Главная страница

Организация и проведение прогулок и экскурсий


Скачать 124.17 Kb.
Название Организация и проведение прогулок и экскурсий
Дата 10.02.2016
Размер 124.17 Kb.
Тип Документы

Организация и проведение прогулок и экскурсий

Программой воспитания в д/с в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение 2-х прогулок, продолжительностью в ясельных группах от 1ч 30 мин до 2 ч 45 мин, в дошкольных – от 3ч 30 мин до 4 ч в зависимости от возраста детей.

Изучение практики организации воспитательной работы на прогулке показывает, что это время при тщательно продуманной подготовке педагога используется успешно для укрепления здоровья детей, их воспитания и всестороннего развития.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Из наблюдений в природе они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят дома, асфальтируют дороги и т.д.
Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту.
Т.обр., правильно организованные и целенаправленные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Режим дня в д/с предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, оговоренное в программных требованиях и САН ПиН, должно строго соблюдаться.
Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и игр с различными игрушками. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом прогулки. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки, снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательные и интересные, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их на улицу. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. Воспитателю при планировании содержания воспитательной работы во время утренней прогулки следует руководствоваться программными требованиями, строго отбирать материал по содержанию, предусматривать равномерное чередование спокойной и активной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей детей, придерживаясь следующей примерной структуры: 30-35 мин – спокойная, самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, строительные, дидактические). В это же время целесообразно предусмотреть наблюдения, направленные на создание у детей интереса к познавательной деятельности, умения сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Проводится также работа по развитию связной речи детей, обогащению и активизации их словаря. Спокойная деятельность должна сменяться подвижными играми с элементами спорта, спортивными развлечениями, трудовой деятельностью. Продолжительность этого периода прогулки должна быть 45-50 мин (с учетом возраста детей группы и времени года). В целях совершенствования движений детей целесообразно в этот период прогулки предусматривать проведение бессюжетных подвижных игр, в которых дети действуют с предметами, выполняют конкретные задания по движению.

Определяя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель, наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними.
Затем дети опять возвращаются к спокойной самостоятельной деятельности, которая продолжается 30-35 мин (с.-ролевая игра, строительные и т.д.). Для повышения двигательной активности детей спокойная деятельность в этот период может сочетаться с выполнением физических упражнений, проведением упражнений корригирующего характера по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учетом конкретных условий дошкольного учреждения, времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать ее целесообразно с организации подвижной игры или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные или музыкальные занятия, то начинать ее лучше со спокойной самостоятельной деятельностью детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. В это время также может предусматриваться труд и игра, проведение различного рода физических упражнений. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игр большой подвижности, возбуждающих нервную систему детей.
При организации всех видов деятельности во время прогулок следует учитывать индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья; более активно в ходе их использовать методы и приемы, способствующие формированию, усвоению нравственных норм поведения.

Воспитательная работа с детьми должна быть тесно связана со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую дождливую погоду (весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и т.д.), а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол и хоккей.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космос, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом – это езда на велосипеде, плавание (при наличии бассейна или водоема), зимой – катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
При подборе игр и упражнений для прогулок необходимо так сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое – новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижные игры воспитатель проводит со всей группой. Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам.
На прогулке необходимо учить детей правилам игры, чтобы они усвоили содержание нескольких подвижных игр, могли к концу учебного года самостоятельно организовать игры с небольшой группой сверстников.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, зимой – могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильными, но вместе с тем требовать от детей определенных усилий. Дети младшего и среднего дошкольного возраста на прогулке в любое время года могут выполнять отдельные конкретные кратковременные поручения, а старшего – самостоятельно выполнять более сложные и длительные трудовые поручения.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовывать наблюдения за трудом взрослых, которые работают близ детского сада (н-р, дворник, строитель). С младшими детьми следует планировать кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т.к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво. В средней группе можно предусмотреть знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др. В старших группах – более длительные, иногда повторные наблюдения одного и того же явления, что дает возможность научить детей замечать изменения, подводить их к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знания детей. Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения детей на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Надо обращать внимание детей на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных, и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связи между этими изменениями. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворение, потешки, загадки, заклички и т.д.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, не замерзли или не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения. Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаток и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря. Воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, поможет обогатить игровой сюжет. Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми на прогулке не может быть построена по какой-то одной заданной схеме. Во время прогулок воспитатель проводит и индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для следующих – спрыгивание с пеньков и т.д.
На прогулках осуществляется и работа по развитию речи ребенка: разучивание потешек, загадок и т.д., стихотворения о времени года или явлении природы.
Воспитатель организует наблюдения детей и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе такие прогулки проводятся раз в неделю на небольшом расстоянии от детского сада. Со старшими детьми такие прогулки проводятся 2 раза в неделю на более удаленное расстояние. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие.

Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Они проводятся в часы, отведенные для занятий. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразовывают природу, как природа служит им. Преимущества экскурсии – занятия в том, что дети получают возможность видеть растения и животных в естественных условиях. 
По содержанию экскурсии условно делят на 2 вида: природоведческие – в парк, в лес, на луг и т.д., экскурсии на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицеферму и т.д.
Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. На экскурсии осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что и отличает экскурсию от повседневных прогулок.

Природоведческие экскурсии проводят по определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разное время года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель ее, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, который должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми вводную беседу с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона.
Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.
В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверить, все ли необходимое собрано, напомнить детям, как нужно себя вести.
Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с ним и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсии и последовательность ее варьируются в зависимости от цели и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в короткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное (плановое) наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим: для младших групп – 1-2, для средней – 2-3, для старших – 3-4. На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Внимание маленьких детей можно привлечь приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятия с радостными переживаниями. Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. 
Давая задание собрать такой материал, следует строго ограничивать его количество с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных. 
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны такие игры, как «Угадай по описанию», «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя ветка».
Перед возвращением с экскурсии детям дают отдохнуть минут 5-10 в тени. 
Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, в сад, на ферму и т.д. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека и природу

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача – вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание на способы использования механизмов и машин. 
При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде всего знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки).

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановился весь ход целевой прогулки, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.