|
«Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК"
с. Бутырки
Представление педагогического опыта
Хлебниковой Ирины Александровны
воспитателя детского сада "Золотой петушок"
с.Бутырки
Лысогорского района
САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ:
«Изучение народных промыслов России с целью
развития художественных способностей детей
дошкольного возраста»
2013 год
Оглавление
1. Введение...................................................................................................................3
2. Основная часть.........................................................................................................4
3. Заключение.............................................................................................................10
4. Список литературы................................................................................................13
2
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
Введение.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
В 2008 году президент РФ в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу развития образования в ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений, среди которых создание системы поддержки талантливых детей. Подчеркивается, что государственная система работы с одаренными детьми включает несколько ступеней, первая из них - детский сад.
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03.04.2012 года) подчеркивается, что каждый человек талантлив. Но добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли вовремя выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.
Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также
3
специфическими художественными навыками.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Основная часть.
С чего я начала?
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.
Первичная диагностика показала, что у 33 % (5 детей) очень низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 27 % детей (4 ребёнка) - уровень развития художественно – творческих умений и навыков чуть ниже нормы, 31,4 % (4 ребёнка) способности развиты в"норме", 8,6 % (1 ребёнок) художественно – творческие способности развиты "выше нормы". Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо работать.
Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
4
Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так: «Изучение народных промыслов России с целью развития
художественных способностей детей дошкольного возраста». Работая над данной темой я поставила такие цели и задачи:
Для педагога (для себя)
Цель:
Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей детей.
Задачи:
Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
Расширить знания о народных промыслах
Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
Систематизировать изученную литературу.
Для детей
Цель:
Формирование и развитие художественных способностей ребенка через
народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т.д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.
5
Основные направления моей деятельности:
Самореализация:
Обогащение необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие.
Работа с детьми:
Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество».
Работа с родителями:
Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
Работая над данной темой, я использовала разные формы работы:
Изучение программы по возрастным группам детей.
Работа с методической литературой.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Экскурсия в «Русскую избу».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Организация народных подвижных игр (ежедневно).
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Самореализация.
Чтобы успешно проводить работу по привитию у детей любви к народному декоративно-прикладному искусству, необходимо самим знать и понимать его в совершенстве владеть способами декоративной лепки, знать народные промыслы, историю их возникновения, уметь увлекательно рассказывать о мастерах, об истории возникновения той или иной росписи.
И поэтому, очередным этапом в работе явилось определение уровня моих знаний и умений по данной проблеме. Обработав данные, я пришла к выводу, что я не была в достаточной мере знакома с народными промыслами, не знала
историю возникновения, методику работы с детьми по ознакомлению их с народным декоративно-прикладным искусством. Исходя из этого и вариантов решения проблемы, я наметила следующую методическую работу:
Г.Н.Пателеев «Декоративное искусство детям»;
6
Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;
А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;
Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество».
После этого разработала план по ознакомлению детей с различными росписями, конспекты занятий, изготовила пособия, методическую и детскую литературу, альбомы по народному декоративно-прикладному искусству.
Работа по приобщению детей к народно-прикладному творчеству началась с организации предметно-развивающей среды. Она спланирована так, что детей везде окружают предметы народного искусства. В детском саду организован мини-музей "Русская изба", куда дети ходят для изучения предметов быта, посудой. утварью. Оформлен стенд "Народные промыслы", который мы используем как выставку образцов изделий с различной росписью. В группе создана полочка красоты. Она располагается в удобном месте и на уровне глаз ребёнка. И даже на прогулке детей ждёт встреча с русской "матрёшкой".
В течение года посещала занятия педагогов других возрастных групп по похожим темам. Обмен опытом проходил также и через связь ИНТЕРНЕТ, где я могла наблюдать , как другие педагоги работают над данной темой. На своей страничке делилась результатами своей работы: фотографии, доклады. сценарии праздников, занятия.
Работа с детьми.
В процессе своей работы я использовала следующие методы и приемы:
методы обучения:
информационный;
исследовательский;
практический;
информационный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
Практический метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
7
Свои занятия всегда начинала с рассматривания игрушки, беседы с
детьми о её характерных особенностях, путём вопросов уточняла способы
изображения предметов, при необходимости показывала сами приёмы лепки и росписи, в ходе работы оказывала помощь затрудняющимся.
