|
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс 1 час в неделю 34 часа в год Уровень базовый Составитель
«Согласовано»
Заместитель директора
По общему образованию
Синцова Т.В.
___________________________
«___» ______________ 2015 г.
|
«Утверждаю»
Директор ГБПОУ ПК
Им. Н.Н. Годовикова
___________ (С.В. Михайлов)
«___» ______________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 класс
1 час в неделю – 34 часа в год
Уровень базовый
Составитель:
Одинаева Наталья Николаевна
2015 - 2016 учебный год
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В V КЛАССЕ
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.
Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала. Это обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками в творческой познавательной деятельности, т. е. в процессе выполнения как индивидуальных, так и коллективных практических творческих работ.
Связи искусства с жизнью — главный смысловой стержень организации учебного художественно-познавательного материала, имеющего отношение к предметному миру, к организованной человеком среде бытования.
В I—IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.
Программное содержание выстраивается вокруг трёх сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративной, которые выступают в адаптированном к восприятию детей младшего школьного возраста виде как Изображение, Постройка и Украшение. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия совершенно разных произведений искусства работу Мастеров Изображения, Постройки и Украшения, элементы изобразительности, конструктивности и декоративности.
На первом этапе обучения — в начальной школе — декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира. Дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов России, классического и современного декоративного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся яркими наглядными примерами проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.
При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливаются прочные связи между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники русских красавиц, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность учащихся I—IV классов носит не репродуктивный, а творческий характер.
В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.
В IV классе, когда у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разных художественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусству своего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративным убранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя, знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурная керамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно — всё это становится объектом восприятия школьников.
Такое «растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обучения позволяет сформировать широкий спектр представлений школьников о декоративно- прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе с Мастерами, обогатить их восприятие, расширить художественно-познавательный кругозор.
V класс — это новый шаг в изучении декоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающих отсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный строй произведений народного и профессионального (классического и современного) декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы, используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать вперёд и неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам, произведениям, но уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступени познания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватный их возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.
Изучая, например, в III классе тему «Памятники архитектуры», дети рассматривают образ крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы и мощи в едином ансамбле деревянных строений.
В IV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в его наружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символических элементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыки восприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные из цветной бумаги силуэты изб, которые затем ритмически располагают на декоративном панно).
В V классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь он рассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная по законам природы, как мир, обжитый человеком, состоящий из рукотворных вещей. В образном строе трёхчастной структуры избы отражена вся Вселенная (картина мира представлена в единстве трёх сфер — небесной, земной и подземно-подводной). Дом — это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться с символическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.
Таким образом, только на этом примере можно проследить поступательное движение: от целостного эмоционально-образного восприятия к углублённому познанию в единстве эмоционального и логического.
Год декоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующим ходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этому времени у учащихся сформированы определённые компетенции, которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладного искусства. Вместе с этим пятиклассникам свойственны начала аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числе интерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребность рассуждать, выходить на уровень обобщения, наблюдательность, активность, стремление к деятельности. Младший подростковый возраст ещё несет в себе следы детства, игры, однако в нём уже имеет место направленность на серьёзную, ответственную деятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими). Это благоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, для формирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальным рукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законам искусства.
Именно поэтому приобщение учащихся в деятельностной форме к мудрому народному прикладному искусству, воплотившему духовную энергию своих создателей-творцов, представляется чрезвычайно важным для воспитания чувства гордости за свою Родину, народ, уважения и интереса к культурному наследию других народов.
Воспитание гражданственности, патриотизма, чувства Родины на занятиях по декоративно-прикладному искусству обусловлено самой структурой освоения программного материала, который выстраивается в опоре на основной принцип программы — от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
На территории России, в каждом её регионе, народное искусство предстаёт в неповторимом национальном облике, в исконно национальной художественной плоти, напрямую связанной с корневой системой местной культуры, осваивая которую учащиеся «обретают силу и радость понимания мира и себя в этом мире, обретают созидательные творческие силы» (Б. М. Неменский). Это позволяет учителю вместе с детьми двигаться по заветной меже соединения национального и общечеловеческого, воспитывать каждого в духе высокого гуманизма.
Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшем подростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телереклама, разнообразная массовая печатная продукция не лучшего качества, наводнившая потребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущее вразрез с выверенными временем народными представлениями.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием _ «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.
Целостный курс декоративно-прикладного искусства в V классе не случайно начинается с народного — крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.
В искусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила, навыки, приёмы, образы, мотивы, темы, добытые опытом многих поколений и отражающие народные мироощущения), коллективный опыт (это искусство складывалось под воздействием творческих сил отдельных индивидуальностей и оформлялось в проверенные временем формы), природное начало (оно хранит дыхание природы, очеловеченную теплоту естественных материалов, мотивы и образы, взятые из природного окружения). Приобщение к замечательным памятникам народного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения окружающего мира через созидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.
Очень важно раскрывать природу народного искусства через отношения человека с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование в различных сферах...» (Э. Н. Фаустова).
