|
Проектные технологии в системе дополнительного образования Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика»
Баженова Зоя Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУДОД "Центр детского творчества"
Проектные технологии
в системе дополнительного образования
Включение проектной технологии в систему деятельности детского объединения «Флористика» является показателем адаптации к стремительно изменяющимся условиям времени. Система дополнительного образования, находясь в поиске наиболее эффективных технологий развития детей и подростков, активно развивает социальное проектирование - особый вид деятельности, позволяющий осуществить изменения в социальной среде. Эта форма применяется при разработке системы воспитательной работы. Тематика проектов чаще предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы.
«Все новое - хорошо забытое старое» - гласит пословица. Многие технологии обучения и воспитания, ставшие востребованными в современной школе, зачастую оказываются как раз хорошо забытыми старыми педагогическими идеями, ставшими нужными на определенном этапе развития общества и системы образования. Метод проектов - яркая иллюстрация этого явления.
Он возник еще в 20-е годы минувшего столетия в США и назывался методом проблем.
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельного конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технички, технологии, творческих областей.
Творчество, Самостоятельность, Активность являются условиями проектной деятельности. А практически - деятельностная направленность при осуществлении проекта делает целеполагание и действия учащихся более осмысленными, конкретно ориентированными, а в конечном итоге личностно ориентированными.
Проектная деятельность активизирует и мотивирует обучение. Идет становление самостоятельности, понимания социальной востребованности и значимости личности. Процессы воспитания и обучения сливаются. Они не идут параллельно, а становятся единым процессом образования новой личности, социализации будущего гражданина. Проектная технология превращает образовательный процесс в продуктивный.
Культуротворческая деятельность школьника, развитие навыков планирования, рефлексии позволяют ему выходить на качественно новый уровень не только в отношениях ученик-ученик, но и в отношениях ученик - учитель. Достигнув должного уровня самостоятельности, ученик может корректировать эти отношения, «использовать» учителя в качестве одного из источников информации в поисках решения проблемы. Таким образом, проектный метод (технология) обучает не столько навыкам решения образовательной проблемы, сколько проектированию своих личных жизненных планов. А значит, социальная функция и востребованность этого метода очевидна.
Цель метода - индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.
Процесс социализации (освоения человеком социальных ролей и культурных норм) идет наиболее полно: через теорию и практику.
Какие общественно значимые навыки, знания и умения получает ребенок, практикуясь в проектной деятельности?
• обретение ребенком своего «Я», самоопределение;
• обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной и тому подобной деятельности;
• умение самовыражаться;
• присвоение знаний об обществе, в котором живет ребенок, , через осознание своего места в нем, через социальную позицию.
Таким образом, социальное проектирование в современных условиях - это важнейшая составляющая формирования гражданского общества. Это деятельность учащихся, самостоятельная и направленная на практическое решение общественно значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества ОУ с органами власти и общественностью.
Во время обучения на курсах повышения квалификации в ИРООО, мною в составе группы слушателей был составлен социальный проект «Вместе - мы сила!», направленный на повышение активности родителей. (Содержание прилагается).
В учебной деятельности одной из форм работы является разработка и презентация детских творческих проектов.
Так, в 2010 году был разработан проект «Флористическая картина». Автор проекта воспитанница кружка Шанова Елена.
В 2011 году - разработан проект «Картина из соломки», автор - Русинова Надежда, который был представлен на районном конкурсе проектов и отмечен Дипломом 3-ей степени (Проекты прилагаются).
|
|
|