|
Курсовой проект методика планирования и проведения инновационных уроков в общеобразовательной школе
Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики
ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»
Кафедра технологии и профессионального обучения
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Методика планирования и проведения инновационных уроков
в общеобразовательной школе
Выполнил: Захарова Светлана Васильевна,
учитель технологии
Муниципального образовательного учреждения
«Янтиковская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской республики
Научный руководитель: Бородина
Татьяна Леонидовна, к.пед.н., доц.,
зав.кафедрой технологии и
профессионального обучения
Чебоксары, 2011
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования инновационных уроков ….5
1.1 Инновационный урок – как современная форма организации урока …..5
1.2 Понятие и виды инновационных уроков ………………………………….7
1.3 Характеристика основных инновационных уроков ………………………9
1.4 Деловая игра как вид инновационного урока ……………………………13
Глава II. Проектирование и методика проведения деловой игры на уроке технологии по теме «Бюджет семьи» раздела «Семейная экономика» в 8 классе ……………………………………………………………………………17
2.1 Планирование деловой игры ………………………………………………17
2.2 План – конспект деловой игры по теме «Бюджет семьи» в 8 классе ……19
2.3 Трудности проведения деловой игры ……………………………………
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы ......................................................................................
Введение
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся [10].
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся [9]. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Обьектом исследования в работе является изучение инновационных процессов обучения, а предметом – организация инновационного урока в рамках общеобразовательного учреждения.
Целью курсового проекта является теоретическая разработка инновационного урока в условиях общего образования, которое обеспечивает полноценное развитие личности учащихся в инновационных системах обучения.
Можно выдвинуть следующую гипотезу, если преподаватель подберёт такие формы организации процесса обучения как инновационные уроки, выберет подходящее время для их проведения и умело их подготовит, то можно будет сказать, что данный процесс должен стать интересным, полезным, учащиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения учащихся. Поэтому задачи данной работы следующие:
Глава I «Теоретические основы использования
инновационных уроков»
Инновационный урок – как современная форма организации урока.
В педагогике классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
В педагогической литературе преобладает точка зрения, согласно которой урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.
Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой, под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие учащихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.
С другой стороны, такой урок отражает лишь внешние признаки учебного процесса (организовать, спросить, объяснить, закрепить и т.д.) и не отражает внутреннюю его сторону (закономерности учебного познания, структуру учебной деятельности и др.). Поэтому традиционный урок не может служить для педагога руководством к действию [1].
Большее внимание сегодня уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой оканчивали бы учебные заведения образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие на уроке учителя [6].
Естественно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Вместе с тем следует учитывать, что на подобных уроках, как правило, отсутствует серьезный познавательный труд учащихся, невысока их результативность. В силу этого они не должны преобладать в общей структуре обучения, преподавателю необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе [1].
1.2 Понятие и виды инновационных уроков.
В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося» [10]. Характерной особенностью развития урока в конце 80-х — начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательной школы имел место активный процесс возникновения нестандартных форм проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности [1].
В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок — “дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет [1].
Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов, не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.
1.3 Характеристика основных инновационных уроков.
Для более полного понимания, что из себя представляет инновационный урок рассмотрим некоторые из выше представленных.
Деловая игра
Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение).
Цель:
активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;
анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;
практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
Основная задача:
• выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия [3].
Урок – КВН.
Основными целями и задачами такого урока является:
обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме - явлениях, процессах и закономерностях;
развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал;
объяснение закономерностей и процессов;
установление причинно-следственных связей;
строить графики;
развитие мышления учащихся и их творческих способностей;
формирование грамотной устной речи;
воспитывать в учащихся чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;
развивать познавательный интерес к предмету.
Урок заключается в том, что группу учащихся необходимо разделить на команды, в каждой из которой выбирается капитан. Победителем будет считаться тот, у кого будет больше правильных ответов на предложенные задания. Правильность и полноту ответов определяет специальная счетная комиссия, состоящая из преподавателей, родителей учащихся или старших товарищей.
Задания для такого урока могут быть различными. Это может быть решение задач; фронтальный опрос членов команд по очереди; отгадывание ребусов, кроссвордов; выявление закономерностей; поиск лишних слов и их исправление; демонстрация домашнего задания, предварительно данного преподавателем по выбранной теме; разыгрывание сценок и т.п [5].
Урок – конкурс.
Проведение такого урока позволяет:
проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения;
систематизировать знания учащихся;
формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий;
воспитывать волю к победе;
прививает учащимся интерес к выбранной профессии;
развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.
Задания для такого урока могут быть примерно такими же, как и для урока – КВНа [7].
Урок – конференция.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной преподавателем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор [5].
Урок-сюрприз.
Особенностью данного урока заключается в том, что учащиеся не знают, какие задания их ожидают, для этого используются специально приготовленные шкатулки с вопросами, «черные» ящики, конверты и т.д.
Цели такого урока следующие:
обобщить знания учащихся о понятиях, показать их значение, взаимосвязь;
расширить кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени;
-
выявить имеющиеся знания и понятия процессов, явлений на уровне собственного жизненного опыта;
воспитывать активность, самостоятельность [3].
