Главная страница

Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности


Скачать 340.6 Kb.
Название Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности
Дата 28.02.2016
Размер 340.6 Kb.
Тип Реферат



Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса



Содержание
Введение…………………………………………………………….………….3

Глава 1. Психолого-педагогические основы внеурочной работы в условиях инклюзивного образовательного процесса…………5


    1. Внеурочная деятельность в аспекте инклюзивного образования……5

    2. Формирование навыков социально-трудовой адаптации детей с проблемами в воспитании и обучении через декоративно-прикладное искусство………………………………………… ………………….…..7

    3. Деятельность как фактор развития личности ….…………………....10

    4. Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества во внеурочной деятельности……………………………………………..……………...11

Глава 2. Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности...........15

2.1. Разработка системы внеурочных занятий по декоративно-прикладному творчеству ………………………..…………………....15

Заключение………………………………………………………………..…..29

Список литературы….…………………………………………………….…30

Введение

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Школьнику с проблемами в воспитании и обучении, как известно, учение дается с большим трудом. Ему приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.

В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения и воспитания, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями, это диктует актуальность данной работы.

Занятия ручным трудом, в частности – декоративно-прикладным творчеством - одна из форм работы с детьми в условиях инклюзивного образования, которая в значительной степени способствует формированию творческих навыков, воспитанию положительных качеств личности ребенка, дает возможность применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической внеурочной деятельности. В процессе внеурочной работы творческая деятельность школьников, связанная с кон­струированием изделий, разработкой технологии обработки тех или иных материалов, может занимать сколько угодно времени. Главное, чтобы эта деятельность проходила на хорошем уровне, способствовала развитию творческого мышления учащихся. Для этого педагог должен подобрать задания, соответствующие воз­можностям учащихся и вызывающие у них интерес к работе, что и диктует цель - создание системы занятий по приобщению школьников к различным видам народного декоративно-прикладного творчества.

В соответствии с целью поставлены задачи:

- изучить литературу по теме;

- разработать систему занятий по народному творчеству;

  • организовать условия для самореализации школьников;

  • создать эмоционально-благоприятную атмосферу на занятиях.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании путей реализации по приобщению школьников к народному декоративно-прикладному творчеству во внеурочной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная система занятий дает возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу по приобщению детей к культуре и национальному творчеству в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Глава 1. Психолого-педагогические основы внеурочной работы в условиях инклюзивного образовательного процесса


На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду. Знания, полученные в дополнительном образовании во внеурочной работе, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся  и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу).


    1. Внеурочная деятельность в аспекте инклюзивного образования.

Один из практических аспектов деятельности, который требует особого внимания, заключается в оценке результата. При специальном воспитании и обучении обсуждение и оценка результата фокусируется на прогрессе отдельных воспитанников, в то время как достижения общего образования обычно выражаются количеством детей, достигших поставленной цели. Несмотря на то, что стандартная система оценок позволяет достаточно легко измерить уровень развития и степень усвоения материала, она оставляет без внимания эмоциональные и межкультурные навыки ребенка, которые важны при социальной адаптации. Читая различные определения инклюзии, мы видим, что в каждом из них упор делается на приобщение к какой-либо группе и участии в совместных действиях с другими, то есть на причастность к жизни этой группы. Понятие причастности фокусируется на том, насколько ребенок принят и активен в группе, а также на его включенности в социальную структуру группы. Работая в группе, обычные дети могут легко помочь своим сверстникам с инвалидностью стать нужными участниками деятельности группы, часто без помощи педагога. Занятия, которые получают типично развивающиеся дети, помогая ребятам с проблемами развития полноценно участвовать во внеурочной деятельности, могут быть важнейшим положительным итогом в условиях инклюзивного образовательного процесса. Среди них можно выделить следующие возможные результаты:

  • уменьшение боязни различий между детьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;

  • рост социальной сознательности;

  • динамика развития самосознания и самооценки;

  • проявление искренней заботы и дружбы.

В то время как понятие причастности охватывает взаимодействие ребенка с группой сверстников, в области отношений внимание уделяется связям с отдельными детьми. Понятие отношений охватывает широкий ряд моделей поведения и сложных межличностных взаимодействий. Ребенок может завязывать отношения в любом окружении, в котором он проводит время.

