|
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий.
Федоренко Елена Валериевна,
учитель ИЗО МОУ Гимназии №6 города Тихорецка МОТР
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Борис Леонидович ПАСТЕРНАК
Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней.
Виктор ГЮГО
Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка.
Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия учителя изобразительного искусства в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить интерес к внутреннему миру человека, способность углубиться в себя, осознать свои внутренние переживания. А это значит, что сам учитель должен быть настоящим ценителем искусства. Если мы внимательно посмотрим в глаза детей, то непременно заметим, что в них спрятана тайна творчества, которое необходимо разбудить умением видеть прекрасное.
Задача учителя найти что-то важное значимое в каждом детском рисунке, каждой его работе. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Искусство зарождать искусство кроется в мастерстве учителя увидеть и развить индивидуальный творческий потенциал ребенка. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с его неизбежными трудностями. Именно поэтому на своих уроках я использую следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок - конкурс, урок - импровизация, урок - эксперимент, урок-выставка, проект-урок и другие. Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая и мини групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества урока.
Урок-экскурсия в городскую галерею «Драккар», встреча с заслуженным художником России С. Саидовым
Наши образовательные учреждения обеспечиваются современными компьютерами, различными электронными ресурсами, доступом к интернету, что позволяет применять на уроках различные педагогические технологии обучения: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Именно поэтому особое место на моих уроках занимает проектная деятельность.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформировать и решить проблему. Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.
Творческий проект.
В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. «искать», изобретать и создавать что-то такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном или общественном.
Основополагающие задачи творчества - система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
Творческие способности присущи любому человеку, любому ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включить в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке видения проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Творческий проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
Формы организации деятельности учащихся.
Проекты в зависимости от сложности замысла конечного продукта могут быть различными по продолжительности:
краткосрочный;
средней продолжительности;
долгосрочный.
.
Чаще всего учащиеся информацию получают из интернета, книг и уст учителя. Творческий проект позволяет школьникам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому ребенку сделать значимое и полезное дело для общества. Так как подразумевает разные виды деятельности. Школьники делают, то, что умеют, а это важный момент в становлении личности ребенка.
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь им почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку, и лучше, если начинать эту работу с младших школьников, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Программа по изобразительному искусству и технологии – благодатная возможность для создания творческих проектов. В начальной школе это могут быть проектные игры. Например, в 1 классе проект на тему «Дом снаружи и внутри», где ребята все вмести строят города из домов в виде овощей, фруктов, грибов и т.д.
В ходе таких уроков дети приобретают навыки переноса знаний из учебной ситуации в реальную жизнь, развивают коммуникативные навыки:
В групповой проектной работе мы распределяем роли и определяем обязанности:
роль
|
обязанности
|
исследователь
|
отыскивает все новое, необычное, таинственное, разгадывает найденные загадки, отвечает за сбор информации
|
творец
|
создает новые произведения, сочиняет, оформляет
|
помощник
|
помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта
|
организатор
|
следит за этапами выполнения работы, ведет запись работы
|
докладчик
|
готовит доклад о работе, отвечает за этап презентации
|
И роли и обязанности каждый педагог может добавлять и изменять.
Представляю вашему вниманию конкретный учебный продукт учащихся, как результат самостоятельного исследования творческих групп.
1 «Д» класс «Город – огород»
Творческие проекты на тему «Постройка предметов - упаковок» 1 «Г» класс
Дети 2 класса на тему «Постройка и фантазия» в мини группах ребята строят фантастические города
2 «Г» класса композиции «Фантастический город»
Творческая проектная деятельность в 3 классе может быть использована в теме «Театр», где ребята поэтапно выполняют работу над проектом. Ребята в данном проекте выступают в роли художников декораторов, гримеров, режиссеров, артистов. Они сами рисуют афиши, изготовляют кукол, костюмы, декорации и пригласительные билеты, все это им доставляет необыкновенное удовольствие. Учащиеся с нетерпение ждут театрализованного представления, где они проявляют себя как настоящие артисты.
