|
Раздел «Наша малая Родина – Донской край».
Содержание:
-
Самое главное в жизни человека – семья. Взаимоотношения в семье, члены семьи, обязанности членов семьи. Смысл: сохранение традиций и передача их от поколения к поколению, бережное отношение к членам семьи.
Жизнь в городе и деревне. О жизни людей в деревне и их труде, занятиях. О жизни людей в городе и их занятиях. О труде человека.
Наша малая Родина – Донской край. О жителях донского края, о реке Дон, о щедрости Донского края, природа Дона.
Казаки – первые жители Донской земли, конь в жизни казаков.
Уклад жизни казаков. Казачка – заботливая мать, хозяйка дома, об уважении к труду женщины, одежда казаков, традиции донских казаков приятия гостей и поведение в гостях.
Воспитание маленьких казаков и казачек. Мальчики – будущие воина, девочки – заботливые хозяюшки.
Социокультурный опыт: досуги, развлечения, музыкальные гостиные, познавательные беседы, проведение народных, сюжетно – ролевых, подвижных игр по мотивам жизни донских казаков.
Раздел «Народное творчество Дона».
Содержание:
1. Произведения устного народного творчества. Фольклор, отображающий условия жизни казаков, их взаимоотношения друг с другом и с их миром природы. Произведения подбираются таким образом, чтобы подчеркивались положительные качества и высмеивались отрицательные.
2. Литературные произведения донских писателей и поэтов. Произведения, отражающие отношения авторов к тому лил иному событию, личности человека.
3. Живописные произведения донских художников. Знакомство с пейзажными произведениями донского края, натюрморты, написанные на донской земле.
25
Социокультурный опыт: рисование, труд на участке ДОУ, развлечения, досуги
Раздел «Архитектура моего дома».
Содержание:
«Мой дом – моя крепость». История архитектурных сооружений от пещеры до кирпичных зданий. Родной дом, улица, дом, где ты живешь со своей семьей.
-
«Архитектура – искусство строить дома». О профессии архитектора. Материалы для строительства, отличие современных построек от прошлых.
«Архитектура села и деревни» Своеобразие построек, дополнительные постройки для домашних животных. Украшения домов.
Социокультурный опыт: фотовыставки, выставки рисунков, познавательные беседы, экскурсии.
Раздел «Народные праздники и традиции Донского края».
Содержание:
Народные музыкальные инструменты. Многообразие народных музыкальных инструментов, звучание музыкальных инструментов. Ценность человека, умеющего играть на музыкальных инструментах.
Песенный фольклор донских казаков. Знакомство с казачьими песнями: хороводные, плясовые, колыбельные. Слушание, разучивание.
Праздники народного календаря. Знакомство с обрядовыми праздниками – Рождество, Масленица, Троица.
Народные игры донских казаков. Знакомство и играми, забавами, отражающими традиции, быт, культуру Донского края, воспитывающие защитников родной земли и будущих хранительниц домашнего очага.
26
Содержание программы для детей старшего возраста включает в себя четыре раздела:
«История Донского края»
«Быт казаков»
«Архитектура Донского края»
«Моя Родина - Россия»
«Народные праздники и традиции на Дону».
Задачи:
Овладение специфическим языком искусства, знаками , символами, заложенными в нём, средствами выразительности, ценностно – смысловой основой произведения.
Развитие эмоционально – эстетической сферы ребёнка, ценностных отношений, потребностей, основ эстетического вкуса, чуткости к красоте произведений искусства, осознание нравственно – эстетических замыслов автора, развитием гаммы эмоционально – эстетических проявлений (восторга, восхищении, радости).
Развитие внутреннего «Я» ребёнка: познавательно – эстетических интересов и способностей, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализовываться в нем, создание условий для открытии ребенком личностных качеств.
Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, родному краю.
Развитие потребности ребенка в активном эмоционально – эстетическом самовыражении через процесс и продукт изобразительно – творческой, конструктивной деятельности.
-
Обучение детей отображать в различных видах деятельности не только композицию, содержание, способы выразительности, но и ценности, отраженные в произведениях искусства донских авторов.
Создавать условия, для выбора ребенком средств выразительности, усвоенных в процессе познания произведений, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусства.
27
Развивать творческий потенциал, проявляющийся в активном преобразующем ценностном отношении к миру, стремление изменить и создать новую социокультурную среду в пространстве своей жизни.
