|
Программа по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях
Казённое учреждение
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Зина»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«ПОЗНАНИЕ»
Автор - составитель:
Наумова И.Н. - воспитатель
отделения дневного пребывания
несовершеннолетних
Рассмотрено и утверждено
на заседании метод. Совета
«25» января 2012г.
Протокол №1
Урай
2012 г.
I.Пояснительная записка
1.Актуальность
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.
В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом, а значит и на познавательную активность в частности.
Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается также и в процессе общения как особом виде взаимодействия педагога и ребенка. Данное общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса. Содержание, формы и методы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.
Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка подразумевает передачу определенных представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на события, поступки, объекты и пр.
В нашей программе мы подробнее остановимся на развитии познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), которые входят, как составная часть, в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Дети младшего школьного возраста – самая многочисленная часть воспитанников отделения дневного пребывания социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина». В основном, это дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, родители которых имеют низкий воспитательный потенциал и не способны в полной мере в системе показать ребенку способы приобретения информации, развить познавательные компоненты.
Программа предусматривает реализацию прав и интересов детей, определенных международным правом и Российским законодательством.
Конвенция о правах ребёнка провозглашает:
Статья 6. Право на жизнь, выживание и развитие.
Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребёнка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.
Статья 27. Уровень жизни
Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, и духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.
Статья 31.Право на отдых, досуг и культурную жизнь.
Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а так же на участие в культурной и творческой жизни.
Нормативно-правовыми основами разработки Программы являются:
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Целевая группа
Дети младшего школьного возраста, посещающие группы отделения дневного пребывания социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина» из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель
Развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность.
Задачи
Провести диагностику уровня познавательного развития воспитанников младшего школьного возраста.
Разработать для использования в реализации программных мероприятий, а также в повседневной работе, доступные и интересные детям младшего школьного возраста формы и методы работы по реализации данного направления.
Способствовать активизации познавательной активности младших школьников через формирование и развитие процессов памяти, внимания и мышления.
Расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
Провести итоговую диагностику на выявление динамики развития познавательной активности.
Формы работы
Анкетирование
Урок- навигация
Викторина
Интеллектуально – познавательная игра
Игра - путешествие
Методы работы
Беседа
Наблюдение
Диалогический метод
Объяснение
Рассказ
Игровой метод
Иллюстративный
Частично-поисковый
II. Содержание
1.Этапы реализации программы
Программа реализуется циклично в течение трех месяцев с одной группой детей.
1этап: организационный (1 неделя параллельно с основным этапом)
Организация групповой деятельности по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Зина»
2 этап: диагностический 3 дня с момента поступления ребенка (параллельно с практическими занятиями).
Диагностический этап направлен на выявление уровня сформированности познавательных процессов младших школьников. На этом этапе работы используются следующие методики:
Методика Л.А. Ясюковой «Уровень развития познавательных процессов»
Методика А.Р. Лаурия «10слов»
Анкетирование «Познавательная активность младшего школьника»
(А.А. Горчинская)
3 этап: основной (3 месяца)
Ознакомление с различными способами действия к наполнению знаний, расширению кругозора:
Экскурсия
Занятия в компьютерном классе
(Научить ребёнка пользоваться поисковой базой интернет – ресурсов)
Чтение художественно-познавательной литературы.
Формирование и развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления (весь период пребывания ребенка в Центре
4 этап: заключительный ( 3 последних дня ), проводится теми же методами, что и первый.
Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности проделанной работы.
Анализ проделанной работы.
2. Направление деятельности и их содержание
Воспитатель
1. Тематическое планирование занятий.
2.Проведение тематических групповых и индивидуальных занятий с воспитанниками.
Психолог
1. Проведение диагностики уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста.
2. Психологическая поддержка работы по развитию познавательной активности воспитанников.
3. Составление рекомендаций для воспитателей и родителей с учетом индивидуальных особенностей детей.
Музыкальный руководитель
1. Помощь в разработке, организации и проведении интегрированных групповых занятий совместно с воспитателем, социальным педагогом.
2. Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии, воображения, памяти, мышления, ритмического слуха и расширению кругозора.
Инструктор по труду (работа в компьютерном классе)
Проведение индивидуальных и групповых занятий с воспитанниками по формированию и расширению познавательной активности через работу в сети Интернет, игровые технологии.
Социальный педагог
1.Разработка, организация и проведение занятий, мероприятий (экскурсии, деловые игры, круглые столы и т.д.) с детьми, направленные на развитие познавательной активности.
3. Учебно-тематический план
Содержательная часть программы реализуется согласно учебно-тематическому план ( Табл. 1)
Учебно-тематический план Таблица 1
Диагностический этап
|
Формы и методы проведения
|
Название мероприятия
|
Цели, задачи
|
К-во часов
|
Ответственный
|
Анкети
рование
Беседа
Наблюдение
|
Занятие «Давайте познакомимся!
|
Цель: выявление сформированности познавательной активности младших школьников.
|
1-2 часа
|
Психо-
лог
|
Основной этап
Ознакомление с различными способами действия к наполнению знаний,
расширению знаний и кругозора
Формирование и развитие познавательных процессов
|
1. Экскурсия
|
«Экскурсия в городскую библиотеку»
|
Цель:
знакомство с одним из способов к наполнению знаний, расширению кругозора.
|
1 час
|
соц. педагог
|
2. Урок-навигация
|
«На просторах интернета»
|
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «Интернет»;
изучить поисковые системы и освоить технологии поиска информации в глобальной сети.