Урок – аукцион.
Этот урок строится как повторительно-обобщающий с акцентом на показ практической значимости изученных вопросов — в этом и цель урока [1].
Структура урока такова: приветствие; повторение во время опроса основных вопросов темы; объяснение правил аукциона; "продажа" предметов; музыкальная пауза; продолжение "продажи"; музыкальный финал; итоги.
Построить урок - аукцион можно в такой форме: за демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены "продаваемые" предметы. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться. Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать его связь с предметом, точнее - с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждого ответа громко считает: раз, два,…три. Выигрывает тот, кто до счета "три" последним даст ответ [4].
Здесь рассмотрены только наиболее распространенные нестандартные уроки. При планировании и проведении таких уроков преподаватель может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей учащихся, также преподаватель, полагаясь на свою фантазию и опыт, может спланировать собственный инновационный урок, который будет иметь место в системе профессионального обучения.
В данной работе остановлюсь на подробном рассмотрении и планировании такого инновационного урока как деловая игра.
1.4 Деловая игра как одна из форм инновационного урока.
Предлагается несколько определений, отражающих возможные функции деловой игры:
* Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
* Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
* Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
* Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.
* Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил.
Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.
Основные атрибуты деловых игр:
1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
3. Игровые действия регламентируются системой правил;
4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;
5. Игра носит условный характер;
6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией [4].
Более полное и конкретное представление можно получить на основе знакомства с типологией деловых игр и рассмотрения отдельных игр, иллюстрирующих эту типологию. Одномерные классификации проводились по следующим критериям:
а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);
б) по наличию взаимодействия - интерактивные и не интерактивные;
в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;
г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;
д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные [3].
Классификация деловых игр [5]:
Признаки
|
Класс деловых игр
|
1) Функциональное назначение
|
- учебные ДИ;
- производственные ДИ;
- организационно - деятельностные (ОДИ);
|
2) Степень реальности игровой модели
|
- конкретные (практические);
- абстрактные (теоретические);
|
3) Сложность игровых процедур
|
- простые (ограниченное число участников, одна проблема);
- сложные (множество участников);
|
4) Структура участников игры
|
- однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и
т.д.);
- смешанные (разнопрофильность участников игры);
|
5) Вид оценки деятельности участников игровых групп
|
- без оценивания специальным арбитражем
- с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры
|
При разработке деловой игры можно выделить следующие этапы:
1. Проблематизация и тематизация.
2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).
3. Выделение целей конструирования.
4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.
5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.
6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра.
7. Формулировка правил, распределение ролей среди игроков.
8. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами [4].
Выводы по I главе:
В ходе изучения теоретических основ использования инновационных уроков, я рассмотрела наиболее часто применяемые в практике инновационные уроки. Дала им краткую характеристику, выявила цели, содержание и предполагаемые результаты. И таким образом на основе всего выше изложенного пришла к выводу, что применение инновационных уроков не всегда является лучшим вариантом проведения урока. Инновационные уроки наиболее логично применять для повторения, усвоения и закрепления пройденного материала, а не для изучения нового. Также рассмотрела такой инновационный урок как деловая игра. И пришли к выводу, что деловые игры могут применяться не только для активизации, закрепления и обобщения знаний учащихся, но и для применения полученных знаний в поставленных условиях урока при планировании последовательности действий.
Глава II. Проектирование и методика проведения деловой игры на уроке технологии по теме «Бюджет семьи» раздела «Семейная экономика» в 8 классе.
2.1 Планирование деловой игры.
Главными целями проведения деловой игры являются следующие:
обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении тем раздела «Домашняя экономика»;
анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;
практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;
Основная задача:
выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах.
Время проведения деловой игры:
Оптимальным временем для проведения игры в данном случае это конец второй четверти. Так как урок является уроком – обобщением, то он еще и наилучший метод оценки уже имеющихся знаний, которые учащиеся получили в ходе изучения данной темы.
Количество и состав участников:
1) 15 учащихся 8 класса разбиваются на 3 группы (по 5 человек), каждая из которых придумывает фамилию «своей семьи». Например:
Семья Добросмысловых.
Семья Богатиковых.
Семья Пестриковых.
2) Экспертная комиссия, в лице учителя, а также преподаватели, чьи предметы имеют непосредственную связь с темой игры.
3) Главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход игры является преподаватель.
Дополнительные моменты организации деловой игры, необходимые для ее проведения.
- Для того что бы данная деловая игра прошла не только как урок для разнообразия учебного процесса, а все же и как урок обобщения учебного материала, учащимся заранее дается задание повторить весь материал, связанный непосредственно с доходной и расходной частью семейного бюджета.
- Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 3 группы. На каждый стол необходимо сделать табличку с фамилией семьи, в которой впоследствии указывается состав учащихся.
- На доску можно повесить различные средства обучения, например: плакат или схему «Три состояния бюджета семьи».
- Для побуждения учащихся к активной деятельности за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы. По итогам проведения игры определяются заработанные очки, команде набравшей наибольшее количество очков выставляется соответствующая оценка.
