Главная страница

Конспект интегрированного занятия по теме «Осень»


Скачать 75.77 Kb.
Название Конспект интегрированного занятия по теме «Осень»
Дата 23.03.2016
Размер 75.77 Kb.
Тип Конспект

Конспект интегрированного занятия по теме «Осень» с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР 3 уровня речевого развития 5 – 6 лет «Письмо для Лауры».

Цели: систематизировать и обобщить знания детей по темам: «Осень», «Деревья», «Листья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы».

Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Задачи

Образовательные:

  • Закреплять представления об обобщающих понятиях: овощи, фрукты, перелетные птицы, деревья, время года.

  • Закреплять представления детей об изменении природы осенью.

  • Обогащать словарный запас.

  • Закреплять умение составлять предложения, опираясь на мнемосхемы.

  • Обучать умению решать проблему, используя помощь взрослого.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать навыки связной речи.

  • Развивать психические процессы: воображение, фантазию, внимание, мышление.

  • Побуждать к самостоятельности в решении проблем, находить решение ситуативной проблемы.

  • Развивать общую и мелкую моторику, ручную умелость.

  • Формировать умение согласовывать речь с движением.

Воспитательные:

  • Развивать коммуникативные качества, умения работать и играть в коллективе.

  • Воспитывать желание спокойно договариваться, уступать друг другу, помогать окружающим.

Оборудование: музыка Картушиной , стихи об осени, пословицы, поговорки, загадки, компьютер, экран, проектор, ролики о березе, ласточке, еже, засушенные листья, ватман с изображением силуэта Осени, клей, тряпочки, кисточки.

Предварительная работа: разучивание стихов об осени, поговорок, пословиц, загадок, движений для логоритмики, пальчиковой гимнастики, проведение логопедических занятий по темам, изготовление силуэта Осени, нахождение роликов о березе, ласточке, еже, их озвучивание, ролика –рассказа темнокожего ребенка.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в зал и становятся возле экрана.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видеописьмо на компьютер. А пришло оно из далекой страны – Африки. Скажите, что это за страна?

Дети: Где очень жарко и растут пальмы.

Воспитатель: Да, в Африке постоянно жарко, растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. Только оно на иностранном языке, я буду его вам переводить.

Просмотр видеописьма по компьютеру: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране – Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Однажды, я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушайте:

Миновало лето,

На полях и в рощах

Пусто и уныло,

Птицы улетели,

Стали дни короче,

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа»

Воспитатель: Письмо очень интересное, согласитесь ребята? О каком же времени года говорится в стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: Ребята, ответим Лауре? Только письмо мы писать не будем, а наговорим его на камеру.

Для того чтобы рассказать об осени, нужно поближе с ней познакомиться, а для этого давайте отправимся в гости к осени.

Но прежде чем отправится, вспомним стихи об осени.

Дети читают стихи.

Где-то остались леса и дубравы,

Ягоды, фрукты, деревья и травы.

Ну, а теперь – только листья желтеют

И опадают, как только умеют!

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Воспитатель: пора отправляться.

Звучит музыка, дети маршируют.

Останавливаются у экрана. На экране ролик «Береза».

Береза: «Здравствуйте ребята, узнали меня? Посмотрите, я в белом сарафанчике с черными карманчиками! Ну конечно же, березка. Зачем в гости пожаловали? Наверное, вы хотите знать как я к зиме готовлюсь, ведь уже осень. Я вам расскажу.

Снова осень золотая…

Ветер листьями играет,

Улетает птичий караван…

От реки туман крадется,

Тучка дождиком прольется.
То ли дождик, то ли слезы –

С голых веток капает вода…,

Скоро может так случится,

Что и вьюга закружится,

Так в ноябре бывает иногда…
Листья падают с меня –

Скоро зимние морозы,

Нужно мне скорее засыпать…

Белый снег на ветки ляжет,

Он меня согреет даже,

Но весну я буду ждать…

Надеюсь, что я вам помогла»

Беседа:

-Все ли деревья сбрасывают листья?

-Какие не сбрасывают?

-Какое явление природы, связанное с листьями, бывает только осенью?

Воспитатель проводит игру «Какой листочек упал?»:

Посмотрите ребята и у нас листочки упали с разных деревьев, возьмите по листочку, рассмотрите его и скажите какой это листочек.

Дети отвечают – рябиновый, кленовый, дубовый и т.д.

Воспитатель: отправляемся дальше.

Дети шагают под музыку по залу и останавливаются у экрана.

На экране появляется ролик «Ласточка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Дети: Мы встретили птичку.

