|
Родительские встречи. Разные взгляды. Психологический практикум
Родительские встречи .
Разные взгляды.
Психологический практикум.
Автор –составитель: Белокопытова И. А.
Цель:
Задачи:
Помочь понять возможные психологические истоки конфликтов, непонимания
Познакомить с методами разрешения конфликта, формировать умение видеть те или события глазами другого человека, анализировать жизненные ситуации.
Способствовать установлению взаимопониманию
I. Упражнение №1.
«Одинаков ли взгляд на вещи у детей и родителей ?»
(автор упражнения Дж. Кuнчер)
Посмотрите на фигуры и напишите, что это,. по-вашему, такое.
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
Карточки «Что это?
Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.
2 стенда – мольберта с карточками:
Сгруппируйте ответы испытуемых по категориям.
- Вещи (одежда, украшения)
- предметы домашнего обихода (мебель, посуда)
- растения
- игрушки
- насекомые, животные
- спортивные предметы
- природа
- строение
- еда
- механизм
- геометрическая фигура
-другое
Сравните детей и родителей по тому, какие категории они предпочитают.
-
Как опыт обращения с предметами повседневного обихода может сказываться на восприятии этих фигур?
Чем еще можно объяснить различия в их восприятии?
Этот эксперимент напоминает о том, что на один вопрос может быть несколько правильных ответов. Или может быть несколько правильных восприятий одного и того же явления.
Каждый человек придает окружающим вещам свой смысл. Кого-то мыши приводят в ужас, а кто-то считает их хорошенькими.
Вывод. Во что превратилась бы жизнь, если бы все воспринимали окружающее совершенно одинаково?!
Наше первое упражнение наглядно доказало, что между детьми и родителями существует некое непонимание.
Различия между поколениями - это различие между людьми, родившимися в разное время. Эти различия так же универсальны, как и возрастные отличия.
Общество - это смена, преемственность поколений. Степень межпоколенных различий зависит от темпов социально-исторического развития. Преемственность поколений всегда избирательна: то, что соответствует изменившимся условиям, отвергается или изменяется.
Разность поколений связана и с возрастными особенностями подростков, их родителей, бабушек и дедушек.
Подростки обладают той жажды новизны, которая не свойственна людям в зрелом и пожилом возрасте. Подросток занимает промежуточное положение между миром взрослых и детей. Главным новшеством подросткового возраста является чувство взрослости у подростков. Это противоречивое чувство; вместе с этим одной из важных потребностей подросткового возраста является стремление к независимости от контроля и опеки старших.
II. Сегодня мы попробуем найти точки соприкосновения. И для начала обозначим проблему.
Упражнение №2.
Работа с текстом.
Инструкция. Заполните, пожалуйста, пробелы в следующем тексте:
«Далеко-далеко, так далеко, что отсюда не видно, есть звезда Непонимания. На этой звезде живут существа, которые называют себя_____________________... . Им кажется, что их никто не понимает и поэтому___________________________________________________
И вот однажды решили они рассказать о себе другим существам.
Собрали небольшую посылку, в которую положили все свои проблемы. .Их оказалось так много, что они не вместились в капсулу,и пришлось им оставить только 5 самых важных:
Долго ждали ответа. Но ...
Готовые рассказы зачитываются.
Как вы думаете, почему в конце рассказа стоит союз НО ?
III. Следующие наши упражнения –это своеобразные шаги навстречу друг другу.
Уточним , в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.
Упражнение №3
Блиц-опрос.
Варианты ответов - «ДА», «НЕТ».
Если «ДА», то в стакан бросается жетон.
|
Для родителей
|
Для детей
|
Самостоятельность
|
1.Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений ?
|
Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах , принимаешь важные решения?
|
Степень защищенности
|
2. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав?
|
Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят.
|
Доверие
|
3. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн.
|
Всегда ли ты говоришь правду родителям?
|
Совместное времяпровождение
|
4. Вы мало времени проводите со своим ребенком.
|
Ты хочешь чаще общаться с родителями.
|
Похвала.
|
5. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи.
|
Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя.
|
Степень ответственности
|
6..Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.?
|
Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.?
|
Критика
|
7. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания.
|
Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания.
|
Организация досуга.
|
8. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению.
|
Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время.
|
Семейные обязанности
|
9. Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах.
|
Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени.
|
Любовь
|
10.Вы часто говорите ребенку, что любите его.
|
Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят.
|
Давайте посмотрим на результаты.
Совпадения по вопросам, связанным…..
Расхождения….
IV. Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны..
В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.
« Пьеса» исполнителя психологической роли - это реальная ситуация . «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окружения . «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего поведения. Есть и «пyблика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.
В каждом человеке, по мнению американского психотерапевта Э. Берна, существует три «Я».: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый и берущий ответственност.ь на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интереcы других и распределять ответственность между собой и ими).
Сейчас вы попробуете себя в самых различных ролях.
Упражнение №4.
Сюжетно- ролевая игра.
Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка после школы оплатить квитанцию за телефон, так как подошел последний день оплаты. Ребенок, придя из школы, садится за компьютер, и забывает про просьбу. Телефон отключают.
Роли.
Мама
Ребенок
Деньги
Квитанция
Компьютер
Компьютерная игра
Телефон
Кошка – наблюдатель
Часы
Хор 1 Хор 2
Сюжет проигрывается дважды.
Вариант позиций: «главное – дело», «главное – добрые взаимоотношения».
Финал: выбор всеми ее участниками одной из позиций. Все расходятся в две стороны, в зависимости от сделанного выбора.
В процессе общения возникают непростые ситуации. С социально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни.
Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях.
V. Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми. способствуют и следующие моменты:
Привязанность.
Самораскрытие.
Это обнаружение сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком.
Преданность.
Поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные
тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме радости
общения.
Бескорыстность.
Подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях,
когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступает как глубокая
внутренняя потребность.
Упражнение №5.
Эмоциональный термометр. (автор метода психолог ГА. Цукерман).
Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувствами, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настроение, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. ВОТ как выглядит «эмоциональный термометр».
Е
Привязанность,
розовый
Самораскрытие,
голубой
Преданность,
салатовый
Бескорыстность,
красный
сли на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми
( с родителями ) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.
Надо помнить,
что в человеческих отношениях нет ничего окончaтeльнoгo, они живут, изменяются с
возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, характера общения.
Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их.
Центральное звено любых отношений – эмоции и чувства.
Эмоциональные способности заложены в природе человека.
По новейшим данным, эмоциональный фактор способствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта - вceгo лишь на 20%.
Свои эмоции мы выражаем через слова. Слова имеют большую психологическую силу. Словами мы не только описываем события, предметы, но и вызываем определенные чувства. Зачастую люди плохо умеют или вовсе не умеют описывать свои чувства, особенно гнев или раздражение, и поэтому иногда подавляют их проявление либо выплескивают на головы близких. «Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние - как бы в его власти», - считает отечественный психолог М. Папуш.
«Боясь открыто выразить чувства, которые нас переполняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности», - замечает Е.М. Богат, русский философ ХХ века.
Так возникает привычка быть нечувствительным к происходящему не только с нами, но и с окружающими людьми и во взаимоотношениях с ними. Искусство поддерживать хорошие отношения с другими людьми в значительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других.
VI. Иногда недостаточно просто сказать , чего же ты хочешь на самом деле, а нужно
еще чтобы тебя услышали.
Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.
Упражнение №6.
Составление Памяток.
В течение 5-7 минут составьте памятку своему ребенку( родителю), в которой содержались бы ваши пожелания о взаимоотношениях.
Например.
Родителям
|
Детям
|
Родители! Доверяйте своему ребенку!
|
Дети! Прислушивайтесь к советам родителей!
|
Хвалите меня чаще!
|
Говорите родителям комплименты!
|
|
|
VII.
Упражнение № 7.
«Интересные вещи можно обнаружить в специальном эксперименте, когда два
человека садятся близко напротив друг друга, смотрят друг другу в глаза и прямо разговаривают
друг с другом. Выясняется, что любые два человека независимо от того. какого они пола и были
ли они до этого знакомы между собой, всегда начинают испытывать симпатию друг к другу. Это
показывает, что неприязнь между людьми возникает из-за того, что они не видят друг друга и
не разговаривают прямо друг с другом» (Э. Берн, американский психолог хх века).
Музыка.
Сядьте напротив друг друга, возьмитесь за руки.
Посмотрите друг другу в глаза.
Скажите добрые слова.
Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»; « ... Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... Ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!»
Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей. А дети, в свою очередь, гордитесь своими родителями.
В заключение, мы предлагаем родителям домашнее задание.
Ответив на вопросы этого теста, вы узнаете , какой Вы родитель.
Тест-игра «Какой вы родитель?»
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми :
Сколько раз тебе повторять!
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала?!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну, на кого ты похожа?!
Я в твоё время!
|
Ты моя опора и помощница (к).
Ну, что за друзья у тебя?!
О чём ты только думаешь?!
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
Какой ты у меня сообразительный (ал)!
|
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз:
1-2 8-1
2-1 9-2
3-1 10-2
4-1 11-1
5-1 ]2-1
6-2 13-2
7-2 14-1
5-8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком.
Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пyти. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Тест-игра «Какой вы родитель?»
Выберите из перечисленных фраз те, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми :
Сколько раз тебе повторять!
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала?!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну, на кого ты похожа?!
Я в твоё время!
|
Ты моя опора и помощница (к).
Ну, что за друзья у тебя?!
О чём ты только думаешь?!
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
Какой ты у меня сообразительный (ал)!
|
После сделанного выбора подсчитайте сумму баллов оценки избранных фраз:
1-2 8-1
2-1 9-2
3-1 10-2
4-1 11-1
5-1 ]2-1
6-2 13-2
7-2 14-1
5-8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности;
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком.
Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11-12 баллов - вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пyти. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
|
|
|