|
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей-это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е способностей общаться.
Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.
С помощью речи взрослые определяют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого-образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Обучению родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком?
1.Воспитание звуковой культуры речи.
2.Словарная работа.
3.Формирование грамматического строя речь.
4.Обучение рассказыванию - связанная речь.
Ребенок к четырем годам.
- Правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
- У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.
- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
- В речи появляются сложные формы предложений.
- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.
В речи детей отмечают и другие особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ ), сонорные (р, рь, л, ль ) звуки, а некоторые пропускают.
- Дети способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема новых словообразований.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекают от содержания вопроса.
Такие требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Какая же сторона речи беспокоит родителей?
1. Какие вопросы задают родителям дети?
Вопросы типа кто? какой? характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.
Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.
2. А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина?
-Отсутствие необходимых знаний.
-Нет устойчивого интереса к чем-либо.
-Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
3.Если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
-Занятие рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.
Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие-либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу - великого учителя.
Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, наблюдая за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист? Найти дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы.
А каким ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребенок их повторить?
А знает ли ребенок, в каком городе он живет? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?...
Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких, об увлекательных прогулках в природе, за городом и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Предлагаем Вам поддержать инициативу детского сада и посетить вместе с детьми зоопарк, дельфинарий, и.д.
Рекомендации родителям:
1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.
3. Включаться в работу детского сада и посещать вместе с ребенком зоопарк, дельфинарий и.д.
4. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.
Памятка родителям по развитию речи ребенка.
-Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильным и здоровым.
-знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик. Рассказывайте о своей профессии.
-Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
-В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки.
-Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул-стульчик, флаг-флажок.
-Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
-Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Успехов вам!
|
|
|