|
Использование проблемного метода обучения на уроках пто в коррекционной школе VIII вида
Л.П.Мищенко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПТО В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Мищенко Лариса Петровна- учитель профессионально-трудового обучения ГБС(К)ОУ школы №15, г.Славянск-на-Кубани
E-mail: [email protected]
Исследователями установлено, что познавательная деятельность учащихся слагается из творческой и репродуктивной (воспроизводящей). Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности ученика.
Элементы творчества и воспроизведения следует различать по признакам: по результату и по способу деятельности. В результате творческой деятельности учащиеся открывают для себя новые знания и конкретные объекты. Новизна результата деятельности играет важную роль в развитии познавательных способностей и интереса ученика. Но с точки зрения дидактики это не главный признак творчества, и не единственный. Оно в первую очередь проявляется в новизне способов действия во время достижения поставленной цели и решения учебных проблем.
Творческая деятельность играет большую роль в развитии познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако это отнюдь не умоляет значение репродуктивного, воспроизводящего обучения, которое является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной действительности, служащих базой для творчества. Таким образом, обучение только тогда обеспечит усвоение знаний, умений и будет способствовать развитию детей с ОВЗ, когда оно организованно на основе оптимального соединения творческой и репродуктивной деятельности учащихся.
Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт личности. Поэтому достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует преподавать им объяснительно-иллюстративным методом, а какой- путем решения учебных проблем.
На уроках ПТО, как правило, есть такая часть информации, которая может быть успешно усвоена в процессе объяснительно-иллюстративного обучения. Сюда можно отнести простейшие сведения о ткачестве, волокнах, тканях, знания о профессиях, математические расчеты при выполнении чертежей изделий, изучение условных обозначений мерок, снимаемых с фигуры человека. Освоив эти знания, учащиеся могут в дальнейшем использовать их в новых условиях, в том числе и для решения учебных проблем.
Так, после изучения понятия «мерка» для построения чертежей, не следует спешить с постановкой проблемного задания. Сначала надо поставить вопрос репродуктивного характера, ответив на который учащиеся убеждаются в необходимости нового для них понятия. Вместе с учителем они учатся правильно снимать и записывать мерки, используя условные обозначения. Учатся различать обхваты (Ог, Об, Ош) и полуобхваты (Сг, Сб), находить полуобхват, если известен обхват.
Следующее задание уже можно сформулировать проблемно. Его следует связать с изделием, для пошива которого нужно построить чертеж. Наглядным пособием будет служить готовое изделие (например: ночная сочка, пижама, юбка и т.д.). Решая это задание на основе приобретенных знаний, учащиеся выясняют, какие мерки необходимо снять для построения чертежа изделия, снимают и записывают их самостоятельно.
Нецелесообразно использование проблемности в процессе формирования новых умений и практических навыков при выполнении швейных работ, а тем более при усовершенствовании приобретенных ранее. При формировании практических умений и навыков на уроках швейного дела, учителю следует сначала их продемонстрировать, а затем разъяснить технологическую последовательность выполнения швейной операции с опорой на ПТК. В процессе выполнения учениками упражнений и практических работ, учитель следит за правильностью выполнения отдельных швейных операций и соблюдением технологической последовательности работы.
Правила организации урока с использованием проблемности.
Проблемная постановка темы урока.
Новая тема формулируется в виде проблемы.
Проблема вводится одновременно с актуализацией знаний, созданием ситуации, в которой проявляется их недостаточность для объяснения факта, явления.
Актуализация необходимых знаний.
Обеспечивается в основном постановкой проблемных вопросов, которые должны быть короткими и быстро решаться. Это стимулирует учащихся и они с интересом берутся за дело.
Вопросы строятся на основе материала изучаемой темы. Проблемные вопросы в этом случае наиболее эффективны, чем репродуктивные, так как активизируют мышление детей с ОВЗ.
-
Сложные вопросы разделяются на более легкие, на отдельные мыслительные ступеньки.
Количество дополнительных вопросов подбирается таким образом, чтобы обеспечить продвижение учащихся. Чтобы обеспечить интерес к изучаемой теме у сильных учащихся, желательно, чтобы степень сложности вопросов несколько превышала возможности среднего ученика.
Необходимо поощрять групповое обсуждение учащимися отдельных вопросов в решении той или иной задачи. Такая работа способствует вовлечению всех учащихся в активную деятельность.
Актуализация не должна напоминать опрос учащихся на оценку. Это сковывает активность детей, и они теряют интерес к выполнению задания.
Усвоение нового материала.
-
Учитель должен четко представлять, что и как будет изучаться на уроке, какие черты творческой деятельности будут формироваться и совершенствоваться, как будет осуществляться развитие интеллектуальных способностей детей.
В процессе усвоения новых знаний и способов действия необходимо обеспечить максимальную самостоятельность учеников.
Для того, чтобы обеспечить дифференцированный подход в обучении, необходимо заблаговременно подготовить индивидуальные задания, учтя возможности, способности и подготовленность учащихся.
-
В новом задании должны прявляться некоторые элементы актуализации знаний, что с первых шагов создает мыслительные опоры для размышлений. У учащихся создается впечатление, что задание им по силам. Это привлекает их к активной работе.
Практическая работа.
Задание выбирается соответственно требованиям учебной программы. Оно должно быть им по силам с точки зрения их физической и интеллектуальной подготовки.
Процесс изготовления каждого изделия должен включать новые способы действия.
Чтобы ученики усвоили технологическую последовательность изготовления изделия, необходимо определить содержание и форму инструктажа.
Учителю необходимо обеспечить сознательное выполнение учащимися каждой из операций изготовления изделия.
Заключительная часть урока.
Проблемные задания на этом этапе урока должны носить обобщающий характер, направлять деятельность школьников на формирование выводов по вопросам изучаемой темы.
Проверять результаты практической работы лучше вместе с учениками. Во время обсуждения общих недочетов в изготовленных изделиях следует использовать проблемные задания. Дав учащемуся возможность защищать свое изделие перед группой, учитель поддерживает активность всех ребят.
-
В конце урока преподаватель должен подвести итог: указать, достигнута ли цель урока, отметить наиболее активных учеников и обратить внимание на недочеты в работе тех, кто был пассивен.
Важным положительным качеством проблемного метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.
Библиографический список.
Марковская И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой
психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. - 1988. - №4. - С. 62-65.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе
[Текст] / Г.М. Дульнев. - М.: Педагогика, 1969. - 216 с.
Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся
вспомогательной школы [Текст] : монография / Под ред. Шиф Ж.И. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно
отсталых школьников [Текст] : монография / Б.И. Пинский. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 318 с.
|
|
|