|
Программа по декоративно-прикладному искусству «наш вернисаж»
ПРОГРАММА
ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
«НАШ ВЕРНИСАЖ»
(для детей старшего дошкольного возраста)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства является попыткой обновления программы «Радуга» по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Направления работы:
Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.
Программа рассчитана на два года обучения. Основной формой работы являются групповые занятия один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий.
На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:
-
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.
Содержание работы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Этапы работы:
Образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
-
Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Подготовительная группа:
Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и за его пределами, в создании Больших книг «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка».
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.
Учебный план
кружка по декоративно-прикладному искусству
«НАШ ВЕРНИСАЖ»
№ п/п
|
Разделы программы
|
Старшая группа
|
Общее кол-во занятий
|
Подготовительная группа
|
Общее
кол-во
занятий
|
Теория
|
Практика
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Знакомство с народными промыслами
(включая прорисовку элементов росписи)
|
11
|
|
11
|
5
|
|
5
|
2
|
Самостоятельное создание детьми декоративных
изделий:
Рисование
Лепка
|
|
17
13
4
|
17
|
|
23
17
6
|
23
|
ИТОГО В ГОД
|
11
|
17
|
28
|
5
|
23
|
28
|
Полный курс обучения
|
|
|
|
|
|
56
|
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
|
Учебно-тематический план
кружка по декоративно-прикладному искусству
«НАШ ВЕРНИСАЖ»
№ п/п
|
Разделы программы
|
Старшая группа
|
Общее кол-во занятий
|
Подготовительная группа
|
Общее кол-во занятий
|
Теория
|
Практика
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Путешествие по народным промыслам.
|
1
|
|
1
|
|
|
|
2
|
«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения»
|
1
|
|
1
|
|
|
|
3
|
«Дымковская сказочная страна»
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
4
|
«Чудо филимоновских свистулек»
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
5
|
«Каргопольские игрушки»
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
6
|
«Знакомтесь, русская матрешка»
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
7
|
«Богородская резная игрушка»
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
8
|
«Жостовский букет»
|
|
|
|
1
|
1
|
2
|
9
|
«Веселый Городец»
|
1
|
2
|
3
|
|
1
|
1
|
10
|
«Сине-голубое чудо Гжели»
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
11
|
«Золотая Хохлома»
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
12
|
«Красота вологодских кружев»
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
13
|
«Плат узорный»
|
1
|
1
|
2
|
|
1
|
2
|
14
|
«Русский народный костюм»
|
|
|
|
1
|
1
|
1
|
15
|
Народные промыслы родного края
|
1
|
2
|
3
|
|
2
|
2
|
ИТОГО В ГОД
|
11
|
17
|
28
|
5
|
23
|
28
|
Полный курс обучения
|
|
56
|
Длительность одного занятия в старшей группе кружка 20-25 минут
В подготовительной группе 25-30 минут
|
|
|
|