3 «В» класс» русская народная сказка «Колобок»
Коллективная творческая деятельность в 4 классе мною использоваться в изучении народных традиций, костюмов и обрядов Древней Руси, Греции и Японии.
Коллективная проектная работа 4 «А» класса «Народные праздники»
Очень интересные проекты получаются при изучении страны восходящего солнца, ребята над проектом работают поэтапно. Первое часть проекта: архитектура Японии, народный мужской и женский костюм, деревья сакуры, выполняется каждым самостоятельно. Далее ребята разделяются на мини группы, где объединяют все свои наработки в единое целое, с учетом всех изобразительных правил: компоновки на листе, перспективы, целостности и т.д.
Проекты 4 «В» и 4«А» класса. Стана восходящего солнца.
Творческие проекты на уроках изобразительного искусства в 5 классе можно использовать в разных темах программы. Народные праздничные обряды, где дети знакомятся народными христианскими праздниками: рождеством, масленицей.
5 «В» класс «Рождественская сказка».
Творческий проект театрализованного представления, посвященного празднику «Здравствуй масленица». Конкурс «Самое оригинальное чучело – масленица».
В среднем звене учащиеся в своей творческой проектной деятельности используют более серьезную исследовательскую работу, используя знания Мировой художественной культуры, а старшеклассники, которые помимо исследования создают значимый продукт, который часто имеет социальную значимость. Дети готовят стендовые и компьютерные презентации. Так учащиеся 5 класса очень заинтересованы в создании проектов по народному искусству. Гжель, Хохлома, Городецкая роспись позволяют плодотворно поработать над творческими проектами, как в группах, так и индивидуально, где, безусловно, присутствует дух соперничества. Такие проекты позволяют понять всю великую ценность изобразительного искусства, как неотъемлемую часть культурного наследия нашего народа.
Творческий проект ученика 5 «В» класса Царева Андрея
Приложение 1
Проектная работа 6 класса позволяет глубже изучить и закрепить знания по видам и жанрам изобразительной деятельности. Ребята с необыкновенным воодушевлением создают методические поэтапные разработки видов изобразительного искусства и жанров.
Ребята 7 классов создают интереснейшие творческо-поисковые проекты, посвященные нашему городу, краю. Историческая и библейская тематика также позволяет активно работать над коллективными проектами.
Приложение1
Огромное количество проектов учащиеся создают, связанных с дизайнерскими разработками, 8 и 9 классов. Ребята и интересом подбирают материал для создания работ в техниках коллаж, фотоколлаж, создают коллективно анимационные фильмы, снимают мини видео ролики и т.д.
Этапы проектной деятельности учащихся
Выбор темы;
Исследовательская работа;
Творческая деятельность;
Защита проекта.
Самое сложное – выбор темы. Ее нельзя спланировать заранее, потому что она возникает и предполагается в зависимости от конкретного автора. Способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от особых черт мышления, которые развиваются постоянно в течение обучения.
Применяя на уроках творческую проектную деятельность, я также использую разновозрастную проектную деятельность, объединяя детей разного возраста одной темой. Ребята одновременно познают новое, обучаются друг у друга, ведь не секрет, что в старшем звене ребята более рассудительные, быстрее ориентируются, в конце концов больше имеют знаний и навыков, однако пропадает та непосредственность, быстрота исполнения, смелость присуща младшим школьникам, а в творчестве это на мало важный аспект.
Процесс создания творческих проектов бесконечен. Таким образом, создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, даже в своей будущей профессии.
Во время работы над проектами развиваются на только ученики, но и я сама. Мне постоянно приходится совершенствоваться в своем мастерстве, чтобы идти в ногу со временем и растить действительно современных и творчески мыслящих людей.