Воспитатель: Птичка, расскажи нам про себя, как ты осень встречаешь?
Ласточка: «Тивит – тивит – тивит,

У меня приметный вид:

Я летаю низко –

Значит дождик близко.

Угадайте, что я за птичка –

Темненькая невеличка?

Белый у меня животик.

И двойной как будто хвостик.

Всех быстрее я летаю,

Мошек на лету хватаю»

Дети: Это ласточка.

Угадали, я птичка перелетная, как только приходит осень, мы ласточки, собираемся в стаи и улетаем на юг, в Африку, а по весне возвращаемся в родные края. А теперь мне пора, прощайте»

Воспитатель: Ребята, какие птицы еще улетают в теплые края?

Дети отвечают.

Воспитатель: отправляемся дальше, а чтобы было веселей идти, давайте споем.

Логоритмика «Ходит осень по дорожкам»

Дети садятся на стульчики у экрана.

На экране появляется еж.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кого мы встретили?

Дети: это еж.

Еж: Здравствуйте, конечно же вы меня узнали. Знаете, почему я такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаете, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

А вообще я не колючий,

Ты узнай меня получше!

Это колются иголки.

А под ними я не колкий.

Протопал немало стёжек

По лесам колючий ёжик

Я трудился не напрасно-

Делал на зиму запасы.

Пусть морозы не страшат

Ни ежиху! Ни ежат!

Потому что, на зиму, мы ежи ложимся спать, а когда станет теплеть, мы проснемся. Некогда мне тут с вами, дел много, мне еще норку найти надо, где укрыться до весны»

Воспитатель: каких животных вы еще знаете, которые на зиму впадают в спячку?

А есть ли животные, которые не спят? Что же они делают осенью?

Дети отвечают.

Звучит музыка, в зал входит Осень.

Осень: «Здравствуйте ребята, отгадайте, кто я?

«Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Так кто же я? Я… осень»

Угадали, а зачем в гости пожаловали?»

Воспитатель: нам пришло видеописьмо из Африки, и нас попросили рассказать о тебе, об осени, помоги нам, пожалуйста, наговорить ответ на камеру.

Осень: хорошо, я вам помогу, но прежде, скажите, знаете ли вы загадки обо мне, пословицы, поговорки?

Дети рассказывают.

Всех наградила, все загубила.

(осень)

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья.

(осень)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

(дождь)

Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень.
В ноябре зима с осенью борется.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Осень: есть у меня волшебные рисунки, которые помогут вам составить рассказ обо мне, посмотрите на экран.

Составление предложений по мнемодорожкам.

«Осенью:

Солнце светит тускло.

Листья становятся желтыми, красными, оранжевыми, бордовыми, коричневыми и падают на землю.

Люди собирают овощи, фрукты, грибы, ягоды.

Перелетные птицы улетают на юг.

Медведь, еж ложатся в спячку.

Лиса, белка, заяц меняют шкурку.

Идет дождь и снег.

Люди одевают теплую одежду»

Осень: молодцы, у вас получилось.

Воспитатель: спасибо тебе Осень, ты нам очень помогла.

Осень: до свидания дети, мне пора, до следующего года.

Осень уходит под музыку.

Звучит музыка, в зал входит Осенний листочек (воспитатель).

Здравствуйте ребята, я - осенний листочек, прилетел к вам на помощь. Я слышал, что вы сочиняете письмо в Африку.

Дети: Да, нам Осень помогла.

Листочек: А мне бы хотелось, чтобы дети из Африки, увидели, какие бывают листочки осенью. Но, как это сделать?

Воспитатель: Листочек, не печалься, я кажется знаю, как это сделать.

Давай вместе с ребятами сделаем портрет Осени из осенних листочков.

Листочек: с удовольствием.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу, но прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику для пальчиков «Осень».

Выполнение пальчиковой гимнастики.

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года – осенью зовется»

- Выполнение коллективной работы «Портрет Осени», из сухих листьев.

Объяснение:

Необходимо взять аккуратно листочек, не забывайте, что листья очень хрупкие, с помощью кисточки нанесите клей, не оставляя пустых мест.

Возьмите листик и аккуратно приклейте его, убирая лишний клей салфеткой.

Работаем дружно.

Воспитатель: Посмотри листочек, какой портрет у нас получился!

Листик: Молодцы ребята! Теперь я полечу в Африку и покажу всем африканским детям портрет Осени из сухих листьев. А за то, что вы старались, составили рассказ об осени, сделали портрет и помогли детям из жаркой Африки узнать об осени, мы, с Осенью дарим вам сладкое угощение. А мне пора отправляться в Африку, до свидания ребята.

Воспитатель и дети под музыку отправляются в группу.