|
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных краеведческих экскурсий в природу, музеи и т п
Введение
Биология, как школьный предмет вооружает обучающихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Для решения этих сложных задач учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание обучающихся к тем явлениям, изучение, которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными Н.М. Верзилиным, В.М. Корсунской, В.В. Половцовым, И.Н. Пономаревой, Ю.И. Полянским, Б.Е. Райковым, Н.А. Рыковым, И.Т. Суравегиной и др.
Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой обучающихся, проводимой вне школы с познавательной целью в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных краеведческих экскурсий в природу, музеи и т.п.
При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Учитель заранее определяет сроки проведения экскурсий, а перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует обучающимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует материалы экскурсии на практических работах и в качестве демонстрационного материала. Особенностью экскурсий, является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время краеведческих экскурсий по биологии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение, любовь к природе и к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
Во время экскурсии, работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлений. На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Возможны задания, которые обучающиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.
Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года проблема формирования практических умений у обучающихся выделяется в качестве одной из главных, от решения, которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы.
Формирование умений по биологии у обучающихся выступает перед школой, как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения учебной информации и в конечном итоге качество знаний обучающихся. Формирование практических умений по биологии предполагает решение двух проблем: первая заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Однако, как показывает массовая практика, педагоги уделяют основное внимание главным образом формированию у обучающихся умения действовать в знакомой и несколько измененной ситуации. Данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении школьниками умениями планировать, организовывать, контролировать учебную деятельность, что является одной из существенных причин их неуспеваемости.
Практические умения по биологии, становились объектом внимания педагогов, проводивших, как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики и дидактики. Проблема их формирования рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.), активизации познавательной деятельности учащихся (А.П. Аристова, И.Ф. Харламов, Т.Н. Шамова и др.), мотивации учения школьников (А.К. Маркова, Н.П. Морозова, Г.И. Щукина и др.).
Анализ философской, социологической и педагогической литературы, реального функционирования учебно-воспитательного процесса в современной школе свидетельствует о том, что сложились объективные условия, позволяющие сформулировать новые теоретико-методические позиции в решении проблемы формирования у школьников биологических умений. В частности установлено, что системное представление об этом процессе реализовано не во всех своих возможностях. Уделялось основное внимание компонентам системы формирования практических умений, но вне поля зрения оставались связи между ее элементами, специфическим образом воздействующие на развитие личности обучающегося. Недостаточно эффективно применяются различные средства, позволяющие активизировать учебную деятельность школьников. Многолетняя массовая практика школ и педагогические исследования позволили установить, что значительным потенциалом в формировании у школьников умений и навыков обладают экскурсии на уроках естествознания.
В настоящее время школьные краеведческие экскурсии по биологии рассматриваются, как одно из перспективных направлений педагогической практики. Возможности экскурсий в совершенствовании педагогического процесса были изучены Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым [30], З.А. Клепининой, Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым, Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой, И.Т. Суравегиной [2]. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению обучающимися навыками познавательной, исследовательской; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных краеведческих экскурсий по биологии, малоизученной остается проблема использования средств краеведческих экскурсий по биологии в формировании у обучающихся практических умений.
Вышесказанное позволяет утверждать, что экскурсионная деятельность в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.
Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволил констатировать наличие противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.
Проблема организации и проведения краеведческих экскурсий на уроках биологии и во внеурочное время пока остается без должного внимания.
Недостаток методических пособий и рекомендаций вызывает у учителей затруднения при организации и проведении комплексных биологических экскурсий.
Наблюдение за деятельностью школьников на уроках биологии, результаты их опросов и анкетирования позволяют судить о том, что на практике не происходит целенаправленного формирования учебной деятельности школьников в процессе изучения природы.
Исходя из вышеизложенного, была выбрана тема исследования.
Объект исследования: процесс формирования биологических умений школьников.
Предмет исследования: влияние краеведческих экскурсий на выработку биологических умений школьников.
Цель исследования состояла в отборе содержания материала для проведения краеведческих экскурсий, а также научном обосновании их применения для формирования биологических умений и повышения качества знаний обучающихся.
В соответствии с целью была сформулирована рабочая гипотеза: качество знаний и уровень сформированности умений обучающихся при проведении краеведческих экскурсий по биологии повысится, если будет:
-
обоснован отбор содержания экскурсий;
осуществлена интеграция знаний обучающихся о природных объектах родного края путем усиления биогеоценотического подхода к изучению растительных, животных организмов, а также неживой природы;
апробирована методика изучения природных объектов на краеведческих экскурсиях по биологии.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены задачи:
Проанализировать состояние исследуемой проблемы в научной, психолого-педагогической и методической литературе.