Дети старшего возраста очень любят лепить и расписывать посуду. Здесь я направляла внимание детей на цветовую гамму , которой расписаны изделия. Украшая свою работу, одни дети просто копируют орнамент, другие придумывают собственный. В особых случаях направляла действия детей, следят за техникой росписи, учитывая индивидуальные особенности каждой росписи.
Перед тем, как лепить посуду, рассматривали с детьми настоящую посуду, слайды, открытки, иллюстрации. При этом обращают внимание на причудливость формы, на красоту изгибов ручек у мисок и крышек на сосудах. Знания, полученные в процессе занятий с предметами народного творчества, дети переносят и применяют в самостоятельной деятельности. В
свободное от занятий время, многие дети с увлечением изготавливают для
своих игр различные предметы – посуду, декоративные пластины для украшения стен. Это развивает инициативу, у детей появляется желание внести в игру или быт предмет собственного изготовления, доставить другим радость, а затем и придумать игру с этими предметами. Часто дети учились рисовать узоры на силуэтах, которые были изготовлены, и дети пользовались ими, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Во II половине дня с удовольствием занимались художественной деятельностью, работая с трафаретами "Русские узоры", и с раскрасками "Народные промыслы".
Занимаясь с детьми творчеством, для повышения детской творческой активности, я старалась:
Создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в детском коллективе;
Предоставлять детям обратную связь;
Способствовать формированию положительной самооценки ребенка;
Поощрять творчество и работу воображения;
Проявлять уважение и индивидуальность ребенка;
Использовать разнообразные стратегии обучения.
Содержание всех занятий в детском саду построено так, чтобы народное искусство обязательно присутствовало на каждом из них. И здесь нельзя обойти стороной музыкальные занятия, которые проводится в нашем детском саду. В программу музыкального воспитания введены элементы народного фольклора. И здесь формы работы с детьми разнообразны. Это и беседы о народном творчестве, о традициях русского народа, элементах одежды. В процессе этого используются иллюстрации, фонограммы русских народных песен, знакомство с русскими народными инструментами – гармошкой,
8
балалайкой, трещоткой, дудочкой, деревянными ложками, колокольчиками.
Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребёнок, и тем больше возможности у ребёнка преодолеть технические трудности рисования.
Предоставить свободу развития ребёнку - это значит, прежде всего дать ему знания о рисовании; освободить от сомнения в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы.
Ребёнок рисует не для похвалы и не для выставки, а только для себя. Но каждому ребёнку хочется, чтобы его рисунок увидели, похвалили. Поэтому в группе постоянно организовывались выставки детских работ. Все детские работы после учебного занятия вывешивались, где родители могли видеть достижения своего ребёнка.
При организации выставки преследовались такие цели:
1. способствовать развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса;
2. ребёнок должен знать, что продукт его деятельности интересен и значим для других людей;
3. повышение педагогической культуры среди родителей.
Это позволяет подвести итог о проделанной работе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством России.
Помимо занятий с детьми согласно расписанию проводился кружок «Гусельки», в котором занимались музыкально-одарённые дети этой группы. Ансамбль является пропагандистом фольклорного искусства. Результаты кружковой работы – выступления детей на концертах для родителей.
Тема народных промыслов коснулась и мероприятий, проведённых в течение года. Интересно и весело прошёл «Осенний праздник». Зал был украшен изделиями народно-прикладного искусства и предметами быта. Все дети были в русских костюмах. Был исполнен танец с платками, колорит которых отражал народную роспись.
Не менее интересно и задорно прошёл праздник "Масленица". С ребятами играл веселый скоморох. Дети играли в народные игры, водили хороводы, пели русские песни и частушки. Взрослые диву давались – сколько знают дети частушек и прибауток, потешек, закличек.
На выпускном утреннике дети исполнили танец"Ожившие игрушки". И музыка, и атрибуты, и специально изготовленные для этого номера костюмы, отражали народный колорит.
9
Работа с родителями
Организуя работу по знакомству детей с народным творчеством, я старалась действовать в тесном контакте с родителями наших воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.