Отношения можно систематизировать:

  • оказание помощи (ребенок, оказывающий поддержку сверстнику);

  • принятие помощи (ребенок, получающий поддержку от товарища);

  • групповые (двое детей, которые общаются, выполняя общую работу, но, возможно, которые не стали бы контактировать в ситуации свободного выбора).

Можно предположить, что дети, развитые в области отношений, могут взаимодействовать со многими ровесниками, и можно выделить множество положительных результатов для типично развивающихся детей в области отношений, в том числе: участие в различных социальных связях; большая терпимость и принятие, как инвалидов, так и людей без инвалидности; большее желание помочь другим и принять помощь, когда это необходимо.

Итак: все усилия по инклюзивному образованию основаны на правовой идеологии - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения и воспитания. Есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье.

Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.
1.2. Формирование навыков социально-трудовой адаптации детей с проблемами в воспитании и обучении через декоративно-прикладное творчество.

Воспитание детей с проблемами в воспитании и обучении, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудовые навыки. В процессе творческих занятий дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность.

Изучение народного творчества, народных художественных промыслов и ремёсел – эффективное средство формирования у старшеклассников мотивов выбора профессии. Оно не только способствует развитию трудовых умений и навыков, но и играет большую роль в формировании нравственно-эстетических качеств личности обучающихся.

Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное творчество – процесс целенаправленного и систематического формирования навыков, умение правильно воспринимать, понимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а так же развитие способности создавать красивое. Взаимосвязь эстетического и этического благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. Стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с проблемами в воспитании и обучении значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников обучающихся в массовой школе.

Занятия художественной деятельностью создают основу для полноценного и содержательного общения детей между собой и со взрослыми, а в коллективной творческой деятельности формируются умения продуктивного взаимодействия детей и педагогов. При условии эффективного руководства у детей развиваются важнейшие для усвоения содержания школьного обучения психические процессы, формируются компоненты различных способностей, и не только художественные, но и интеллектуальные.

Английский исследователь Дж. Сели находил сходство между рисованием и овладением ребёнком речью: «Как в развитии речи, так и в рисовании дети открывают способы воспроизведения с помощью традиций и примеров (взрослых, более старших), перенимают у других манеру рисования и разговора». В. Штерн замечает, что изобразительное творчество детей, и их «словесное выдумывание» основывается на одних и тех же законах «сцепления фантазии», т. е. воображения. Обобщая исследования педагогов и психологов конца XX века по проблемам взаимодействия рисунка и слова, Н. А. Рыбников приходит к выводам, что рисунок предстаёт, как особый вид речи, с его помощью ребёнок пытается рассказать о предмете. Слово и рисунок отражает одни и те же степени обобщения, т. е. представляют результат деятельности одного и функционального уровня деятельности мозга. Занятия творческой деятельностью развивают образное мышление, восприятие, воображение, память. Любая художественно-творческая деятельность основывается на психологических процессах, без развития которых её успешное осуществление становится невозможным.

Влияние декоративно-прикладного искусства и декоративной деятельности на воспитание аномальных детей рассматривались исследователями в разных аспектах. Изучением содержания декоративной деятельности и созданием методики руководства декоративным рисованием, декоративной лепки и декоративной аппликацией занимались З. А. Богатеева, Е. И. Васильева, Ю. В. Максимов, Н. П. Саккулина и другие. В ходе исследования было установлено, что занятия этими видами творчества повышают эстетическую восприимчивость детей, развивают их творческие способности. В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для формирования у детей нравственных качеств: любви к родному краю, к Родине, уважение к творцам прекрасного. Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, формируется умение заполнять свободное время интересной и полезной деятельностью.

Овладение умениями и навыками в процессе декоративной деятельности и ручного труда в младших классах имеет большое значение для дальнейшей трудовой деятельности человека независимо от того, в какой сфере он будет работать (развивается глазомер, чёткость и полнота зрительных представлений, чувство цвета, ритма, умение планировать последовательность операций и т. д.). Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей.

1.3. Деятельность как фактор развития личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может, как повышаться, так и снижаться. Например, человек много работает, но без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава - такая деятельность к высоким результатам не ведет.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные направления активности и максимально ослабить ложные - постоянная и одновременно сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности.

Активность самого человека - непременное условие развития его способностей и дарований, достижение успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько активный участник собственного воспитания [10].

Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех его проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности - таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности [11].


    1. Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности, основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся. Под формированием художественных способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним учащихся. Особая роль отводится  занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям.

Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа. Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся  соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.

