|
57
3.1.3. Культурно-досуговая деятельность.
№
|
дата
|
Культурно-досуговая деятельность
|
1.
|
Сентябрь
|
Тематическая выставка к дню города.
Развлечение «Как у нас на Тихом Дону».
|
2.
|
Октябрь
|
Развлечение «Покрова на Дону».
|
3.
|
Ноябрь
|
Конкурс на лучший казачий костюм.
Спортивная эстафета «Мы донские казаки».
|
4.
|
Декабрь
|
Мастерская Деда Мороза.
|
5.
|
Январь
|
Досуг «Пришла коляда, отворяй ворота».
|
6.
|
Февраль
|
Конкурс на лучшую народную песню.
Посиделки «Казачьи напевы».
Конкурс на лучшую пословицу Дона.
|
7.
|
Март
|
Досуг «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».
Выставка-ярмарка «Солнечная керамика».
Вернисаж «По произведениям донских авторов».
|
8.
|
Апрель
|
Развлечение «Играй и пой казачий Дон».
Спектакль «Доброе сердце дороже красоты».
Досуг «Праздник Пасхи в дом пришел».
|
9.
|
Май
|
Развлечение «Троица».
|
58
3.2. Условия реализации программы.
3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для реализации историко-культурного казачьего компонента в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда.
Микросреда
Макросреда
- групповые уголки «Мой край Донской»;
- выставки результатов продуктивной деятельности;
- казачья горница;
- комната краеведения;
- фото-уголок символики Ростовской области, г. Белая Калитва и Всевеликого Войска Донского;
- мини-галерея художников Дона;
- Мини-галерея работ родительницы Суриковой Марины Викторовны,
- выставка результатов продуктивной деятельности;
- фото-выставка
«Прошлое и настоящее родного города»;
59
В групповых уголках «Мой край родной» подобран и систематизирован богатый дидактический материал по знакомству детей с Россией:
- Глобус, политическая, географическая карты России, Ростовской области;
- Иллюстрации государственной символики России (флаг, герб);
- Подбор фотографий с достопримечательностями г. Москвы, С. Петербурга;
- Д/и «Флаги мира»;
- Музыкальная фонотека: гимн России, песни о Родине;
- Д/и «Государственные символы России»;
- Д/и «Домино» (флаги разных стран);
- Календарь праздничных дней;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме.
По знакомству детей с малой Родиной и Донским краем:
- Подбор фотографий с достопримечательностями г. Белая Калитва;
- Музыкальная фонотека: песни о Белой Калитве, казачьи песни;
- Геральдика Ростовской области, г. Белая Калитва, Великого Войска Донского;
- Художественная литература о Донском крае, о ВОВ, стихи местных авторов;
- Подбор журналов, газет о родном городе, трудовых подвигов белокалитвинцев;
- Материал о местных художниках;
- Д/и «Наши добрые дела»;
- Фотоальбомы: «Моя семья», «Все работы хороши»;
- С/р игры: «Военные», «Семья» и др.
- Сундучок казачьих слов;
- Картотека казачьих игр;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме.
- Герб, флаг, гимн России, герб Белой Калитвы;
- Схема п. Заречного;
- Буклет о Кадетском корпусе;
- Фотоальбомы: «Родной город», «Семейный альбом», «Дом в котором ты живешь»;
- Книги о родном крае;
60
- С/р игры: «Моя семья», «Богатыри», «Ты морячка, я моряк», «Профессии», «Мы военные»;
- Тематические стенгазеты: «Мой родной край», «Символы моей семьи», «Вспомним их поименно», «Любимый город», «Хлеб – всему голова», «Освобождение города», «Природа родного края», «Казачьи символы и знаки», «Оружие казака», «Труд людей родной земли», «Легендарные личности Донского края», «Памятники Донского края», «Города Донского края», «Герои-защитники Земли Донской», «Конь – верный друг казака», «Мой дом – моя крепость»;
- Различные фотовыставки, выставки рисунков на различные темы;
- Карты животного и растительного мира Донского края, полезные ископаемые;
- Книжки-самоделки с народными рецептами «Бабушкины секреты»;
- Многообразие методической литературы по данной проблеме;
- Мини-библиотека «Донская сторона»;
- Красная книга Донского края;
- Картотеки: «Игры донских казаков», «Донской фольклор» (колыбельные, заклички, пословицы, сказки, небылицы, скороговорки, потешки);
- Куклы – казак, казачка;
- Уголки ряженья;
- Макет казачьего куреня;
- Фотоальбомы: «Мой родной край», «Моя семья», «Пейзажи родного края»;
61
В комнате краеведения накоплен методический и наглядный материал для:
- знакомства детей с жилищем казака - куренем, летней кухней, базом;
- знакомства детей с историей образования Донского края, началом жизни на Донской земле, дается понятие о том, кто такие казаки;
-знакомства детей с казачьими символами и знаками, с гербом, флагом, гимном Ростовской области, Войска Донского, заповедями казаков;
-знакомства детей с трудом людей родной земли, у детей формируются ценности: казаки – трудолюбивые, они обрабатывают землю, выращивают скот, овощи, перерабатывают рыбу.
