Конспект интегрированного занятия по теме «Осень» с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития 5 – 6 лет «Письмо для Лауры».
Цели: систематизировать и обобщить знания детей по темам: «Осень», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы».
Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Задачи
Образовательные:
Закреплять представления об обобщающих понятиях: овощи, фрукты, перелетные птицы, деревья, время года.
Закреплять представления детей об изменении природы осенью.
Обогащать словарный запас.
Закреплять умение составлять предложения, опираясь на мнемосхемы.
Обучать умению решать проблему, используя помощь взрослого.
Коррекционно-развивающие:
Формировать навыки связной речи.
Развивать психические процессы: воображение, фантазию, внимание, мышление.
Побуждать к самостоятельности в решении проблем, находить решение ситуативной проблемы.
Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость.
Формировать умение согласовывать речь с движением.
Воспитательные:
Развивать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе.
Воспитывать желание спокойно договариваться, уступать друг другу, помогать окружающим.
Оборудование: музыка Картушиной , стихи об осени, пословицы, поговорки, загадки, компьютер, экран, проектор, ролики о березе, ласточке, еже, засушенные листья, ватман с изображением силуэта Осени, клей, тряпочки, кисточки.
Предварительная работа: разучивание стихов об осени, поговорок, пословиц, загадок, движений для логоритмики, пальчиковой гимнастики, проведение логопедических занятий по темам, изготовление силуэта Осени, нахождение роликов о березе, ласточке, еже, их озвучивание, ролика –рассказа темнокожего ребенка.
Ход занятия.
Дети с воспитателем проходят в зал и становятся возле экрана.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видеописьмо на компьютер. А пришло оно из далекой страны – Африки. Скажите, что это за страна?
Дети: Где очень жарко и растут пальмы.
Воспитатель: Да, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. Только оно на иностранном языке, я буду его вам переводить.
Просмотр видеописьма по компьютеру: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране – Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Однажды, я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушайте:
Миновало лето,
На полях и в рощах
Пусто и уныло,
Птицы улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа»
Воспитатель: Письмо очень интересное, согласитесь ребята? О каком же времени года говорится в стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Ребята, ответим Лауре? Только письмо мы писать не будем, а наговорим его на камеру.
Для того чтобы рассказать об осени, нужно поближе с ней познакомиться, а для этого давайте отправимся в гости к осени.
Но прежде чем отправится, вспомним стихи об осени.
Дети читают стихи.
Где-то остались леса и дубравы,
Ягоды, фрукты, деревья и травы.
Ну, а теперь – только листья желтеют
И опадают, как только умеют!
Ходит осень в нашем парке
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Воспитатель: пора отправляться.
Звучит музыка, дети маршируют.
Останавливаются у экрана. На экране ролик «Береза».
Береза: «Здравствуйте ребята, узнали меня? Посмотрите, я в белом сарафанчике с черными карманчиками! Ну конечно же, березка. Зачем в гости пожаловали? Наверное, вы хотите знать как я к зиме готовлюсь, ведь уже осень. Я вам расскажу.
Снова осень золотая…
Ветер листьями играет,
Улетает птичий караван…
От реки туман крадется,
Тучка дождиком прольется.
То ли дождик, то ли слезы –
С голых веток капает вода…,
Скоро может так случится,
Что и вьюга закружится,
Так в ноябре бывает иногда…
Листья падают с меня –
Скоро зимние морозы,
Нужно мне скорее засыпать…
Белый снег на ветки ляжет,
Он меня согреет даже,
Но весну я буду ждать…
Надеюсь, что я вам помогла»
Беседа:
-Все ли деревья сбрасывают листья?
-Какие не сбрасывают?
-Какое явление природы, связанное с листьями, бывает только осенью?
Воспитатель проводит игру «Какой листочек упал?»:
Посмотрите ребята и у нас листочки упали с разных деревьев, возьмите по листочку, рассмотрите его и скажите какой это листочек.
Дети отвечают – рябиновый, кленовый, дубовый и т.д.
Воспитатель: отправляемся дальше.
Дети шагают под музыку по залу и останавливаются у экрана.
На экране появляется ролик «Ласточка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?
Дети: Мы встретили птичку.
Воспитатель: Птичка, расскажи нам про себя, как ты осень встречаешь?
Ласточка: «Тивит – тивит – тивит,
У меня приметный вид:
Я летаю низко –
Значит дождик близко.