Формирование художественных способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры. Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени. Именно декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитало в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества. Впитало мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.

Учащиеся проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности, поэтому одной из основных задач образования можно считать формирование художественных способностей именно средствами ДПИ. Формирование интереса к традициям  ДПИ позволит обратить особое внимание на преемственность в народном искусстве и развивать у учащихся историческое самосознание. Учащиеся, изготовляя изделия декоративно-прикладного труда, овладевают не только практическими умениями навыками по художественной обработке материалов, но и обогащают свои знания сведениями различных наук, включаются в процесс  познания художественных образов, овладевают элементами эстетических начал в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой выполнения работ, с элементами художественного творчества.

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в учебном процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-эстетических способностей учащихся. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.

Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам. Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом учащихся к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное их участие в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования художественно-эстетических способностей учащихся рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его художественно-эстетических способностей, становясь настоящей творческой личностью.

 
Глава 2. Приобщение школьников к национальному декоративно-прикладному искусству.

 На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Занятия по народному декоративно-прикладному творчеству направлены на воспитание художественной культуры учащихся, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни, профилактику асоциального поведения.
2.1. Разработка системы занятий по декоративно-прикладному искусству обско-угорских народов.

Организация работы по ручному труду. Планирование занятий.

На протяжении нескольких занятий школьников обу­чают навыкам работы с одним видом материала - либо с тканью, либо с берестой и т.д.

Чтобы добиться освоения детьми необходимых навыков, педагогу следует помнить о тесной вза­имосвязи разных видов продуктивной деятельнос­ти (рисование, аппликация, конструирование, руч­ной труд).

Организация рабочего места и проведение занятий. При проведении занятий следует изменить сам подход к обучению. Для детей оно должно стать ин­тересным, увлекательным делом. При проведении занятий по шитью, особое внима­ние уделяется технике безопасности. Необходимо специально учить детей аккуратно обращаться с иглой, убирать её в игольницу, правильно подавать друг другу ножницы. На таких занятиях за каждым столом сидят не более двух че­ловек, иначе вытягивая нитку, дети будут мешать друг другу.

Интерес детей к ручному труду, желание трудить­ся, создавать вещи своими руками во многом зависят от атмосферы, царящей на занятиях. Следует созда­вать доверительную, спокойную обстановку. Допустимо, если учащиеся на занятиях будут громко разговаривать, обсуждать задуманную работу, советоваться друг с другом. Во избежание ссор, конфликтов надо специ­ально учить старших школьников показывать способы, приёмы работы, помогать им, советовать, но не ко­мандовать ими и не делать за них работу. При совместной деятельности и наблюдении за работой старшего младший получает образец выполнения изделия. В разновозрастных коллективах при правильной организации обучения раз­виваются не только младшие, но и старшие дети. Показывая младшему, как сделать поделку, из­делие, старший ученик сам вспоминает весь про­цесс её изготовления, последовательность действий и операций, учится объяснять весь ход ра­боты. Присутствие младшего товарища заставляет его делать работу более качественно и тщательно. Совместное участие детей разного возраста в из­готовлении общей поделки формирует положитель­ные взаимоотношения между детьми. В таком со­трудничестве решаются и многие воспитательные задачи: умение общаться в процессе работы, дого­вариваться об использовании материалов, береж­но и экономно их расходовать, доброжелательно относиться к товарищу, оказывая ему посильную помощь.

Большую роль в формировании у детей инте­реса к изготовлению предметов быта и изделий декоративно-прикладного искусства играет педагог. Его личная заинтересован­ность, умелые руки, внимание к организации са­мостоятельной деятельности детей, интересное практическое использование созданных детьми изделий пробуждают у школьников желание сде­лать новые вещи своими руками. Приобретённые детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, воспитывать у детей интерес к искусству обско-угорских народов.

Материалы для ручного труда.

Ручной труд – это продуктивный вид деятельности. Без набора соответствующих материалов научить школьников работать с ними невозможно. Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и при­способления. Поэтому заблаговременно до начала работы в новом учебном году необходимо подготовить разнообразные материалы: различные виды ткани, бисера, в разное время года заготовить бересту.

Дети на занятиях узнают, как создавались из­делия и предметы быта, для какой цели они исполь­зовались. На данных занятиях у детей будут разви­ваться эстетический вкус, воспитываться интерес и лю­бовь к предметам быта и изделиям обско-угорских народов, умение доводить начатое дело до конца.