Развивать опыт творческой деятельности ребенка через свободный выбор содержания деятельности, синтезированных средств, для создания различных рисунков, аппликаций, поделок, архитектурных сооружений, а также партнеров для совместной деятельности.
Раздел «История Донского края».
Содержание.
1. Скифские племена – создание поселений, освоение земель, появление торговли.
2. Возникновение Донского казачества. Казак – защитник Родины, труженик. Казачка – хранительница семейного очага. Казачество – сообщество людей.
3. Река Дон украшает Донской край, поддерживает жизнь людей, оздоравливает, передвигает грузы и людей.
4. Конь казака – верный друг, боевой товарищ.
5. Оружие казака – символ боевой славы, драгоценная реликвия, достойно почетного места.
6. Курень – жилище казаков, место для обеда семьи, общения, совместного сбора, игр.
7. Столица Донского казачества обозначает главный город, объединяет и собирает всех.
8. Труд казаков. Обрабатывает землю, перерабатывает рыбу, выращивает овощи, фрукты, кормит.
9. Старинная казачья кухня имеет свои вкусовые качества, разнообразие, зависит от климатических условий, бытового уклада, местных традиций.
10. Символы Войска Донского отражают особенности Войска Донского, кодекс казачьей чести, традиции казачьего самоуправления, построенные на уважении и почитании.
28
11. Атаманы И.М.Краснощеков, М.И.Платов – легендарные личности: храбрость и мужественность подвигов, любовь к Родине, служба на благо Отчизны, защита ее рубежей.
Социокультурный опыт: сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь казаков; рассказы из личного опыта; развлечения; рисование; аппликация, конструирование куреней; труд на приусадебном участке ДОУ и в уголке природы; подвижные игры; конкурсы родителей и детей по приготовлению блюд старинной казачьей кухни.
Раздел «Быт казаков».
Содержание.
-
Устное народное творчество. История и специфика казачьего фольклора, разнообразие его жанров, многообразие жанров казачьей песни, донская былина, самобытность казачьих пословиц, народные казачьи сказки, взаимосвязь общерусского и донского фольклора.
Одежда казаков. Традиционная одежда казака и казачки, украшения донской казачки, отличительные черты праздничной и будничной одежды.
Народные промыслы. Возрождение Семикаракорского декоративно – прикладного искусства, его истоки, технология изготовления, средства выразительности, современное его развитие.
Живопись донских художников. Художники Дона: Дубовской, Греков, Сарьян. Природа донского края – любимая тема донских художников.
Творчество донских писателей. Гордость Донской земли – писатели Чехов, Шолохов. Содержание произведений, детские донские писатели: Лебеденко , Долинский , Скрёбов.
Творчество донских композиторов. Клиничев, Шапошников, Краснокулов, Шишов, Кац. Знакомство с произведениями этих композиторов.
-
Народный кукольный театр на Дону. Истоки казачьего кукольного театра, великие кукольники Дона, техника постановки спектакля, связь
29
народного театра с вольными традициями казачества. Элементы театральной деятельности.
Социокультурный опыт: рисование, лепка, аппликация Семикаракорской посуды; рисование, лепка по мотивам донских сказок, диалог с художником, игра «Художественный салон», игры-развлечения; театрализованная деятельности.
Раздел «Архитектура Донского края».
Содержание.
1. Архитектура – искусство сооружения зданий. Главная цель архитектуры и её виды. Профессия – архитектор. Профессии, помогающие архитектору осуществить его замысел. Средства выразительности архитектуры.
2. Памятники архитектуры в г. Ростов - на - Дону.
3. Памятники архитектуры Донского края.
4. Памятники монументальной скульптуры Донского края. Скульптура – один из видов искусства.
5. Сохранение памятников архитектуры и скульптуры.
Социокультурный опыт: конструирование, рассказы из личного опыта, строительные и ролевые игры, моделирование, конкурсы, праздники.
Раздел «Моя Родина - Россия».
Содержание.
Наш дом – Россия.
Символы государства (герб, флаг и гимн Российской Федерации)
Россия – многонациональная страна. Народы России. Русский народный костюм.
Москва – столица России.
Социокультурный опыт: рассказы из личного опыта; развлечения; рисование; аппликация, подвижные игры; игры-викторины;
30
Раздел «Народные праздники и традиции на Дону».
Содержание.
Народные праздники на Дону. Покров, Рождество, колядки, святки, масленица, Пасха, Троица. Праздники в прошлом и сейчас, значение христианства в формировании русской культуры. Традиции, обычаи(увеселения, забавы), которые отражают казачий быт. Традиционные казачьи игры, их роль в физическом развитии детей.
