Главная страница

Проект «Музейно-этнографическая деятельность мбдоу как средство успешной социализации личности дошкольника в современном мире» Разработала: педагог дополнительного образования Ахметова Д. З. Актуальность


Скачать 76.99 Kb.
Название Проект «Музейно-этнографическая деятельность мбдоу как средство успешной социализации личности дошкольника в современном мире» Разработала: педагог дополнительного образования Ахметова Д. З. Актуальность
Ахметова Д.З
Дата 16.02.2016
Размер 76.99 Kb.
Тип Документы

Проект

«Музейно-этнографическая деятельность МБДОУ

как средство успешной социализации личности дошкольника

в современном мире»


Разработала:

педагог дополнительного образования

Ахметова Д.З.

Актуальность
Гражданское воспитание личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса не только в российской, но и в мировой образовательной практике. Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества и правового государства, требуют всестороннего развития личности гражданина.

Одной из важнейших задач современного российского гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте: любовь и привязанность к Родине, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём родном крае, родном городе, приобщение к истории и миру культуры родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

На наш взгляд, музейный материал как раз имеет непреходящую ценность в воспитательном процессе, он может стать основой гражданского воспитания и социализации дошкольников, позволит им осознать свою причастность к истории родного края, города страны в целом. При этом наиболее эффективно этот процесс может осуществляться в практической деятельности по созданию и функционированию в МБДОУ краеведческого музея, который бы мог стать одной из форм организации гражданского воспитания.

Музей в ДОУ - живой организм, а не шкатулка с древностями или парадная комната для почетных гостей, он строит свою работу в расчете на воспитанников. И, конечно, далеко не только в смысле использования коллекций в образовательных целях, а для активизации познавательной и общественной деятельности детей. Задача формирования гражданственности и патриотизма, и, следовательно, социализации личности ребенка-дошкольника посредством разработки и реализации проекта, направленного на приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края, решается не путем усвоения теоретических положений, а в активной деятельности в музее.

Это совместный поиск материалов об истории округа на различных этапах, изучение достопримечательностей родного края, города, культуры и традиций коренных народов, экскурсии. Таким способом ребенок учится усваивать опыт общественной жизни, культуру человеческих отношений, необходимых для сотрудничества с другими людьми, осознавать свою причастность к истории родного города, края, страны. В ходе такой деятельности создаются условия для воспитания патриотических чувств и успешной социализации дошкольников.

Анализ состояния гражданского образования на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречия:

- между декларированием необходимости создания системы гражданского образования и недостатком практики в деятельности образовательного учреждения;

- между осознанием необходимости гражданского воспитания и утратой связи поколений, особенно в последние десятилетия;

- между осознанием возможностей использования истории родного края в воспитательном процессе и утратой опыта использования музея как средства гражданского воспитания.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и внедрении инновационного проекта, основанного на использовании потенциала музейной педагогики в формировании гражданских ценностей и социализации детей через создание в МБДОУ краеведческого музея. Идея проекта базируется на необходимости преобразований в деятельности образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала музея, через создание целостной системы музейной деятельности. Ведь главное, ради чего создается музей в дошкольном учреждении, это дети, их воспитание, развитие и социализация. Все традиционные музейные функции, включая комплектование, хранение, изучение, популяризацию коллекций, в музее подчинены этому принципу.
Характеристика инновационного проекта
Объект исследования: воспитание личности дошкольника.
Предмет исследования: социализация личности дошкольника.
Цель проекта: создание условий для формирования личности гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения.
Задачи проекта:

  1. проведение анализа отечественного педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания;

  2. создание модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе деятельности краеведческого музея;

  3. создание и пополнение экспозиции музея;

  4. осуществление взаимодействия краеведческого музея с родителями воспитанников и социальными партнерами посредством совместных проектов.