Угадайте, что я за птичка –
Темненькая невеличка?
Белый у меня животик.
И двойной как будто хвостик.
Всех быстрее я летаю,
Мошек на лету хватаю»
Дети: Это ласточка.
Угадали, я птичка перелетная, как только приходит осень, мы ласточки, собираемся в стаи и улетаем на юг, в Африку, а по весне возвращаемся в родные края. А теперь мне пора, прощайте»
Воспитатель: Ребята, какие птицы еще улетают в теплые края?
Дети отвечают.
Воспитатель: отправляемся дальше, а чтобы было веселей идти, давайте споем.
Логоритмика «Ходит осень по дорожкам»
Дети садятся на стульчики у экрана.
На экране появляется еж.
Воспитатель: ребята, посмотрите, кого мы встретили?
Дети: это еж.
Еж: Здравствуйте, конечно же вы меня узнали. Знаете, почему я такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаете, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
А вообще я не колючий,
Ты узнай меня получше!
Это колются иголки.
А под ними я не колкий.
Протопал немало стёжек
По лесам колючий ёжик
Я трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху! Ни ежат!
Потому что, на зиму, мы ежи ложимся спать, а когда станет теплеть, мы проснемся. Некогда мне тут с вами, дел много, мне еще норку найти надо, где укрыться до весны»
Воспитатель: каких животных вы еще знаете, которые на зиму впадают в спячку?
А есть ли животные, которые не спят? Что же они делают осенью?
Дети отвечают.
Звучит музыка, в зал входит Осень.
Осень: «Здравствуйте ребята, отгадайте, кто я?
«Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Так кто же я? Я… осень»
Угадали, а зачем в гости пожаловали?»
Воспитатель: нам пришло видеописьмо из Африки, и нас попросили рассказать о тебе, об осени, помоги нам, пожалуйста, наговорить ответ на камеру.
Осень: хорошо, я вам помогу, но прежде, скажите, знаете ли вы загадки обо мне, пословицы, поговорки?
Дети рассказывают.
Всех наградила, все загубила.
(осень)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(осень)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(дождь)
Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Осень: есть у меня волшебные рисунки, которые помогут вам составить рассказ обо мне, посмотрите на экран.
Составление предложений по мнемодорожкам.
«Осенью:
Солнце светит тускло.
Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, бордовыми, коричневыми и падают на землю.
Люди собирают овощи, фрукты, грибы, ягоды.
Перелетные птицы улетают на юг.
Медведь, еж ложатся в спячку.
Лиса, белка, заяц меняют шкурку.
Идет дождь и снег.
Люди одевают теплую одежду»
Осень: молодцы, у вас получилось.
Воспитатель: спасибо тебе Осень, ты нам очень помогла.
Осень: до свидания дети, мне пора, до следующего года.
Осень уходит под музыку.
Звучит музыка, в зал входит Осенний листочек (воспитатель).
Здравствуйте ребята, я - осенний листочек, прилетел к вам на помощь. Я слышал, что вы сочиняете письмо в Африку.
Дети: Да, нам Осень помогла.
Листочек: А мне бы хотелось, чтобы дети из Африки, увидели, какие бывают листочки осенью. Но, как это сделать?
Воспитатель: Листочек, не печалься, я кажется знаю, как это сделать.
Давай вместе с ребятами сделаем портрет Осени из осенних листочков.
Листочек: с удовольствием.
Воспитатель: Давайте пройдем к столу, но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков «Осень».
Выполнение пальчиковой гимнастики.
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года – осенью зовется»
- Выполнение коллективной работы «Портрет Осени», из сухих листьев.
Объяснение:
Необходимо взять аккуратно листочек, не забывайте, что листья очень хрупкие, с помощью кисточки нанесите клей, не оставляя пустых мест.
Возьмите листик и аккуратно приклейте его, убирая лишний клей салфеткой.
Работаем дружно.
Воспитатель: Посмотри листочек, какой портрет у нас получился!
Листик: Молодцы ребята! Теперь я полечу в Африку и покажу всем африканским детям портрет Осени из сухих листьев. А за то, что вы старались, составили рассказ об осени, сделали портрет и помогли детям из жаркой Африки узнать об осени, мы, с Осенью дарим вам сладкое угощение. А мне пора отправляться в Африку, до свидания ребята.
Воспитатель и дети под музыку отправляются в группу.
|