Развивающие:
Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
|
1 час
|
инструктор по труду
|
3.Виртуальная экскурсия
|
«В гости к дедушке «Ау!»
|
Задачи:
Образовательные:
Научить копировать и сохранять информацию, полученную через поисковые системы.
Развивающие:
Расширять кругозор детей.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, аккуратность.
|
1 час
|
инструктор по труду
|
4. Викторина
|
«В мире животных»
|
Образовательные
Расширять кругозор детей.
Пробудить интерес к окружающему миру.
Развивающие:
Развивать воображение, внимание, мышление.
Пробудить интерес к окружающему миру.
развивать инициативу и активность.
развивать воображение, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать инициативу и активность.
|
1 час
|
воспитатель
|
5.Интеллек-но-познавательная игра
|
«В стране невыученных уроков»
|
Образовательные:
В игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского языка,
Развивающие:
Развивать устную речь детей; память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к школьным предметам.
Способствовать сплочению коллектива детей, повышать уровень знаний.
|
1 час
|
воспитатель
|
6.Познаватель-ная игра
|
«Весёлый калейдоскоп»
|
Задачи:
Образовательные:
активизация к мыслительной деятельности.
Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма.
Развивающие:
Развивать познавательную деятельность.
Развивать творческий потенциал.
Развивать умение работать в паре, группе.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Приобщать детей к культуре умственного труда.
|
1 час
|
воспитатель
|
7. Интеллек-ная игра
|
«Эрудит»
|
Задачи:
Образовательные:
Научить решать занимательные задачи, используя смекалку, изобретательность.
Учить свободно, высказываться, представить полную свободу самовыражения в слове.
Развивающие:
Расширять кругозор детей.
Проверить и закрепить знания, полученные на уроках.
Прививать устойчивый интерес и любознательность к этим предметам.
Воспитательные:
Создать атмосферу здорового соревнования.
Заставить применять свои знания, думать, сопоставлять, оценивать ответы товарищей по команде.
Воспитывать эстетический вкус.
|
1 час
|
|
8. Игра-путешествие
|
«За волшебным колобком»
|
Задачи:
Образовательные:
Научить решать занимательные задачи, используя смекалку, изобретательность.
Развивающие:
Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к великому русскому языку.
Пробуждать потребность у детей к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
|
1 час
|
воспитатель
|
9.Занятие - игра
|
«Математичес кий КВН»
|
Задачи:
Образовательные:
Научить применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Развивающие:
Развивать речь детей, математическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества детей.
Прививать интерес к математике.
|
1 час
|
воспитатель
|
10. Интеллек - туально - познаватель - ное занятие:
|
«Путешествие в Волшебную страну Знаний»
|
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения и навыки учебно-познавательного характера: решение задач, примеров, выполнение различных заданий письменного и графического характера.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои
мысли; умение анализировать ответ товарища.
Воспитательные:
воспитание интереса к школьным предметам, к учению во внеурочное время.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
|
1 час
|
воспитатель
|
11. Интеллек-туальное занятие
|
«Учитесь, читайте, размышляй
те, удивляйтесь»
|
Задачи:
Образовательные:
повторить учебный материал по темам: «Род имён существительных», «Синонимы», «Главные члены предложения»;
расширять словарный запас.
Развивающие:
развивать логическое мышление, речь, внимание, сообразительность.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому
языку;
коммуникативные отношения между детьми.
|
1 час
|
воспитатель
|
12. Занятие - прогулка
|
«По загадки в лес пойдём»
|
Задачи:
Образовательные:
развивать кругозор детей.
Развивающие:
Развивать память, мышление.
Воспитательные:
прививать любовь к родной природе.
|
1 час
|
|
Заключительный этап
Проведение диагностического обследования с целью выявления эффективности проделанной работы. Анализ проделанной работы
|
4 .Ресурсы
Кадровые ресурсы
Воспитатель
Социальный педагог
Психолог
Музыкальный работник
Инструктор по труду (компьютерный класс)
Информационные ресурсы
Буклеты
Памятки
СМИ
Методические ресурсы
-
Комплекс занятий «Мир профессий» по развитию учебно – познавательных мотивов у детей младшего школьного возраста, включающий в себя развивающие упражнения и задания рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, памяти.
Развивающие игры со словами для детей – И. Агапова, М. Давыдова
Занимательная математика – В. Волина
Большая книга лучших развивающих головоломок – Т. Сорокина
Методика Л.А. Ясюковой «Уровень развития познавательных процессов»
Методика А.Р. Лаурия «10 слов»
Анкета «Познавательная активность младшего школьника» - А. А. Горчинская
5.Результаты
Ожидаемые результаты
Дети познакомятся с поисковыми системами Интернет и освоят технологии поиска информации в глобальной сети.
Разовьются различные виды памяти, внимания, мышления.
Разовьются общеучебные навыки.
Активизируется познавательная активность младших школьников через формирование и развитие процессов памяти, внимания и мышления.
Расширится кругозор ребенка, его творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
Полученные результаты
(см. Приложение)
Критерии оценки эффективности
Учебно – познавательная деятельность
Развитие положительной мотивации к обучению
Развитие самостоятельности в учебной деятельности
Развитие познавательной активности
6. Список литературы
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М 1996
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Москва «ВАКО» 2004.
Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки. Москва «ВАКО» 2008.
Коваленко В.И. Игровой модульный курс по ПДД. Москва «ВАКО» 2011.
Мухина В.С. Возрастная психология. М.1997.
Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Общие основы психологии -2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 19
Психологические проблемы неуспевающих школьников. Под ред. Н.А.Менчинская. М.1994
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.1997
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Москва «ВАКО» 2007.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.
|
|
|