Главная страница

Теоретические подходы к коррекции и развитию произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста с


Скачать 60.58 Kb.
Название Теоретические подходы к коррекции и развитию произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста с
Дата 27.02.2016
Размер 60.58 Kb.
Тип Документы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ

РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями,

которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности .

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности

человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Произвольную

регуляцию деятельности и поведения, то есть способность целенаправленно и осознанно

планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведения, называют

произвольным поведением.

В настоящее время психологами и педагогами отмечено увеличение количества

детей с задержкой психического развития (ЗПР) среди поступающих в дошкольные

учреждения. Их психические особенности в определенной степени изучены, но

прослеживается недостаток конкретных организационно-методических работ по

коррекции и развитию психических процессов таких детей, наблюдаются трудности их

внедрения в педагогическую практику. Это делает исследования в сфере коррекции и

развития психических функций таких детей актуальными на сегодняшний день.

Одной из основных психических особенностей детей с ЗПР является

недостаточность регуляторных функций психики. Вместе с тем, именно произвольность

психических процессов, психической регуляции в целом является главным и наиболее

существенным условием овладения ими учебной деятельностью. Известно, что даже у нормально развивающихся детей 6-7 лет произвольность психических процессов и

деятельности еще только начинает формироваться и становится (наряду с развитием

рефлексии и внутреннего плана деятельности) основным психическим новообразованием

данного возрастного периода. В связи с этим своевременная коррекция произвольной

регуляции, как психических процессов, так и поведения становится важнейшей задачей

дошкольного образования.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с

овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и

доступными предметами.

Собственно произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок

выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а

также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать

не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические

указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью

преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при

этом волевые усилия. Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например,

сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не

вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Вначале это особая

задача, которая требует внешнего контроля над собой, - ребёнок может оставаться

относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук,

ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети

переходят к контролю над положением своего тела на основании мышечных ощущений.

Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением.

В отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривалось

как основная и центральная линия развития личности ребенка. Л. И. Божович Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, утверждали, что проблема воли и

произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования.

Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии значимость данной

проблемы, интерес к ней в научной психологии за последние десятилетия заметно

снизился.

Л. С. Выготский считал, что истоки произвольности и воли ребёнка лежат не

внутри организма ребёнка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с

людьми.

Вместе с тем в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения

ребёнка со сверстниками. Исследования показали, что общение дошкольника со сверстниками способствует формированию многих качеств психики и личности ребёнка:

познавательной и социальной децентрации (Ж. Пиаже); речи (А. Г. Рузская); моральной

саморегуляции (В. М. Холмогорова С. Г. Якобсон, и др.); самосознанию и самооценки (М.

И. Лисина). В сфере общения сверстников создаются условия, своеобразно

обеспечивающие самопознание и самооценку ребёнка. Благодаря своей эмоциональной

насыщенности, непринуждённому раскованному характеру, общение с равными

партнёрами создаёт благоприятные условия для познания детьми своих возможностей

путём свободного выявления творческого, оригинального начала. Общение с другими

детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести

инициативность и самостоятельность. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети как

бы отражают друг друга, становятся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть

самого себя. Ребёнок, «смотрясь в сверстника», лучше выделяет в самом себе конкретные

действия и качества. Исходя их этого, можно полагать, что присутствие и участие

сверстников облегчают осознание своего поведения и, соответственно, помогают

контролировать его, что является необходимым условием формирования саморегуляции и

произвольности. Отдельные факты, полученные в экспериментальных работах,

подтверждают данное предположение.

Эти и некоторые другие факты позволяют предположить, что участие сверстников

при определённых условиях может стимулировать произвольность поведения. Однако

вопрос о конкретном характере влияния сверстника на разные аспекты произвольного

поведения и на разных этапах дошкольного детства остаётся открытым.

Формирование произвольного поведения также происходит посредством

выполнения различных видов движения. Во время выполнения основных видов движений

у детей формируются волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка,

смелость и др. Поэтому важным моментом при обучении основным видам движений

является поддержание желания и умения детей преодолевать препятствия (обежать,

перепрыгнуть, перелезть и др.), самостоятельно подбирая способ действий в зависимости

от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.

Обучение старших дошкольников основным видам движений, способствует

развитию произвольности их поведения; позволяет сформировать мотивационно-

потребностную сферу, нравственно-волевые качества, навыки саморегуляции и

самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания; оказывает положительное

влияние на волевую и эмоциональную сферу ребенка, повышает интерес к физической

культуре, развивает потребность в физическом совершенствовании, повышает

работоспособность старших дошкольников. М. М. Семаго и Н. Я. Семаго при разработке коррекционных мероприятий

советуют обратить внимание на следующие аспекты.

Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы

определяется в первую очередь структурой психического развития ребенка (профилем

сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффективных

проблем ребенка. Индивидуальные занятия необходимы в том случае, если ребенок

усваивает материал значительно медленнее, чем большинство детей в группе.

Существуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые

определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей

развития.

Продолжительность и интенсивность работы определяется допустимыми для

конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка

и его возрастом. В большинстве случаев оптимальными являются занятия два раза в

неделю. Это не исключает и других режимов работы по другим направлениям коррекции.

При этом длительность всего цикла занятий определяется общей динамикой продвижения

детей данной группы, хотя каждая программа имеет и свои усредненные нормативы.

Руководствуясь принципом замещающего развития, важно понимать возможность в

случае необходимости вернуться на предыдущий этап работы.