|
Проектирование психолого-педагогической работы в 1-ой младшей группе (2-3 года) Образовательная область «Коммуникация» Цели
Проектирование психолого-педагогической работы в 1-ой младшей группе (2-3 года)
Образовательная область «Коммуникация»
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
-
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны: связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение нормами речи.
Специфика модели интеграции данной образовательной области состоит в том, что решение задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
-
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Виды интеграции области «Чтение художественной литературы»
|
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
|
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
|
«Социализация» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, формирование первичных ценностных представлений.
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русского языка.
«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Художественное творчество» - развитие детского творчества.
|
«Музыка» - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
«Художественное творчество» - использование продуктивных видов деятельности для обогащения восприятия художественного произведения.
|
Перечень программ, технологий
Программы, технологии
|
Методические пособия
|
«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2012.
|
О.П.Власенко, Т.В.Ковригина, В.Н.Мезенцева, О.В.Павлова Комплексные
занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа – Волгоград: «Учитель», 2012.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: «Мозаика-Синтез», 2004
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 168с.
|
Формы организации образовательного процесса
Дата
|
Формы и содержание работы
|
|
Непосредственно образовательная деятельность
|
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов,
совместная деятельность детей и взрослого
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Работа с семьей
|
Сентябрь
Тема: «Здравствуй, детский сад»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Игра-путешествие по групповой комнате
2. «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
1. Игра-путешествие по групповой комнате
2. Настольный театр «Курочка Ряба»
1. «Что есть на нашем участке»
2. Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ухо»
1. «Петушок и курочка»
2.»Петушок, курочка и цыплята»
Игровой досуг «Игрушки»
|
Рассматривание игрушек. Рассматривание игрушки Мишки по вопросам.
Чтение А. Барто «Мишка». Рассказывание колыбельных (ежедневно перед сном)
Рассматривание музыкальной игрушки курочка. Д/И «Чего не стало». Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба». Рассказывание сказки «Курочка Ряба»
Пальчиковая игра «Цыплятки» Путешествие по территории участка. Рассматривание построек, беседа по вопросам.
Рассматривание игрушки зайка. Пальчиковая игра «Зайка». Чтение потешек «Заяц Егорка», «Ой ты заюшка-пострел»
Рассматривание игрушек «Домашние птицы». Чтение потешки «Наши уточки с утра..» Д/и «Кто как кричит». Чтение А. Барто «Кто как кричит», «Лошадка»
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц. Чтение Д.Биссет «Га-га-га!», Г.Лагздынт «Петушок». Пальчиковые игры: «Цыплятки», «Ути-ути»
|
Рассматривание игрушек, игровая деятельность с ними.
Рассматривание персонажей настольного театра «Курочка Ряба»
Рассматривание сюжетных картин «Курочка и цыплята», «На птичьем дворе»
Игровая деятельность
|
Консультации» «Развитие речи детей раннего возраста», «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста»
|
Октябрь
Тема «Вот и осень к нам пришла»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. «Вот и осень к нам пришла»
2. «Пойдем вместе» (знакомство с домашними животными)
1.Рассматриваие игрушек (паровоз, корова, петух)
2. Дидактическая игра «Поручения»
1. Рассказывание сказки «Репка» (с воспитателем)
2. Дидактическая игра «Ослики»
1. Рассматривание и беседа по картине «Спасаем мяч»
2. Рассматривание и беседа по картине «Возле большого пня»
Игровой досуг «На птичьем дворе»
|
Путешествие по территории участка, рассматривание осенней природы. Беседа «Какую одежду мы надеваем осенью, выходя на прогулку». Чтение заклички «»Солнышко-ведрышко».
Пальчиковая игра «Кулачок»
Рассматривание игрушек домашних животных. Чтение: л.н.п. «Бу-бу, я рогатый», А. Барто «Бычок», Н.Пикулева «Лисий хвостик». Театрализованная игра «Петушки и цыплята». П/и «Ко-ко-ко»
Обыгрывание песенки «Бу-бу, я рогатый». Д/у Кто что ест», «Скажи «а».
Чтение: «Ты, собачка, не лай» (пер. И.Токмаковой), н.н.п. «Три веселых братца».
