|
Программа «Как здорово быть здоровым!»
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!»
(программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Сташкова Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 34»
города Струнино, Владимирской области
Пояснительная записка
Актуальность программы
Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.
При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:
-усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека,
-именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста(6-7 лет) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.
Структура методического обеспечения программы
Методическое обеспечение данной программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических) и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки, соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.
Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).
К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.
Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.
Основные пути реализации данной программы:
Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
Выявление интересов и наклонностей детей;
Проведение конкурсов детского творчества на антинаркогенную тематику;
Издательская деятельность.
Распространение передового опыта среди детских садов района и области.
При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профилактика наркозависимости - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со взрослым.
Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.
Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.
Задачи:
Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.
Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.
Организация учебного процесса:
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Общее количество занятий с детьми старшего возраста – 12.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Первая подгруппа (6-7 человек) занимается с сентября по декабрь, вторая – с января по апрель.
Занятия носят интегрированный характер.
Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
Просветительская работа с родителями и педагогами.
Структура занятия:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия.
Основное содержание.
Ритуал прощания.
На занятиях активно используются разнообразные:
подвижные и малоподвижные игры,
элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
продуктивные виды деятельности,
словесные игры,
дидактические игры.
Построение занятий и содержательна часть
Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.
-
диагностика в начале и в конце года,
постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
рефлексия.
Предполагаемые результаты:
-способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;
-умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;
-формировать и укреплять антинаркотические установки;
-безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Тематический план к психолого-педагогической программе «Как здорово быть здоровым!»
№
|
Тема занятия
|
Цели занятий
|
1
|
Первичная диагностика
|
Первичная диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей
|
2
|
«Путешествие в страну радости»
|
Расширять представлений детей об эмоции «радость»;
формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;
расширять представление детей о поступках, которые приносят радость
|
3
|
«Путешествие на полянку веселого настроения»
|
Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.
|
4
|
Путешествие за здоровьем
|
Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих:научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: «Нет!»; помочь детям осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
|
5
|
«Путешествие в страну «Вина»
|
Знакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
|
6
|
«Путешествие Гусеницы»
|
Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; закреплять знания о полученных эмоциях; учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения.
|
7
|
Путешествие в страну Зависть»
|
Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
|
8
|
Экспериментирование с «Курительной машиной»
|
Закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к курению. Эксперимент, наглядно показывающий детям вред, который может нанести курение человеку.
|
9
|
«Мы сегодня не грустим»
|
Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний.
|
10
|
«Смешинки и злючки»
|
Закрепить умение выражать эмоцию «злость»; умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке; умение детей выражать злость, гнев социально – приемлемыми способами; развивать активный словарь эмоциональных состояний.
|
11
|
«Зависть – это не всегда плохо»
|
Закрепить умение выражать эмоцию «зависть»;развивать активный словарь эмоциональных состояний; закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой; продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.
|
12
|
Итоговая диагностика
|
Итоговая диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей
|
Литература
Заватски Д. Детям о здоровье / Как научить вашего ребёнка быть здоровым: Пер. с англ.— Заокский: “Источник жизни”, 1994
Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи, ядовитая гадость! — Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск, 2004
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.— М.:АРКТИ, 2005
|
|
|