В V классе произведения декоративно-прикладного искусства следует рассматривать с точки зрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способ существования содержания) и содержания.
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо подвести учащихся к пониманию их главного содержания. Это утилитарно-бытовая функция, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определённую конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несёт в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощённая в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объёма и линий, энергией цвета, своеобразием фактуры, ритмами орнаментов, магией трёхчастности — всеми тайнами пластических построений, всем богатством формального строя вещи — плоскостной, объёмной или объёмно-пространственной).
Несправедливо и ошибочно считать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишённым всякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы «разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю её структуру, образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение конкретного человека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народном праздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивную силу одетой в него женщины, плодородие матушки-земли.
Каждый художественно оформленный предмет был включён в систему человеческих отношений, помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функция декоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такой точки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностных ориентации подростков.
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придаёт ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
УРОК ИСКУССТВА должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой ёмкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всём историческом пути развития народной культуры достаточно чётко проявлялась планетарность народного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселенной нашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа, в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного и подземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос, повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающих сил природы» (Г. К. Вагнер).
«Человек — вообще срединное существо между небом и землёй. Поэтому он всегда себя моделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека по срединности — является дерево», — размышляет писатель и культуролог Г. Д. Гачев. Единство небесного, земного и подземно-подводного миров, выраженное в трёхчастной символической структуре древа жизни (модификации мирового древа), чётко просматривается в трёхчастности народного жилища. Эта трёхчастность выявляется во всём богатстве декора избы, в трёхчастной, например, форме наличника светличного окна-ока в избах Поволжья, в образном строе женского праздничного костюма, прялки и многих других предметов бытового крестьянского искусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Без осознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценное восприятие произведений народного творчества и формирование художественной культуры.
Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся под руководством учителя постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчёта становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых, выражают поэтические воззрения людей на мир.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщённостью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Пятиклассники, осваивая на занятиях русское крестьянское искусство, овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративного творчества.
Следующий шаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционных народных художественных промыслов России.
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, встать на его место, осваивая основные приёмы росписи, особенности формы, колорита, характерные для того или иного промысла; содействует формированию чувства гордости за великую культуру России.
Следующий шаг после изучения русского народного искусства — знакомство с декоративно-прикладным искусством других народов, стран и времён. Приобщение младших подростков к классическому декоративному искусству (Древний Египет, Китай, Западная Европа эпохи Средневековья, барокко) поможет увидеть в нём черты неповторимого своеобразия, осмыслить его связь с жизнью общества, влияние мировоззрения людей на образный строй произведений, понять саму суть существования данного вида искусства в человеческом обществе. В разные времена, у разных народов суть декора одна и та же — выявлять, подчёркивать социальное положение человека, его роль в обществе.
Эта линия лучше всего просматривается на примере платья, имеющего, с одной стороны, практическую функцию (здесь больше всего подходит термин «одежда»), а с другой — обладающего образно-смысловым содержанием (в этом случае лучше употребить термин «костюм»).
Учащимся необходимо дать понимание смыслового значения терминов «одежда» и «костюм»: одежда защищает тело, являясь предметом носки, бытовой, необходимой человеку принадлежностью; костюм — знак смысла, социальный знак, выделяющий отдельного человека из общей массы и внешне дифференцирующий общественные слои. Костюм с момента своего зарождения является социальным знаком отличия одного класса общества (сословия, группы людей) от другого, одной профессии от другой, а также знаком социального сближения.
Учащихся необходимо учить видеть, распознавать социальную окрашенность костюма, обращать внимание на его конструкцию, форму, материал, цвет, декор. Декор должен раскрываться прежде всего как знак, символизирующий определённые отношения между людьми в обществе, что отвечает задаче формирования общей художественной культуры учащихся.
Включение в канву урока мифов, в которых отразились поэтические представления людей древних цивилизаций о возрождении и умирании природы, о смене дня и ночи и т.д., значительно обогащает восприятие учащихся, даёт возможность для развития образного мышления, фантазии. Общее в воззрениях людей разных стран и времён способствует установлению в сознании школьников своеобразных содержательных мостиков, казалось бы, между совершенно несхожими культурами.
Так, легенды о боге солнца Ра — царе богов у древних египтян, о боге Гелиосе у древних греков, о молодом солнце, выезжающем на колеснице, запряжённой златогривыми конями, у древних славян раскрывают поэтические представления о смене дня и ночи, о незыблемости вечного круговорота в природе. Такие сравнения помогают найти точки соприкосновения, единые начала в мировосприятии разных народов. Обращение к мифологии — ключ к «прочтению» таинственных знаков-символов в декоративно-прикладном искусстве древних обществ.
Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративным искусством и работой в конкретном материале. Дети работают с самыми разными художественными материалами и в разных техниках, что даёт им возможность создания достаточно интересных индивидуальных творческих работ и проектов.
Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — всё это единые проявления человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.
Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена, металла и т.д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве современных профессиональных художников.
Знакомство с произведениями современного декоративного искусства даёт учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.
|
|
|