Д/у «Вверх-вниз». Пальчиковая игра «Гуси-гуси», «Ладушки». Чтение сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка», беседа по вопросам
Д/у «Кто что ест». Д/и «Лошадки». Чтение: Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь». Кукольный театр «Репка»
Чтение песенки «Разговоры». Игра «Чудесный мешочек». Рассматривание сюжетных картин «Спасаем мяч», «Возле большого пня»
П/и с мячами. Пальчиковая игра «шарик». Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка-Ряба». Чтение: А. Барто «Мяч", «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
|
Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Игровая деятельность
Рассматривание иллюстраций домашних животных.
Рассматривание персонажей кукольного театра «Репка»
Рассматривание игрушек, иллюстраций с изображением домашних животных и птиц
|
Выставка литературы «Пальчиковые игры»
|
Ноябрь
Тема: «Моя семья»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?»
2. Дидактическое упражнение «Ветерок»
1. Дидактическая игра «Это я придумал» с рассказыванием потешки «Пошел котик на Торжок»
2. Беседа «Моя семья»
1. Дидактическая игра «Мамины помощники»
2. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
1. Беседа по картине «Мамины помощники»
Игровой досуг «Вместе весело играем»
|
Чтение потешки «Наши уточки с утра...»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского).
Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет». Пальчиковая игра «Фонарики», «Дует, дует ветерок». Пальчиковые игры: «Месим тесто», «Печем блины»
Чтение: О. Кригер «Разговор», Б.Заходер «Что бабушка подарила Аленке». Пальчиковая игра «Моя семья»
Пальчиковая игра «Моя семья». Чтение: А. Барто «Бабушка», Ю. Кушак «С нами вместе кот живет», «Папа, мама, брат, сестра».
Рассказы детей о семье. Чтение Ю. Кушак «Мамина мама», «Самая любимая, самая красивая», «Папин папа»
Пальчиковая игра «Моя семья».
Рассматривание картины «Мамины помощники».
Пальчиковые игры: «Месим тесто», «Печем блины». Чтение: шведская песенка «В воскресенье, в воскресенье», потешка «Ай, лады, лады, лады», Л.Славина «Таня и братик»
|
Рассматривание персонажей пальчикового театра «Козлятки и волк»
Рассматривание семейных фотографий.
Рассматривание семейных фотографий.
|
Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей!
Фотовыставка «Вот какая мама»
|
Декабрь
Тема «Здравствуй, зимушка-зима
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Дидактические упражнения и игры с кирпичиками
2. «Как по снегу, по метели трое саночек летели»
1. Театрализованная игра Козлятки и волк»
2. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»
1. Дидактическая игра «Далеко-близко»
2. Инсценирование сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?».
1. Дидактическая игра «Далеко-близко». Дидактические упражнения на произношение звука «ф».
2.Дидактическая игра «Подбери перышко»
Новогодний утренник
|
Путешествие по территории участка, рассматривание снежинок. Наблюдение за погодой из окна – выпал снег. Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы. Наблюдение за таянием снега (в ведерке). Беседа о снеге (какой). Рассматривание иллюстраций к сказке «Козлятки и волк». Чтение сказки «Козлятки и волк»
Рассматривание сосны на участке. Чтение: О.Высотская «Холодно», О. Кригер «На прогулку», Е.Благинина «Зима».
Путешествие по участку – навестить елочку, березку (не замерзли ли они?)
Чтение отрывка из стихотворения С. Есенина «Береза», И. Сурикова «Зима».
Кукольный театр «Козлятки и волк»
Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (фланелеграф)
Чтение: потешка «Наша Маша маленька...», Н.Саконская «Где мой пальчик», Я.Аким «Елка». Рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза.
Экскурсия в музыкальный зал. Рассматривание новогодней елки. Чтение: р.н.п. «Заяц-Егорка», Е.Ильина «Наша елка», В.Берестов «Котенок». Пальчиковые игры «Фонарики», «Флажки», «Бусы»
Повторение песенки «Пошел котик на Торжок…». Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?» Рассказывание стихотворений о новогодней елке.
Д/игра «Кто как кричит». Пальчиковая игра «Деревья». Рассказывание стихотворений о новогодней елке. Чтение: О.Высотская «На санках», А. Барто «Снег», Я.Аким «Елка наряжается», Ильина «Праздник елки».
|
Рассматривание сюжетных картин «Зима»
Рассматривание сюжетных картин «Зимние забавы»
Рассматривание иллюстраций к сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»
Рассматривание сюжетных картин «У новогодней елки»
|
Участие в подготовке и проведении новогоднего утренника.
|
Январь
Тема «Здравствуй, Новый год»
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята»
2. Рассматривание картины «В гостях»
1. Дидактическая игра «Это зима?»