Выявить методические принципы и условия изучения природных объектов при проведении краеведческих экскурсий в процессе изучения биологии.
Осуществить отбор содержания учебного материала для проведения краеведческих экскурсий по биологии.
Организовать и провести педагогический эксперимент .
Для реализации указанных задач применялись следующие методы исследования:
теоретический: изучение и анализ работ по философии, литературы по вопросам школы, педагогики и психологии, методической и специальной литературы по теме исследования;
-
практический: организация и проведение констатирующего, поискового, обучающего экспериментов;
социологический: анкетирование, наблюдение, проведение практических работ.
статистический: анализ результатов педагогического эксперимента методами математической статистики.
Этапы исследования:
На первом этапе (сентябрь 2014- октябрь 2014 гг.), было осуществлено изучение практического состояния проблемы в педагогической, психологической, методической и литературе, которое позволило выявить проблему исследования, обозначить его направление, уточнить объект, предмет, гипотезу, цель и задачи. Изучался опыт организации биолого -экологических экскурсий в общеобразовательной школе; осуществлено обобщение полученного материала. Была разработана методика констатирующего эксперимента, определены его форма, методы, сроки. Проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить трудности и недостатки в организации экскурсионной работы в целях комплексного изучения природы. Определены требования к методике проведения комплексных биолого-экологических экскурсий в природу, выявлены условия для проведения экспериментальной работы.
На втором этапе (ноябрь 2014-декабрь2014гг.) разработан методический аппарат формирующего эксперимента и проведен его начальный этап. Выявлено и систематизировано содержание комплексных экскурсий, определены принципы комплексного изучения природных объектов. Определены оптимальные варианты организации обучающихся для выполнения заданий учителя на краеведческой экскурсии, отработаны требования и условия для проведения экскурсий, рассмотрены способы использования материалов, полученных обучающимися в различных вспомогательных формах обучения при изучении природы, на уроке. Выявлен уровень знаний обучающихся о характере взаимосвязей компонентов природных сообществ. Обобщены результаты начального этапа эксперимента.
На третьем этапе (февраль 2015- май 2015 гг.) проводился обучающий формирующий эксперимент по проверке разработанной методики проведения биолого-краеведческих комплексных экскурсий. Эксперимент проводился по принципу единственного сходства. При наличии трех классов и более мы выбирали классы с примерно равными показателями успеваемости и активности. В том случае, если число классов в параллели было только два, экспериментальным становился класс с более низкими показателями. Сравниваемая эффективность преподавания определялась путем качественного и количественного анализа письменных работ, сравнения различных видов учебной документации (отчетов об экскурсиях, сочинений, схем, рисунков). Осознанность и прочность знаний определялась через некоторый промежуток времени - отсроченный контроль - проведением повторных работ по тем же вопросам. Одновременно выявлялись способы и средства, способствующие наиболее эффективной реализации системы комплексных экскурсий по изучению объектов природы.
Научная новизна:
Выявлены возможности привлечения природоведческого, ботанического, зоологического, географического, физического и химического материалов в содержание краеведческих экскурсий в природу. Определены методические принципы и условия построения комплексного подхода к изучению природных объектов на биоэкологических экскурсиях. Разработана методика краеведческих экскурсий по изучению природных объектов с учетом местных условий, которая в экспериментальной проверке доказала свою эффективность.
Теоретическая значимость:
Реализована идея комплексного изучения природных объектов на экскурсиях с учетом принципов самостоятельности, междисциплинарности, базовой дисциплины, взаимосвязи видов учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся, а также краеведческого и исследовательского принципов обучения. Доказана эффективность исследовательской деятельности на экскурсиях. Реализованы компоненты личностно-деятельного подхода при определении условий проведения краеведческих экскурсий по биологии изучению целостности природы.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты совершенствуют методику организации экскурсионной работы по биологии эффективными способами решения, обучающимися учебно-воспитательных задач в процессе самостоятельных исследований, наблюдений и опытов в природе, выполнения комплексных межпредметных заданий. Результаты исследования можно использовать в практике в виде конкретных методических рекомендаций по осуществлению комплексного изучения природных объектов на краеведческих экскурсиях по биологии. .
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в школах ГБОУ СОШ №1726 (1), ГБОУ №1726 (2), г. Москвы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях методического объединения учителей биологии школы, на заседаниях методистов-биологов «Методического центра округа» Западного административного округа г.Москвы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
|
|
|