В начале года проведено родительское собрание на тему "Знаете ли вы своего ребёнка?", где были озвучены результаты диагностики умений и навыков по художественному направлению. Были названы дети, имеющие способности в художественно-эстетическом направлении. Им предложено записаться в кружок "Гусельки".
Было проведено анкетирование родителей детей старшей группы. Анализ ответов взрослых показал, что дети больше знают о народном искусстве, чем их родители. После этого мы наметили план работы с родителями – проведение собраний, консультаций, бесед, наглядные материалы, организацию выставки изделий народного творчества, стенд, ширмы, папки-передвижки, организацию семейных досугов, участие родителей в праздниках, совместные изготовления
поделок и игрушек.
В течение года проводились консультации для родителей и воспитателей: "Народная песня, как средство воспитания», "12 игр, чтобы выучить цвета", "Играйте с детьми в народные игры".
Оформлена выставка педагогической литературы по теме "Дети и народное творчество».
Родители стали активными помощниками в изготовлении костюмов: "Дымковская игрушка", Матрёшки, "Ожившие игрушки, " "Гжельские мотивы".
В результате такой работы родители стали приобщаться к художественному воспитанию детей.
Заключение
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.
Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, развивает навыки рисования, лепки, вырезания. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.
О результатах проведённой работы по изучению народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста, мы можем судить по представленным данным.
10
-
Критерии
|
Начало года,
в %
|
Конец года,
в %
|
Выше нормы
|
8,6
|
52,4
|
Норма
|
31,4
|
36,5
|
Чуть ниже нормы
|
27
|
11,1
|
Много ниже нормы
|
33
|
0
|
По результатам входящей и исходящей диагностики мы видим, что на конец года твёрдые знания имеются у 36,5 % детей. Опережают свой возраст в развитии 52,4 % детей (улучшили результат на 43,8 %). 11,1 % детей развиты чуть ниже нормы (улучшили на 15,9 %). Компонент «много ниже нормы» сведен к 0 %.
Разработанный план развития специальных (художественно – творческих) способностей дошкольников, созданная эмоционально - комфортная атмосфера обеспечивает становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло.
11
Мониторинг качества освоения программы (2012-2013 учебный год)
№
|
показатели развития
|
начало года
|
конец года
|
В
|
С
|
Н
|
В
|
С
|
Н
|
1
|
потребность в творчестве
|
15%
|
64%
|
21%
|
46%
|
44%
|
10%
|
2
|
устойчивый интерес к изобразительной деятельности
|
28%
|
29%
|
43%
|
52%
|
40%
|
8%
|
3
|
эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, к произведениям искусства
|
32%
|
50%
|
18%
|
64%
|
36%
|
-
|
4
|
любовь и бережное отношение к предметам художественно – творческой деятельности
|
39%
|
45%
|
16%
|
52%
|
48%
|
-
|
В результате проделанной работы накоплен дидактический материал. Разработана серия конспектов по ознакомлению детей с народно-прикладным творчеством:
"Декоративно-прикладное искусство в детском саду. Перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста";
"Сказочная гжель. Художественный альбом для занятий с детьми 5-9 лет";
"Народные промыслы". Конспекты занятий;
"Народные промыслы".Иллюстрации и образцы изделий; образцы орнаментов, порядок их создания.
Приобретены трафареты "Народные промыслы";
Раскраски "Народные промыслы.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что проделанная работа помогла сформировать как у воспитателя, так и у воспитанников устойчивый интерес к произведениям народного творчества. Эффективность педагогического воздействия на детей в данной работе зависит от уровня подготовленности педагога, его эрудиции, практических умений и навыков, от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
Конечно, не всем приёмам работы с разными материалами, не со всеми видами народного искусства мы имеем возможность научить ребёнка дошкольного возраста, но главное не в этом. Важно, чтобы они полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
12
Список литературы:
Богуславская И.Я. «Русская глиняная игрушка».
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду».
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
Иноземцева В.П. «Использование традиций народной педагогики в работе дошкольного учреждения».
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М.: Цветной мир.- 2010.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Пателеев Г.Н. «Декоративное искусство детям».
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Усова А.Н. «Русское народное творчество в детском саду».
Шевчук Н.К. «Дети и народное творчество».
13
|
|
|