Главная страница

Конспект урока по литературе в 6 классе фгос «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему «Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне


Скачать 82.8 Kb.
Название Конспект урока по литературе в 6 классе фгос «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему «Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне
Дата 05.04.2016
Размер 82.8 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева




Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС

«Урок-размышление по произведению

М. Пришвина «Кладовая  солнца»

на тему « Кто прав: Настя или Митраша?

На чьей стороне автор?»

Выполнила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Куликова Галина Федоровна

г. Ульяновск 2015г
Конспект урока: «Урок-размышление по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца» Тема: Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?  Цель урока: 1. Образовательные: осмысление конфликта между детьми, его причин и следствий; выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину; 2. Развивающие: роль описания природы, её одухотворённость, участие в судьбе героев; 3. Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения во время спора, умение просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, уметь выслушать другого Результаты: 1.Предметные: на  основе  прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора. 2. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать . 3. Метапредметные: Воспитывать любовь к природе, развивать  в  детях  чувство  доброты, внимания  к  другим   людям Тип урока: Урок- размышление Методы: беседа, выразительное чтение по ролям, работа в группах, самостоятельная работа. Оборудование: На доске записаны тема урока и эпиграф, оформлены рисунки учащихся, которые они выполнили дома, иллюстрации. (Приложение-иллюстрации) Ход урока. І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха») Слово  учителя: - Здравствуйте,  ребята. Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, Митрашиной тропой и определить, кто был прав в выборе тропы. На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать? Дома вы составили цитатный план-маршрут следования Насти и Митраши по Блудову болоту на палестинку за клюквой. Обратили внимание, как природа помогает и предупреждает героев.)  -Для  начала  давайте  порассуждаем, какое значение имеет слово  «тропа», какие ассоциации возникают с этим словом. Подберите  синонимы к этому слову. ( Тропа- дорожка, по которой идут люди;  тропка, тропинка, стежка, стежка-дорожка). Рассмотрим на доске иллюстрации, рисунки, на которых изображено Блудово болото, палестинка с ягодами, деревья: ель и сосна, рисунки троп, по которым пойдут наши герои. ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ребята, прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (37–38) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”. Наши герои собираются за клюквой на Блудово болото, взяв с собой всё необходимое. Учитель: -Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? Ученик: -Блудово болото, с одной стороны, это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, Блудово болото “со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца”. Солнце отдаёт своё тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы. Учитель: - Для чего в сказке нужен рассказ о ели и сосне? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути на Блудово болото? Ученик: -По пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. Ель и сосна – два дерева, которые должны были бы расти самостоятельно, но обречены жить вместе. «Деревья… боролись между собою корнями за питание». Причина несчастья деревьев – эгоистическое стремление самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости. И, когда ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. - К Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные, любящие друг друга. Докажите это текстом. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи», что даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц, «посвященное восходу великого солнца». А когда они собрались идти дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей.
