Развитие грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Быстро как ни в каком другом возрасте. Пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутой становится фраза.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития.
В младшей группе для детей с речевыми нарушениями , как правило дети тяжелые: дети с моторной алалией, дизартрией, ринолалией. У этих детей лепетная речь или выраженное недоразвитие речи. Речь изобилует аграмматизмами, мало понятна для окружающих. Первая из задач логопеда вызвать речь, научить называть предметы.
На первой стадии обучения используются большие игрушки или реальные предметы: т.к. восприятие рисунков затруднено.
Во второй период далее используются большие картинки, крупные, яркие без отвлекающих деталей.
Начинается работа по формированию умения употреблять существительные во множественном числе. Предлагается игра: ,,Один – много” , существительные употребляются в именительном падеже.
Далее детям предлагается научиться употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сначала предлагается назвать себя ласково. ( Полиночка, Женечка, Сашенька) Затем назвать ласково предметы, игрушки, потом картинки.
Постепенно формируется минимум по всем лексическим темам.
Далее дети учатся образовывать родительный падеж существительных. Предлагается игра ,,Чего нет” .
Детей учат употреблять глаголы повелительного наклонения. Обучение построению двухсловных предложений. ,, Женя, дай.” ,,Денис, сядь.” И т.д.
Дети учатся употреблять глаголы настоящего времени. (,, Андрей идет”. ,,Максим сидит”). и т.д.
Далее обогащается речь детей прилагательными. Детей учат согласовывать прилагательные с существительными. ,, Скажи какой?” (большой крокодил, толстый бегемот, серый слон, высокий жираф.)
Учим детей правильно понимать и использовать предлоги ( на, в, у)
,,Положи на стол.”, ,, Поставь в ведро.”
Постепенно дети обогащают словарь, фраза становится более развернутой, в речи встречается все меньше и меньше аграмматизмов.
|