Восстановление культурных традиций на Дону.
Социокультурный опыт: обрядовые праздники, где ребенок проявляет совместные эстетические переживания; подвижные игры, где ребенок приобретает опыт действия, коллективную двигательную культуру, выстраивает доброжелательные отношения; увеселения, забавы, в процессе которых ребенок перенимает прошлые культурные традиции.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов.
Социально-коммуникативное развитие:
-знакомство с укладом жизни донских казаков
-знакомство с традициями, обычаями донских казаков
- познавательные беседы о труде казаков, орудиях труда
лаапппрррртиииттььтСоциально-коммуникативное развитие:
- знакомство с укладом жизни донских казаков
- знакомство с традициями, обычаями донских казаков
- познавательные беседы о труде казаков, орудиями труда
Физическое развитиеФизическое развитие:
- национальные казачьи игры
- познавательные беседы о лекарственных травах и растениях Дона
- казачья кухня
Физическое развитие:
-национальные казачьи игры
- познавательные беседы о лекарственных
травах и растениях Дона
- казачья кухня
Реализация регионального компонента
через образовательные
области
Художественно-эстетическое развитие:
-знакомство с творчеством донских художников и композиторов
-знакомство с памятниками архитектуры
-знакомство с промыслами донских казаков (лозоплетение, вышивание, плетение ковров)
-знакомство с семикаракорской керамикой
-знакомство с музыкальным фольклором донских казаков
-знакомство с традиционными праздниками донских казаков
-
Познавательное развитие:
- знакомство с историей Донского края, его символикой, легендарными личностями
-знакомство с историей города Белая Калитва, его символикой, достопримечательностями
- знакомство с природой и животным миром Донского края
Речевое развитие:
- знакомство с творчеством донских писателей, поэтов
- знакомство с казачьими сказками, легендами
- знакомство с устным народным творчеством донских казаков
аоаоаловолрегионального компонента
через образовательные области
Познавательное развитие:
- знакомство с историей Донского края, его символикой, легендар-ными личностями
- знакомство с историей города Белая Калитва, его символикой, достопримечательностями
- знакомство с природой и животным миром Донского края
Ремпппчевое развитие:
- знакомство с творчеством донских писателей, поэтов
- знакомство с казачьими сказками, легендами
- знакомство с устным народным творчеством донских казаков
Художественно-эстетмрпртттчвчвическое развитие:
- знакомство с творчеством донских художников и композиторов
- знакомство с памятниками архитектуры
- знакомство с промыслами донских казаков (лозоплетение, вышивание, плетение ковров)
- знакомство с семикаракорской керамикой
- знакомство с музыкальным фольклором донских казаков
- знакомство с традиционными праздниками донских казаков
33
Система взаимодействия с детьми и родителями осуществляется через :
Приобщение родителей к педагогическому процессу.
Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
Создание условий для творческой самореализации детей и родителей.
Информационно – педагогические материалы, выставки работ детского творчества, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомство с воспитательной, развивающей средой.
Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
Уважительное отношение семьи и образовательного учреждения.
Формы работы с родителями:
родительские собрания;
лекторий для родителей;
день открытых дверей;
организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»
проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы)
анкетирование и тестирование родителей
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
34
3.Организационный раздел.
Проектирование воспитательно - образовательного процесса.
3.1.1. Расписание образовательной деятельности по приобщению детей к истории казачьей культуры.
День недели
|
Время
|
Группа
|
Понедельник
|
9.00 – 10.00
10.20 – 10.40
11.50 – 12.20
|
Старшая «Б»
Старшая «В» (1под)
Подготовительная (1под)
|
Вторник
|
9.00 – 10.00
10.00 – 10.25
10.30 – 11.00
11.00 – 11.50
|
Старшая «А»
Старшая «Б» (1под)
Подготовительная (2под)
Средняя «А»
|
Среда
|
10.10 – 10.35
10.35 – 11.05
|
Старшая «А» (1под)
Подготовительная (1под)
|
Четверг
|
9.00 – 9.50
10.10 – 10.35
10.35 – 11.05
11.10 – 11.35
12.00 – 12.25
|
Средняя «Б»
Старшая «А» (2под)
Подготовительная (2под)
Старшая «В» (2под)
Старшая «Б» (2под)
|
Пятница
|
9.00 – 10.00
|
Старшая «В»
|
|
|
|