|
Словарик «проектных терминов»
СЛОВАРИК «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»
АКТУАЛЬНОСТЬ - показатель исследовательского этапа проекта. Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность - значит, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
ВОПРОСЫ проекта - вопросы, на которые предстоит ответить участникам проектной группы, чтобы в достаточной мере уяснить и раскрыть тему проекта.
ВЫХОД проекта - см. продукт проектной деятельности.
ГИПОТЕЗА - обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями. Например: «Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных».
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
ДИЗАЙН (ДИЗАЙН-СПЕЦИФИКАЦИЯ) - важнейшая разновидность проектирования, целостный процесс изготовления изделия от идеи до реализации, нацеленный на то, чтобы изделие, отвечая потребностям человека, соединяло в себе красоту и функциональность.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ - проект продолжительностью от одной четверти и более (до нескольких лет). ЖАНР презентации - то же, что и форма презентации проектной деятельности.
ЗАДАЧИ проекта - это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.
ЗАКАЗЧИК проекта - лицо или группа лиц (внутри или вне школы), испытывающих затруднения в связи с имеющейся социальной проблемой, разрешить которую призван данный проект.
ЗАЩИТА проекта — наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы. Используется, как правило, для исследовательских проектов.
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ - см. ролевой проект.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ — проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
КОНСУЛЬТАНТ - педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам. Привлекается к участию в проекте, если содержательная компетенция руководителя проекта в ряде случаев недостаточна (напр., в случае межпредметного, телекоммуникационного или международного проекта).
КООРДИНАЦИЯ проекта - способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой (явной) или скрытой. В последнем случае координатор не обнаруживает себя как руководитель проекта, а выступает как один из участников, наравне с остальными.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ - проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - основные способы проведения исследования.
МОНОПРОЕКТ - проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета (в отличие от межпредметного проекта).
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ проект - см. информационный проект.
ОППОНЕНТ — на защите проекта учащийся, имеющий цель с помощью серии вопросов выявить в проекте противоречия или другие недочёты.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - см. индивидуальный проект.
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта - публичное предъявление результатов проекта.
ПРОБЛЕМА - социально-значимое противоречие, разрешения которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, напр., противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
ПРОЕКТ - 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.
2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.
ПРОЕКТАНТЫ - члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ - 1) Процесс разработки проекта (в знач. 1) и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; практическое оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.
2) Возможный элемент содержания образования, в отличие от проекта, как метода обучения. (Ср.: обучать проектированию ~ обучать с использованием метода проектов). Как правило, «проектирование» является разделом образовательной области «Технология».
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
ПРОЕКТНЫЕ СИТУАЦИИ (для педагога) - различные социальные проблемы, которые можно разрешить с использованием метода проектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ проекта: 1) выход проекта;
2) портфолио проекта;
3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определённых ОУУН и др.
РЕЦЕНЗЕНТ - на защите проекта учащийся или педагог (специалист), представивший рецензию на подготовленный проект.
РОЛЕВОЙ проект - проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы индивидуального исполнителя.
СКРЫТАЯ КООРДИНАЦИЯ - см. координация проекта.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - проект, ориентированный на решение той или иной реальной социальной проблемы.
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ - проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА - последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие (необязательные) этапы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участников проектной группы (подробнее см. «Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся»).
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ проект (учебный) - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ - проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
ЦЕЛЕВОЙ АКТ (ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА) - одно из названий педагогического метода проектов, принятое в американской и переводной литературе в 1910-20-е гг.
ЦЕЛЬ проекта - модель желаемого конечного результата.
ЭТАПЫ проекта - основные периоды работы проектной группы.
|
|
|