комнате одного);
-
-повторите свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно произнес извинения за поступок (можно произнести за него, например: «Ты хочешь извиниться?»);
-выслушайте до конца то, что хочет сказать ребенок.
2. Изменение психологического климата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно времени;
- проводите досуг вместе с семьей;
- не допускайте ссор в присутствии детей.
3. Организация режима дня:
- установите твердый распорядок дня ребенка и членов семьи;
- оградите ребенка от длительных занятий на компьютере (норма 10 -15 мин. в день);
- по возможности избегайте больших скоплений людей.
4. Специальная поведенческая программа:
-
-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);
Методы и приёмы, повышающие самооценку.
Дерево достижений.
Копилка хороших дел.
Я лучше всех.
Мои рекорды.
- не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (в углу, на стуле штрафников, в определенном ограниченном месте);
- чаще хвалите ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
- воспитывайте у ребенка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (предложите побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
-
- постепенно расширяйте кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- не давайте ребенку одновременно несколько указаний или заданий.
Помните, что убедительные речи с гиперактивными детьми — это потерянное время. Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).
Советы:
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, не стоит бросаться к нему на помощь. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
- оценивайте отдельно поступок ребенка, а не его личность;
-
- дайте понять ребенку, что ответственность за поступок лежит на нем.
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.
Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, позитивные мысли, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для родителей.
У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности и гиперактивности.
Будьте счастливы!!!
|
|
|