Представляю вашему вниманию конкретный учебный урок, где учащиеся выполняют разноуровневыми творческими проектами по теме «Весна идет, весне дорогу»
Мастер-класс творческого урока «Весна идет, весне дорогу»
ЦЕЛИ:
Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
Формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
Формирование творческой проектной деятельности и проектного мышления;
-
Развитие способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников в мини группах, коммуникативных качеств у ребенка;
Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
Задачи:
Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
Учить детей:
- преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
- чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе, к своему организму;
- закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение
3. Учить детей навыкам свободно владеть различными техническими приемами изображения.
Ход урока:
В ходе урока ребята обсудят такие понятия как доброта, истина, красота, приветливость.
Познакомятся с интереснейшей притчей В.А. Сухомлинского «Красота», именно она, на мой взгляд, поможет ребятам вложить душу и сердце в свои творческие проекты. А самое главное они познакомятся и сами поработают со многими техниками художественного исполнения: батик, техника аля-прима (по - сырому), граттаж, технические приемы пастели и ластика.
Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
Основная часть работы на уроке – групповая работа над творческими проектами. Ребята заранее подготовили поисковый материал для создания творческой работы. Каждая группа выполняет проект в различной художественно - изобразительной техники, что позволяет одновременно познакомиться с различными видами изобразительного искусства.
Первая группа детей работают над творческим проектом в технике аля – прима. Данная техника выполняется «по сырому», которая развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что учащиеся ставят себе задачей сразу воспроизводить в красках все то, что они видят, чувствуют, т.е. цвет, форму светотень и пр., не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. В результате работы получаются сочные и лаконичные.
Вторая группа выбрала для своего проекта технику батика. Батик – очень древняя техника, которая возникла несколько тысячелетий назад в Древнем Китае и на островах Индонезии. Основной материал для батика – шелк, хлопок, лен и анилиновые красители. Техника письма в технике батик схожа приемами письма аля - прима. Работы очень живописные и воздушные, которые эмоционально заряжают.
Учащиеся третьего творческого союза работали над проектом живописным материалом пастелью.
Пастель имеет огромное количество оттенков. Материал пастель используется как в живописи так и в графике, неслучайно пастель часто называют живописный рисунок. Работы выполненные в технике пастель удивительно проникновенные и чувственные.
Пастель обладает свойствами придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. Возможности пастели безграничны. Ею можно писать, рисовать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью
Следующие две группы работали над графическими техниками исполнения: граттаж и работа ластиком по бумаги.
Техника граттаж пользуется огромной популярностью в изобразительном искусстве. граттаж является уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый или цветной картон.
Бумажная основа предварительно натирается воском, затем вся поверхность покрывается черной тушью или гуашью в сочетании с мыльным раствором, создавая ровное тонкое покрытие.
Работа в данной технике требуют более решительный, экспрессивный подход к работе, в результате которого рисунки приобретает черты несколько грубого характера. Именно к такому результату стремились ребята, работая над своим проектом.
Стремлению достичь таких же результов в работе преследовали учащиеся пятой группы, работая ластиком по тонированному листу бумаги Основными материалами в работе являются бумага, графический карандаш и ластик.
Для работ с ластиком действительны следующие правила:
1. Если слегка провести ластиком по рисунку, он частично размажет линии, возникнут средне-темные и темные тона
2. В местах, где необходим самый светлый оттенок, первоначальный рисунок полностью стирается.
Последовательностьработы:
1. Вначале наносится контур, в котором будет изображена текстура зебры,
2. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
3. Далее с помощью ластика сделайте основные белые полоски текстуры. Резкие переходы между темной – нестертой и белой – стертой частью.
Сюжеты в этой технике обладают необыкновенной нежностью, мягкостью и трепетностью.
Дети на данном уроке создавали свой творческий продукт, который доставил радость и им, и всем окружающим. Учащиеся увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
В ходе работы над проектами дети открыли для себя:
- способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи;
- дружба помогает в работе;
- я - маленький художник.
Таким образом, введение творческих проектных технологий расширило диапазон способов организации учебной деятельности. Проектная форма работы способствует формирование коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А самое главное позволяет получать удовольствие ор результата свой деятельности.
|
|
|