2. Рассказ про зайчика
(рассказывание без наглядного сопровождения)
Игровой досуг «Здравствуй, Новый год!»
|
Беседа «Что принес мне Дед Мороз».
Чтение детьми стихов о новогодней елке. Д/и «Кто живет в лесу». Чтение С.Капутикян «Маша обедает». Игры в музыкальном зале возле елки.
Д/и «Кому что», «Овощи и фрукты».
Пальчиковая игра «Мальчик с пальчик». Чтение сказки Л.Толстого «Три медведя».
Д\и «Кто позвал?» Чтение: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», С. Иорданский «Дует ветер озорной», Н. Соколова «Снеговик». Кукольный театр «Три медведя»
Чтение: Л.Славина «Зайчик», потешка «Зайка-трусишка», потешка «Зайки – за капусточку». Рассматривание сюжетных картинок (зимние сюжеты), рассказывание о том, что на них изображено, беседа по содержанию.
|
Рассматривание картины «В гостях»
Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Толстого «Три медведя»
Рассматривание персонажей кукольного театра «Три медведя»
Рассматривание Снеговика на участке.
Рассматривание картины «Заяц в лесу» (зима)
Рассматривание картины «У кормушки»
|
Консультация «Читаем детям сказки»
|
Февраль
Тема «Отечество славлю!» (3-7 лет)1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. «Устроим кукле комнату»
2. Домашние животные и их детёныши
1. Рассказывание сказки «Теремок»
2. Составление рассказа на тему «Как мы птичек покормили»
1. Обыгрывание потешки «Наша Маша маленька», стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»
2. Повторение стихотворения С.Капутикян «Маша обедает»
1. Дидактическое упражнение «Что я сделала?»
2. Инсценирование сказки «Теремок»
Настольный театр «Теремок»
|
Д/у на совершенствование звуковой культуры речи. Повторение знакомых сказок, пальчиковых игр. Чтение В.Берестов «Больная кукла»
Д/у «Чья мама? Чей малыш?». Чтение: Л.Толстой «Спала кошка на крыше», К. Чуковский «Котауси и Мауси»
Чтение: р.н.п. «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».
Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок», беседа по содержанию.
Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Чтение: песенка «Птичка и кошка», «Снегирек», «Куда девались снегири». Решение проблемной ситуации «Кто стучит на участке?» Рассказы детей о дятле. Пальчиковая игра «Совушка-Сова»
Чтение потешки «Наша Маша маленька…», ст. С.Капутикян «Маша обедает». Д/и «У кого что» Пальчиковые игры «Моем руки», «Печем блины».
Рассматривание и беседа по картинкам «Посуда». Чтение Э.Мошковская «Приказ»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок», предложить детям рассказать сказку по опорным картинкам.
Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок, теремок…»
Чтение рассказа Я.Тайца «Поезд». Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч», описание картины детьми
|
Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам
Рассматривание персонажей настольного театра «Теремок»
Рассматривание картины «У кормушки»
Рассматривание сюжетных картин «Возле большого пня», «Спасаем мяч», «В гостях»
|
|
Март
Тема «Весна идет – весне дорогу»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к сказке «Три медведя»
2. Рассматривание картины «Дети играют в кубики»
1. Беседа по иллюстрациям к произведению К. Чуковского «Путаница»
2. Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения
1. Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»
2. «Не уходи от нас, киска»
1. Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать»
2.Рассматривание сюжетных картинок на тему «Весна»
Кукольный театр «Как звери весну встречали»
|
Д/игра «Чья картинка». Игры с использованием стихотворений А. Введенского «Мышка», потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…». Пальчиковые игры по желанию детей. Чтение стихотворений о маме и бабушке.
Д/и Что ты выбрал», упражнения на расширение кругозора детей (пособие В. Гербовой «Развитие речи в детском саду») Чтение песенок «Март», «Весна идет»
Чтение произведения К. Чуковского «Путаница». Д/у «Что я делаю».
Чтение (рассказывание) сказок по желанию детей
Д/у «Чей, чьё, чья». Рассматривание иллюстраций к произведению К. Ушинского «Гуси».