Гипотеза исследования:

Если деятельность МБДОУ по воспитанию гражданственности и социализации будет организована на основе изучения истории родного края, то это будет способствовать повышению эффективности решения задач МБДОУ по формированию у дошкольников базовых гражданских ценностей.
Для реализации проекта были избраны следующие методики:

- изучение литературы по выявлению состояния проблемы,

- анализ опыта, имеющегося в отечественной педагогике по вопросам гражданского воспитания и использования воспитательных средств детских музеев;

- собеседование с педагогами и родителями, которое позволит установить влияние предложенных форм на формирование гражданских ценностей у дошкольников;

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

- разработка модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников на основе деятельности краеведческого музея;

- формирование базы методических разработок по гражданскому воспитанию дошкольников на основе музейной работы;

- освоение педагогами технологиями гражданско-патриотического образования посредством возможностей музея;

- формирование устойчивой мотивации родителей к поддержке музейных традиций МБДОУ;

- повышение уровня усвоения дошкольниками ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения;

- приобретение дошкольниками социального опыта;

- создание экспозиции краеведческого музея МБДОУ «В краю янтарной морошки».

- разработка программы по работе краеведческого музея.
Критериями результативности можно считать:

- количественный охват субъектов образовательного процесса системой гражданского воспитания,

- возросшую мотивацию педагогов к использованию музейных форм в воспитательно-образовательном процессе,

- рост интереса обучающихся к истории и традициям родного края и его коренных народов.
Прогноз исследования:

В ходе реализации проекта предполагается достижение поставленных целей. Факторами успешности проекта можно считать:

- заинтересованность педагогов МБДОУ в создании музея как эффективного средства воспитания гражданственности и социализации;

- заинтересованность родителей в сотрудничестве с МБДОУ

- наличие музейного фонда МБДОУ.
Факторы риска:

- недостаточность опыта в вопросах организации музейной деятельности;

- отсутствие достаточных связей с семьями коренных национальностей;

- потеря части музейного материала;

- ограниченность человеческих ресурсов в связи с низкой мотивацией участников реализации проекта.
Сроки реализации проекта: октябрь 2009 г. – сентябрь 2012г.
Этапы реализации проекта:
1 этап (организационный): октябрь 2009г. - декабрь 2009г.

Мероприятия:

- анализ состояния проблемы;

- анализ воспитательных возможностей музея для гражданского воспитания и социализации дошкольников;

- библиографический поиск по проблеме;

- актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса.

- поиск и систематизация материалов по истории ЯНАО;

- определение участников для сбора экспонатов и создания экспозиции музея;

- создание музея, оформление музейных экспозиций;

- представление проекта;

- корректировка плана мероприятий 2 этапа.

2 этап: январь 2010 г. – декабрь 2011 г.

Мероприятия:

- организация поисковой работы;

- разработка и организация системы взаимодействия специалистов ДОУ с использованием возможностей музея;

- разработка Положения о краеведческом музее МБДОУ.

3 этап (аналитический): январь 2012г. - сентябрь 2012 г.

Мероприятия:

- формирование банка программных и учебно-методических материалов по тематике музея;

- подведение итогов и анализ результатов;

- оценка ожидаемых результатов.
Библиография:
1. Царева Т.Б. Социокультурный проект как фактор развития музеев // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.

2. Макарова Н.П. Семья в Детском музее г. Ноябрьска // Культурно-образовательная деятельность музеев. М., 1997. 120 с.

6. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения / отв. ред. М.Ю. Юхневич. М., 2006. 176 с.

7. Черняева Л.В. Актуальность образовательных проектов социальной направленности в музее (интерактивная выставка для подростков «Наедине с собой» Тольяттинского краеведческого музея // Музей и общество. М., 2001. Вып. 3. 202 с.

8. Серегина М.В. Музейно-педагогический проект «Защитим вал в Кремле» // Музей и партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.

15. Александрова Н.А. Музееведческий аспект историко-культурологического проекта «Постижение истории» // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. М., 2001. Вып. 3. 202 с.

16. Скиданова Т.Н. Инновационные музейно-педагогические проекты и программы Мемориального музея космонавтики // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия. М., 2006. Вып. 7. 223 с.

17. Крючкова Е.Н. От обучения к творчеству // Музей и его партнеры. М., 2004. Вып. 5. 150 с.