2.2. План – конспект деловой игры по теме «Бюджет семьи» в 8 классе
Раздел: «Домашняя экономика».
Тема: «Бюджет семьи».
Цель:
обобщение, закрепление и практическое применение полученных знаний;
планирование хода действий;
развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь.
Задачи:
Обучающая - осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, кредит.
Развивающая – развивать познавательный интерес, формировать экономность, бережливость, предприимчивость.
Воспитательная – воспитывать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
Ход урока:
I Организационная часть (5 мин). Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.
II Подготовка к проведению деловой игры (5 мин). Группам участников предлагается занять соответствующие места в классе. Фамилии «своих семей» участники придумывают сами и вписывают его в табличку, имеющуюся на каждом столе. Каждая «семья» выбирает «хозяина», который будет исполнять роль спикера.
III Проведение деловой игры (30 мин). Игра проводится с применением кейс-технологии.
Ситуация.
В красивой сельской местности, в одном из районов Чувашии жила добрая девочка Ульяна. Она любила свою родную школу, свой родной 8 а класс, в котором была лидером и считалась креативной девочкой. Ей нравилось после уроков бежать в музыкальную школу, где она обучалась игре на гитаре. Но несмотря на это, она с трудом дождалась летних каникул.
И вот однажды, воскресным июньским утром папа (следователь РОВД) на своей новенькой «Приоре», купленной в кредит, повез дочь с бабушкой в столицу навестить старшего брата Ульяны.
Мама, к сожалению, поехать не смогла, потому что с 7 утра до 19 вечера должна была дежурить в школе, в которой работала учителем технологии.
Брат Саша готовился к защите диплома в педагогическом университете и был утром занят. А это значит, что бабушка захочет заехать в торговый центр за шубой. Она была уверена, что шубы летом стоят дешево, потому что летом на них делают большие скидки. Ульяна не ошиблась. Бабушка повела ее в отдел верхней одежды. От разнообразия фасонов у девочки «разбежались глаза» и она не прислушивалась, о чем говорят взрослые. Но вот одна фраза «зацепила» ее. “Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – сказал продавец отдела категории люкс. Бабушка с легкой иронией быстро перефразировала: «Неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты». На что продавец с усмешкой ответил: « Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета». После такого поворота событий бабушка с Ульяной вышли из отдела с высоко поднятой головой.
Проходя мимо отдела музыкальных инструментов, Ульяна увидела красивую электрогитару. Корпус инструмента блестел и манил к себе как бы говоря: «Купи меня!». Ульяна мечтала стать гитаристкой в инструментальном эстрадном ансамбле, но родители относились к этому как к детской шалости.
Покинув торговый центр, они навестили брата Сашу, порадовались его успехам. Потом все вместе гуляли вдоль набережной, весело общаясь, и с наступлением вечера вернулись домой.
Уже лежа в кровати, и почти засыпая, девочка снова вспомнила о красивой электрогитаре и подумала: «Может мне подарят ее на день рождения 25 декабря?».
Вопросы:
Какой совокупный доход у данной семьи в месяц?
А сколько расходует эта семья?
Какой бюджет у этой семьи (сбалансированный, избыточный, дефицитный)?
Может ли девочка получит в подарок желаемую вещь ко дню рождения?
Информация: Зарплата следователя РОВД – 12 500 рублей
Зарплата учителя - 9 000 рублей
Пенсия – 3 500 рублей + 2 100 рублей (зарплата сторожа)
Стипендия – 1 100 рублей
Детское пособие – 200 рублей
Оплата за муз. школу – 190 рублей
Машина расходует 7л бензина на 100км, 1л стоит 26 руб.
Каждый участник игры прочитывает ситуацию индивидуально и выявляет имеющиеся проблемы. Затем группа – семья коллективно обсуждает и принимает решения.
VI Подведение итогов деловой игры (5 мин).
После подсчета экспертной комиссией всех ответов групп, слово дается преподавателю, который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляя свое решение.
После окончания деловой игры необходимо поблагодарить всех ее участников.
2.3 Трудности проведения деловой игры.
Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых игр:
Способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей игрока. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности.
Можно выделить и другие особенности поведения игроков. Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формирования группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучет игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.
Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем.
Все эти данные следует учитывать при планировании игры в ходе распределения ролей.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового проекта были рассмотрены основные инновационные уроки: урок – КВН, урок - конкурс, урок - конференция, урок - аукцион, урок-сюрприз, и охарактеризованы их основные моменты (цели, задачи). А также приведены основные характеристики и, этапы проведения и классификацию такого инновационного урока, как деловая игра.
И на основании данных примеров я разработала план – конспект проведения деловой игры по разделу «Семейная экономика» на тему «Бюджет семьи», что и являлось целью моего курсового проекта. На этом уроке – игре были предложены задания по основным вопросам данной темы, поэтому учащиеся могли не только закрепить полученные знания, но и применить их в условиях деловой игры. Также в ходе игры все участники были разделены на команды, тем самым у учащихся развивались такие важные качества как соперничество, сотрудничество, работа в группе.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи в данной работе выполнены полностью.
Список литературы:
Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.
Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.
Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
|
|
|