|
Природа межличностных отношений в любых обществах достаточно сложна
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Природа межличностных отношений в любых обществах достаточно сложна. В них проявляется сугубо индивидуальные качества личности – как ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Активность личности, её деятельность – важнейшее звено в системе межличностных отношений.
Процесс вхождения ребенка в социальную группу, будь то игровое объединение, школьный класс или кружок, представляет собой его ориентировку в совместной деятельности, освоение её структуры, включение в нее ребенка как соучастника.
Посредством совместной деятельности реализуются отношения детей друг к другу. Общение со сверстниками воздействует на развитие личности ребёнка: он учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих друзей и себя.
Именно личностные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального» благополучия ее членов. Если присмотреться к любой группе – внутри каждой из них есть своя «микросреда». Каждый член группы занимает в ней определенное место. Индивидуальность каждой личности (особенности типа нервной системы, характер, личный опыт, уровень развития интересов и потребностей) определяет своеобразие общения детей. Одни уверенно чувствуют себя рядом с «сильными» и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со «слабыми», робкими, находя удовлетворение в покровительстве. Через совместное общение ребёнок приобретает опыт, который так важен формированию его личности.
Психологическое значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящий предметный характер. Психологическое значение общения заключается ещё и в том, что оно - обязательное условие формирования общего интеллекта человека, и прежде всего его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, формирования его чувств. Какие переживания провоцирует общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, какие чувства возникают у него, когда он видит их дела и поступки, - все это оказывает сильнейшее влияние на выработку в его личности устойчивых эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности – явлений природы, социальных событий, групп людей и пр.
Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие ребёнка. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым, или у него будут преобладать противоположные качества – все это в большей мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.
Чтобы каждый человек был способен к общению с другими людьми, он должен обязательно обладать определённой психологической культурой, основные положения которой можно свести к трём элементам:
- разбираться в других людях и верно оценивать их психологию
- адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние,
- выбирать по отношению к каждому из них подходящий способ обращения
Таким образом, психологически подготовленный к общению человек – это тот, кто хорошо усвоил: что, где и когда, и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.
Формирование общения у детей-сирот в онтогенезе.
У детей-сирот отмечается своеобразие в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, несовпадение их программ поведения, снижение интенсивности и доверительных связей взрослого с ребенком, уплощенный эмоциональный фон общения, преобладание групповой отнесенности, направленность общения с ребенком, в основном в сторону регламентации поведения, - все это ведет к нарушению межличностного общения.
У детей, растущих вне семьи, формы общения отличаются своеобразием, их явный интерес к взрослому, инициативные действия, направленность к нему, обостренная чувственность к его вниманию и оценкам свидетельствуют о том, что дети испытывают острую потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Что касается средств общения, то у детей из Д/д они не соответствуют мотивам и потребностям. Хотя эти дети стремятся к физическому контакту со взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается скудным содержанием. В то же время обостренная потребность во внимании и доброжелательности взрослого, свидетельствуют о том, что они открыты для взрослого, охотно идут на любые контакты с ним, напряженно ждут его одобрения и участия. Уровень общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками. Только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать углублению детских контактов.
Воспитанники детского дома менее успешны в решении конфликтов в общении со взрослыми и со сверстниками. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт.
Подобные трудности в общении могут быть связаны с тем, что ребенок с раннего детства сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях
Так к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются поверхностные чувства, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнение в становлении самопознания (переживание свое ущербности). В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны бедностью, а с другой стороны – острой аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствуют высшие чувства, связанные с глубоким переживанием искусства , нравственных коллизий. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию.
Правильные межличностные отношения – залог гармоничного развития личности ребенка и ценного социального опыта общения, переносимого затем в среду взрослых. Особенно важно формировать позитивные отношения в детском доме прежде всего из-за своеобразного положения детей. Если маленькие дети не осознают всей сложности своей судьбы, то подростки понимают и тяжело переживают свою ущербность, предательство своих родителей. Они порой бывают раздражительны, конфликтны.
В интернатном учреждении ребёнок постоянно общается с одной и той же узкой группой сверстников. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по родственному. Такую безусловность в общении со сверстниками с одной стороны, можно рассматривать, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского отношения. У этих детей немало проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.
Каждый ребенок, живущий в детском доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и понимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию. А если группа оценивает его неадекватно, то ребенок испытывает разочарование, неудовлетворенность.
Таким образом, у детей-сирот трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения со взрослыми, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем.
Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности ребенка-сироты, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности.
|
|
|