- знакомства детей с легендарными личностями Дона (атаманами);
-знакомства детей с неповторимостью казачьей сказки, самобытностью языка;
- знакомства детей с Семикаракорской керамикой, с технологией изготовления семикаракорского фаянса, элементами росписи и техникой рисования семикаракорских узоров.
- знакомства детей с художниками Донской земли: Дубовским, Грековым, Крыловым, Сарьяном.
- знакомства детей с гордостью Донской Земли – Чеховым, Шолоховым;
- знакомства детей с городами Ростовской области, их расположением, помогает им в этом карта Ростовской области;
- знакомства детей с «Памятниками героям – защитникам Донской Земли»;
- знакомства детей с архитектурой родного города;
Дети с удовольствием занимаются в комнате краеведения, познают ценности истории и культуры родного края, реализуют свой творческий потенциал в различных видах деятельности.
62
Усилиями педагогов, при активном участии родителей в нашем детском саду создана “Казачья горница”. В ней собран богатый материал по знакомству детей:
- с историей Донского края;
- с укладом жизни казаков, с их родом занятий;
- с особенностями взаимоотношений в семье казаков;
- с обычаями и традициями Донского края;
- с бытом казаков в старину, предметами казачьего быта (рубель, скалка, керосиновая лампа, рушник и. т.д.), их назначении;
- с традиционной одеждой казаков и казачек;
- с казачьей кухней;
- с убранством казачьей горницы (печь, сундук, постав, прялка);
- с народными инструментами на Дону, с их звучанием, историей их возникновения;
- с развлечениями и забавами казаков;
- с казачьим фольклором, разнообразием его жанров, многообразием жанров казачьей песни.
63
3.2.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по реализации историко-культурного казачьего компонента.
1.Агуреева Т. И., Баландина Л. А. «Казачий костюм» (учебно-методическое пособие), Издательский дом «Цветной мир», М: 2011.
2.Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, патриотические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий», Волгоград: Учитель, 2007 -203 с.
3.Алмазова Б. А. «Казаки», Санк-Петербург «Золотой век», 1999.- 88 с.
4.Астапенко М.П. «Атаман Платов». Историко – научное повествование. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2011.- 320с.
5.Астапенко Г., «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 18-20 вв.» - Ростов-на – Дону, «Артель», 2011. – 256с.
6.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю., «Природа и история родного края» учебное пособие для учащихся начальной школы, Ростов-на-Дону, Изд-во БАРО-ПРЕСС, 2007.-170 с.
7.Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учебно-методическое пособие, СПб: Детство-Пресс, 2000.- 304 с.
8.Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)», М: ТЦ Сфера, 2003.- 192 с.
9.Махненко С. Г., Филипов К. С. «Былинно-песенное творчество Дона» Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга», 2011.- 320 с.
10.Мовчан А. С. «Казаки (быт и традиции)», Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2004.-160с.
11.Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М.: Линка-Пресс, 2003.- 200 с.
12.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 1 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 304 с.
13.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 2 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 352 с.
14.Скрылов А. И.. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник» - том 3 – Репринт, воспроизведение изд. 1966 г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2002.- 368 с.
64
15.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского; Общежитие донских казаков в 17-18 столетиях» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 168с.
16.Сухоруков В.Д., «Историческое описание Земли Войска Донского» - Ростов-на-Дону, ООО «Терра Принт», 2005. – 224с.
17.Филипов К. С., «Домоводство на Дону», Ростов-на-Дону: ООО «Издательство Артель», 2010. – 168с.
18.Черная А. В. «Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен», Ростов-на-Дону: Издательство Рост. Гос. Пед. Университета, 2003. – 118 с.
19.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А — Методическое обеспечение к региональной программе «Родники Дона» Ростов-на-Дону, 2005 г.-234 с.
20.Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А - «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края); Ростов -на- Дону, 2005 г.-311 с.
21.Шумов В.В., «Донская станица в старину» Краеведческие очерки - Ростов-на-Дону
ООО «КСС», 2011.- 160с.
22.Шумов В.В., «История казачества» (справочник казака), Ростов-на-Дону ООО «КСС», 2006.- 176 с.
|
|
|