Главная страница

Программа «Как здорово быть здоровым!»


Скачать 90.22 Kb.
Название Программа «Как здорово быть здоровым!»
Дата 13.03.2016
Размер 90.22 Kb.
Тип Программа

Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!»

(программа для старших дошкольников по профилактике наркозависимости)
Сташкова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог

Муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад № 34»

города Струнино, Владимирской области
Пояснительная записка
Актуальность программы

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.

На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей.

При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.

С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:

-усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека,

-именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.

Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает работу с детьми старшего дошкольного возраста(6-7 лет) в тесном взаимодействии с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.

Структура методического обеспечения программы

Методическое обеспечение данной программы включает описание теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических) и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки, соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.

Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).

К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.

Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.

Основные пути реализации данной программы:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

  • Выявление интересов и наклонностей детей;

  • Проведение конкурсов детского творчества на антинаркогенную тематику;

  • Издательская деятельность.

  • Распространение передового опыта среди детских садов района и области.


При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.

В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:

Профилактика наркозависимости - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует планомерности, систематизации и углубленной работы.

Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со взрослым.

Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.

Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.

Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.

 Задачи:

Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.

Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.

Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-25 минут)  и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.

Организация учебного процесса:

Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

  • Общее количество занятий с детьми старшего возраста – 12.

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам. Первая подгруппа (6-7 человек) занимается с сентября по декабрь, вторая – с января по апрель.

  • Занятия носят интегрированный характер.

  • Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).

  • Просветительская работа с родителями и педагогами.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия.

  • Разминка.

  • Рефлексия прошлого занятия.

  • Основное содержание.

  • Ритуал прощания.

На занятиях активно используются разнообразные:

  • подвижные и малоподвижные игры,

  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),

  • продуктивные виды деятельности,

  • словесные игры,

  • дидактические игры.

Построение занятий и содержательна часть

Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Виды контроля:

Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.

  • диагностика в начале и в конце года,

  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,

  • рефлексия.

Предполагаемые результаты:

-способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;

-умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;

-формировать и укреплять антинаркотические установки;

-безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Тематический план к психолого-педагогической программе «Как здорово быть здоровым!»




Тема занятия

Цели занятий

1

Первичная диагностика

Первичная диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей

2

«Путешествие в страну радости»

Расширять представлений детей об эмоции «радость»;

формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;

расширять представление детей о поступках, которые приносят радость

3

«Путешествие на полянку веселого настроения»

Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.

4

Путешествие за здоровьем

Научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих:научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей говорить: «Нет!»; помочь детям осознать ответственность за свой выбор; развивать чувство эмпатии;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

5

«Путешествие в страну «Вина»

Знакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

6

«Путешествие Гусеницы»

Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; закреплять знания о полученных эмоциях; учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения.

7

Путешествие в страну Зависть»

Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

8

Экспериментирование с «Курительной машиной»

Закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к курению. Эксперимент, наглядно показывающий детям вред, который может нанести курение человеку.

9

«Мы сегодня не грустим»

Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний.

10

«Смешинки и злючки»


Закрепить умение выражать эмоцию «злость»; умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке; умение детей выражать злость, гнев социально – приемлемыми способами; развивать активный словарь эмоциональных состояний.

11

«Зависть – это не всегда плохо»


Закрепить умение выражать эмоцию «зависть»;развивать активный словарь эмоциональных состояний; закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой; продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

12

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей


Литература

  1. Заватски Д. Детям о здоровье / Как научить вашего ребёнка быть здоровым: Пер. с англ.— Заокский: “Источник жизни”, 1994

  2. Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи, ядовитая гадость! — Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск, 2004

  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.— М.:АРКТИ, 2005