Главная страница

«На урок с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения


Скачать 34.47 Kb.
Название «На урок с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения
Дата 29.02.2016
Размер 34.47 Kb.
Тип Урок

МОУ «Урусовская СОШ»

Урок русского языка в 8 классе

по теме «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.

Учитель русского языка и литературы

Родькина Надежда Николаевна

Тема урока: «На урок – с Тютчевым». Подлежащие и способы его выражения.

Цели урока: повторить о подлежащем всё известное; углубить знания учащихся по данной теме; разобрать все способы его выражения воспитывать любовь к поэзии Тютчева.

1. Организационный момент.

Учащийся: Я открываю сборник стихов «Родные поэты» и читаю… («Есть в осени первоначальной…). Эти строки воспроизводят на меня большое впечатление. Какие мысли! Сколько в них чувств! Каков язык! Я просто в восторге. Я не могу оторваться от строк Ф.И.Тютчева.

Учитель: Ребята, это неслучайно, что наш урок начался стихотворением Ф.И.Тютчева. 5 декабря 2003 года наша страна, все любители поэзии будут отмечать 200-летие со дня рождения русского поэта. Я предлагаю вам сегодня соприкоснуться с поэтическим, образным, богатым языком Тютчева. Его стихи бессмертны. А Лев Толстой о нём сказал: «Без Тютчева нельзя жить». Я с ним вполне согласна.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Вот перед вами строки из другого стихотворения поэта:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Дайте характеристику данному предложению с точки зрения синтаксиса.

- Объясните постановку знаков препинания.

-Объясните выделенные орфограммы.

-Выполните синтаксический разбор 4 предложения.

-Анализ стихотворного произведения.

3. Объяснение нового материала.

Вернёмся ещё раз к предложению из стихотворения. Выполняя синтаксический анализ, мы выделили грамматическую основу.

- Из чего она состоит?

- Где подлежащее?

- Что такое подлежащее? ( Работа в парах)

Наша задача с вами выяснить способы выражения подлежащего. Я предлагаю это сделать самостоятельно.

Работа с карточками.

1вариант(для слабых учащихся)

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд…»

2 вариант (для сильных учащихся)

Но есть других два близнеца –

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей предающего сердца…

Молчи, прошу, не смей меня будить.

О , в этот век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

- Так чем же может быть выражено подлежащее?

4. Закрепление.

1)Ребята ,сегодня мы с вами работаем со стихами Ф.И.Тютчева и ничего не говорим о нём.

Я вам сейчас предлагаю поработать с текстом о самом авторе, который даёт крошечное представление о нем, как о человеке и поэте.

Вместо точек вы должны вставить слова, подходящие по смыслу. Затем подчеркнуть подлежащее, определить, чем оно выражено.

…опубликовал свои первые стихи ещё в конце 20 – годов 19 века. … использовал в них «чистый и прекрасный» русский язык, вкладывал «русскую душу». …обладал сильным и самобытным талантом, способным затронуть «струны человеческих сердец». … совмещает свою поэзию с живой человеческой судьбой.

Слова для справок (для слабых учащихся): Тютчев, он, Фёдор Иванович, поэт.

- Для чего мы работали с данным текстом?

2) Развитие речи.

Чтение стихотворения «Осенний вечер»

- Какая картина встаёт перед вашим взором?

- Опишите её. (Самостоятельная работа)

- Чтение мини – сочинений.

- Выберите любое предложение, определите способ выражения подлежащего.

5. Подведение итогов.

- Над чем мы работали на уроке?

- Что такое подлежащее?

- Чем оно может быть выражено?

Сегодня на уроке звучали стихотворения Ф.И.Тютчева. Какое впечатление они произвели на вас?

Глубже познать мир тютчевского стиха вам помогут вот эти книги (обратить внимание на выставку книг). А также мы встретимся с вами на литературно – музыкальной гостиной «Я родился в Овстуге», где ещё раз поговорим о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Мне хочется закончить наш урок строками :

Он жив, огонь поэзии прекрасный;

И никому не погасить его вовек!

И с нами Тютчев,

Мудрый ,гордый, страстный,

Вступает в 21 век.

6. Домашнее задание.

Выписать из сборника отрывки стихотворений с различными способами выражения подлежащего.