Однако между Митрашей и Настей случилась размолвка, когда они пошли за клюквой на Блудово болото. Встретились им две тропы — большая и малая. Им надо было договориться, по какой тропе идти, но никто из них не хотел уступать. — Что произошло потом? (Дети поспорили, и каждый пошёл своей тропой. Настя по изведанной тропе, проверенной многими. Лобастый “мужичок в мешочке” избирает малоизвестную тропку.) -Чтение эпизода стр.163-164 III. Актуализация знаний. Работа группами. (Мальчики исследуют тропу Митраши, девочки-тропу Насти) (Учащиеся распределяют в своей группе план ответа и отвечают по очереди друг за другом, согласно пути следования героя) Тропа Насти. - Почему Настя пошла по своей тропинке? (Ей было обидно подчиниться младшему  брату, в ней заговорила гордыня). -Как природа себя ведет? Писатель наделяет явления  природы признаками живых существ  (солнце пересекла туча, ворон – предвестник несчастий в сказках.  Сосна и ель зарычали, завыли). - Прочитайте последнее предупреждение природы.  (Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла  солнце). Что хочет  сказать  природа? Настя пошла по большой тропе и тоже натерпелась страху. - Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (Её  охватывает жадность). Настя набрела на палестинку, увидев много ягод, забыла обо всём на свете. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. -Почему лось не  принял Настю за человека? Даже лось не признал ползающую от жадности по земле девочку за человека. -Что  заставило Настю  осознать свой поступок? (Встреча со змеёй) Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся. Недалеко стояла и смотрела на Настю собака, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку. -Почему Настя чувствует  себя другой? ( Она словно прозрела, вспомнила о брате, поняла, что она давно его не видела.) Настя закричала, стать звать Митрашу. Через некоторое время Настя услышала выстрел, выбежала на полянку и встретилась с братом. Тропа  Митраши. - Что  заставило Митрашу  пойти  по неизведанной  тропе? Почему  он  попал  в  беду? Как  описание  природы  помогает  понять состояние  героя? Митраша, который уверенно шагает, не обращает внимания на предвестников беды; старушки-ёлочки, мешающие продвижению, вороны, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива». Стремясь к своей цели, он уходит с протоптанной людьми тропинки, отправляется по малой тропе и чуть было не погибает в болоте. Не послушал Митраша благоразумной Насти, «не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань, самое опасное место на Блудовом болоте. -Какими двумя вещами проигнорировал Митраша? (Предупреждение Насти и трава белоус). Его затягивает трясина, хотел вырваться из елани, перескочить на другое место, но не получилось. Слышит Митраша крик Насти, отвечает, но ветер уносит крик в сторону. От обиды заплакал. -Почему Травка пришла на помощь Митраше? Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. («…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…») Травка спасла Митрашу от смерти. Митраша пытается поймать зайца, но убивает волка. Выстрел слышит Настя. Физминутка. Встаньте, пожалуйста. Представьте себе, что вы берёзки, ёлочки, дубы в пришвинском лесу. Потянитесь, листочками помашите. IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Как заканчивается сказка-быль? Однако все для ребятишек закончилось благополучно — они снова встретились. Да еще обрели друга — собаку по кличке Травка. Случай на Блудовом болоте показал Насте и Митраше, что порознь им идти нельзя, что они — семья, которая способна преодолеть любые жизненные невзгоды. -Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей? (Дети забыли о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности. Каждый в минуту ссоры думал только о себе. Ранее терпеливая Настя рассердилась на брата, осталась на своей тропинке, забыла, что у Митраши нет с собой еды. А он не прислушался к словам сестры, что чуть не привело к трагедии. «Правду жизни» им помогает понять Травка, которая, «почуяв беду человеческую… подошла к рыдающей Насте и лизнула её солёную от слёз щеку». Травка спасла и Митрашу. Травка – напоминание о любви и верности, о необходимости быть терпеливым и заботиться о близких). V. Контроль усвоения. -Как вы понимаете слова М.Пришвина? : «Я ведь, друзья мои, пишу о природе. Сам же только о  людях и думаю»  М.Пришвин  проводит своих  героев через  испытания, которые  они  выдержали. Каждому  из  нас  придется  решать много  жизненных  задач, идти  своей  дорогой или  тропкой, но  самое  главное – это  не  потерять  себя, не  потерять  человеческое  достоинство. В показанном уроке у детей были сформированы универсальные учебные действия: Регулятивные УУД: -Уметь высказывать свои предположения на основе прочитанного текста. Коммуникативные УУД: -Уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.

Личностные УУД: - Осознание собственных достижений при освоении темы. -Ребята, а сейчас поразмышляем, кто прав из героев. Выскажем своё мнение. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего. Доказать свою точку зрения.

Мне кажется…

На мой взгляд…

Я думаю иначе…

В отличие от…

Я не согласен с мнением…

Я соглашусь с тем, что…, но…

Мне ближе позиция…  VI. Рефлексия (подведение итогов урока).  Рефлексия по вопросам: - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? -Что на уроке у вас хорошо получалось? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах. VII Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: -Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? -Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию). Спасибо за урок.

Приложение. Иллюстрации.