|
Проект «Ёлочка – зелёная иголочка» Автор проекта: Афанасьева Елена Евгеньевна Участники
Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»
Автор проекта: Афанасьева Елена Евгеньевна
Участники: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители воспитанников.
Тип: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя.
Пояснительная записка.
Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших лесных массивов, не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего «лёгкие нашей планеты». Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.
Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).
Актуальность: новый год - самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Её появления ждут и взрослые, и дети. Как приятно потрогать иголочки, почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается количество таких красавиц. Поэтому важно воспитать у наших детей понимание того, что для празднования Нового года не обязательно рубить елки.
Цель: формировать представления детей о хвойных деревьях, ответственное отношение к природным богатствам родного края; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Задачи:
Расширить и обогатить знания детей о хвойных деревьях.
Развивать речь, мышление, познавательный интерес к миру природы, любознательность, воображение, творческие способности, обогащать словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение правильно взаимодействовать с природой.
Развивать творческие способности в совместной деятельности с родителями.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Подготовительный:
Анализ предметной среды.
Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.).
Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр.
Изучение интернет – ресурсов.
Создание презентаций о хвойных деревьях.
Разработка сценариев мероприятий.
2 этап: Основной:
Совместная деятельность педагогов с детьми.
Перспективное планирование по реализации проекта
|
Образовательная область
|
Основные цели и задачи
|
Тема
|
Социально – коммуникативное развитие
|
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
|
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»
Цель: Развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего.
|
Формирование основ безопасности
|
Беседа «Как правильно украшать ёлку»
Цель: расширить знания об источниках опасности в приготовлении к новогодним праздникам.
|
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе.
|
Познавательное развитие
|
Ознакомление с миром природы
|
Беседа: «Хвойный лес»
Цель: Уточнить понятия «Хвойные деревья». Развивать мыслительные процессы путём сравнения.
|
Просмотр познавательных мультимедиа презентаций о хвойных деревьях.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе.
|
Рассматривание энциклопедий, дидактического материала по теме «Хвойные деревья»
Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях.
|
Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: закрепить представления детей о правильном поведении в природе.
|
Наблюдения:
«Как узнать ель?»
Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.
«Сравниваем ель с игрушечной елкой».
Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала(пластмассы); у нее нет корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками.
«Сколько лет нашей ели ?»
Цель. Показать детям, что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно: маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.
«Кто может обидеть нашу ель, как мы можем ей помочь?»
Цель. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ее. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может навредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.
|
Формирование элементарных математических представлений
|
Дидактическая игра «Логическая ёлка»
Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
|
Дидактическая игра «Украсим ёлку»
Цель: упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.
|
Речевое развитие
|
Развитие речи
|
Организованная образовательная деятельность
Тема: Зима. Хвойные деревья.
Программные задачи. Уточнить понятие «Хвойные деревья». Активизировать, расширять словарь по теме. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже, правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Развивать мыслительные процессы путем сравнения хвойных и лиственных деревьев. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
|
Организованная образовательная деятельность
Тема: Зима. Новый год.
Программные задачи. Закрепить представления о новогоднем празднике, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить пространственное значение предлога под, учить детей выделять и называть предлог под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, временную ориентацию. Развивать эмоционально – положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, стремление поздравить близких с праздником.
|
Дидактическая игра «Новогодняя ёлка»
Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под»; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.
|
Приобщение к художественной литературе
|
Разучивание стихотворений к новогоднему празднику.
Цель: развивать память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания праздника.
|
Чтение рассказа С. Михалков «Ёлочка»
Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.
|
Чтение стихотворений.
Цель: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства
|
Чтение сказок о ёлочке.
Цель: развивать умение внимательно слушать сказку, понимать смысл.
|
Загадывание загадок.
Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать интерес к загадкам.
|
Художественно – эстетическое развитие
|
Изобразительная деятельность. Рисование.
|
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Большие и маленькие ели».
Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
|
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Наша нарядная елка».
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки.
Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.
Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.
|
Рисование плакатов «Берегите лес!»
Цель: воспитание бережного отношения к природе.
|
Раскрашивание раскрасок «Хвойные деревья».
Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.
|
Изобразительная деятельность. Лепка.
|
Свободная деятельность «Ёлочки».
Цель: развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине.
|
Художественный труд.
|
Работа с бумагой и картоном. «Ёлочки в зимнем лесу»
Цель: Учить детей пользоваться схемами при выполнении поделки в технике оригами.
|
Музыкально-художественная деятельность.
|
Пение песен о ёлочке.
Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова.
|
Праздник «Новогодние краски»
Цель: чувство удовлетворения всех участников проекта, вручение грамот и подарков.
|
Физическое развитие
|
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
|
Беседа: «Польза хвойного леса»
Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека.
|
Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлочку».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
Физическая культура
|
Подвижные игры:
«Салки – ёлочки»
Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
«Ель, ёлка, ёлочка»
Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
|
Совместная деятельность педагогов с родителями:
Информация для родителей «Деревья хвойных пород».
Советы для родителей «Как выбрать ёлку для праздника».
Памятка для родителей «Безопасное обращение с ёлкой».
Совместная деятельность родителей с детьми:
Беседы родителей с детьми о хвойных деревьях.
Выполнение творческих заданий.
Помощь детям в выставке рисунков.
Чтение художественной литературы дома.
Помощь в создании поделок.
3 этап: Итоговый:
Выставка поделок «Ёлочка – зелёная иголочка»
Выводы:
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Реализация этого проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.
|
|
|