Д/у «У кого и какой». Пальчиковая игра «Опята и ребята». Чтение В.Берестова «Посмотрите, вот это киска». Драматизация потешки «Киса»
Чтение: стихотворение Г. Сапгира «Кошка», П. Воронько «Обновки», «Проказник», потешка «Котик лапкой умывается»
Д\у «Назови ласково». Рассматривание картинок «Кто в лесу живет», «Кто что ест», беседа по содержанию. Игра-драматизация «Медвежонок и козлята». Чтение А. Барто «Мишка»
Чтение: В.Ладыжец «Веснянка», потешка «Весна, весна красная». Беседы по сюжетным картинкам «Весна». Пальчиковые игры
|
Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к знакомым сказкам
Рассматривание иллюстраций «Весна»
Рассматривание иллюстраций «Транспорт»
|
Консультация «Развитие речи детей 3-х лет»
|
Апрель
Тема «Апрель – на дворе звенит капель»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Драматизация сказки «Маша и медведь»
2. «Побродим по лужам»
1. Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.
2. «Чья птичка дальше улетит»
1.Рассматривание картины «Корова с теленком»
2. Рассматривание картины «Коза с козлятами»
1. Купание куклы Кати
Игровой досуг «Бабушкино подворье»
|
Рассказывание сказки «Маша и медведь». Д/у «Собери животных (посуду, птиц). Пальчиковые игры.
Решение проблемных ситуаций на основе рассматривания сюжетных картинок «На кого и за что рассердилась мама?» Чтение: А. Плещеев «Сельская песня». Составление рассказа после целевой прогулки по вопросам: Что мы видели на прогулке? Что появилось на улице весной? Какое небо, солнце весной? На улице тепло или холодно?
Повторение сказки «Маша и медведь»
Д/у «Что ты выбрал». Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, Е.Рачева к сказке «Маша и медведь»
Чтение стихотворения П. Погорельского «Апрельский дождик». Рассматривание птиц на участке, их описание. Д/и «Чудесный мешочек»
Д/у «Угадай по голосу». Чтение потешки «Маленький бычок». Рассказывание детьми стихотворения А. Барто «Бычок». Пальчиковые игры.
Д/и «Кого не стало», «Кто как кричит». Чтение отрывка из стихотворения С. Чёрного «Жеребёнок»
Чтение сказки Д.Биссета «Га-га-га»
Д/у «Добрые слова»
Решение проблемных ситуаций на основе рассматривания сюжетных картинок «Дети простудились» (что не так на этой картинке?).
|
Рассматривание иллюстраций Н. Устинова, А. Елисеева к сказке «Маша и медведь»
|
|
Май
Тема «Мир – это главное слово на свете»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Итог темы
|
1. Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»
2. Магазин игрушек
1. Рассматривание иллюстраций к произведению А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»
2. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»
1. Беседа по произведению Г.Балла «Желтячок»
2. Дидактические упражнения «Так или не так»
1. Дидактические упражнения «Так или не так»
2. Драматизация сказки В. Бианки «Лис и мышонок»
Игровой досуг «Дружные ребята»
|
Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик»
Д/у «Я дарю тебе»
Чтение главы «Друзья» из книги Ч.Янчарского «Приключения Мишки Ушастика».
Решение проблемных ситуаций на основе рассматривания сюжетных картинок «Дети дерутся» (что не так на этой картинке?). Рассказывание детьми стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» (по желанию).
Чтение сказки А. и П. Барто «Девочка-рёвушка. Д/и «Кто с кем рядом стоит», «Чего не стало». Рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомым детям (помочь вспомнить сказки, побуждать к инициативным высказываниям).
Чтение песенки В.Берестова «Цыплята»
Рассматривание картинок с изображением птиц, знакомых детям.
Д/и «Где кукует кукушка?" Подвижная театрализованная игра «Мы цыплятки, дружные ребятки»
Чтение рассказа Г.Балла «Желтячок»
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»
Чтение А. Барто «Кораблик».
Д/и «Дождик»
Чтение песенки «Снегирёк»
«Здравствуй, весна!» Путешествие по участку детского сада. Чтение и рассказывание известных произведений о весне (на выбор педагога).
Совместное проговаривание н.н.п. «Снегирек».
Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок»
Д/и по желанию детей. Пальчиковые игры по желанию детей
|
Рассматривание детьми иллюстраций к прочитанным произведениям
|
|
|
|
|