Ткани. Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам (гладкий и набивной ситец, байка, три­котаж, фланель, драп, сукно, войлок и другие ткани)

Женские платья, халаты, мужские рубашки, игольницы, обувь украшают орнаментами, для которых используют плотные и тонкие ткани.

Мех. Для выполнения изделий может использоваться любой мех, коротковорсовый синтетический мех, он легко об­рабатывается и хорошо сохраняет форму изделия, а также плюш. Длинноворсовый синтетический и натуральный мех боль­ше подходит для отделки изделия и комбинирования с коротковорсовым мехом, с любым видом ткани и неткаными мате­риалами.

Береста. Бересту заготавливают обычно два раза в год: весной и осенью. Весенняя береста светлая, а осенняя – темного цвета. На бересте темного цвета мастерицы наносят орнаменты. Из нее изготовливают коробки, туески, где хранит рыбу, ягоду, рыбий жир.

Вышивка. Плетение бисером. Мастерицы украшали платья и рубашки вышивкой и аппликацией. Бисером украшали воротники, часть плеча, нагрудные и нашейные украшения, верх женской обуви из кожи.

Педагогу необходимо научиться отбирать образцы народного искусства, опираясь на дидактический принцип от близкого к далекому при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих рядом, в данной местности. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Занятие на тему: «Намт - игольница»

Программное содержание. Познакомить детей с игольницами. Учить детей кроить и украшать игольницу бисером, мехом. Воспитывать любовь к народным предметам быта обско-угорских народов.

Активный словарь: «намт» - игольница, «хуром» - узор, «хураман намт» - красивая игольница.

Материал: образцы игольниц, сукно, ситец или сатин, бисер, кусочки меха.

Ход занятия.

- Для чего нужна игольница в доме?

Игольница (намт) - это необходимый предмет для женщины. Без неё женщина как без рук. Игольница изготовляется не для красоты, а для обихода, чтобы ею пользовались. Игольница из­готовлялась из сукна, ситца, сатина. Ткань женщи­на выбирала всегда яркую.

У вас у каждого есть игольница на столе. Рас­скажите, какой материал использовала мастерица? Обратите внимание на то, как украшены центр и края игольницы. Края игольницы женщина обши­вала мехом выдры или горностая. Для украшения также использовали пуговицы, вылитые из меди, пластины, монеты. Для подвешивания игольницы шили петельку из сукна или плели из бисера. На обратной стороне игольницы прикрепляли косточ­ку для удержания напёрстков и закрепления сухо­жилий.

  • Вот такие красивые игольницы имела хантыйс­кая женщина. Мы с вами сейчас сделаем выкройку игольницы. Из сукна вырежем квадрат, а из сатина или более прочной ткани подкладку, полоски 3 - 4 см для орнамента. На следующем занятии будем шить игольницу.

Занятие на тему: « Намт - игольница»

Программное содержание: учить детей шить игольницу, закрепляя пос­ледовательность выполнения работы. Упражнять де­тей в украшении середины и краёв игольницы. Раз­вивать чувство ритма, цвета.

Активный словарь: «намт», «Ёнтты хурам» - шить узоры.

Материал: сукно, бисер, кусочки меха, нож­ницы, образцы игольниц.

Ход занятия.

На прошлом занятии мы с вами приготовили все де­тали для игольницы. Сначала мы с вами пришьем орнамент в центре квадрата. Орнамент маленьки­ми стежками пришиваем к сукну, а затем к готовой детали пришиваем подкладку. Игольницу можно ук­расить бисером, посмотрите, как пришиваем бисер.

Из кусочка ткани или тесьмы сделать петельку.

Вы для себя сделали игольницу. Она у вас получилась очень красивая. Теперь у вас у рукодельниц будут иголки всегда на месте. Давайте все ваши игольни­цы расположим на доске и оценим работы все вместе.
Занятие на тему: «Тучан хир - мешочек для мастерицы».

Программное содержание: продолжать шить из ткани или сукна мешочек, показать последовательность изготовления, приго­товить выкройку. Упражнять в умении вырезать ор­намент. Развивать чувство цвета, ритма. Воспиты­вать интерес к изделиям декоративно - прикладно­го искусства.

Материал: сукно, бисер, кусочки меха, нож­ницы, образцы игольниц

Ход занятия.

Вы знаете, что каждая хантыйская женщина имела мешочек для рукоделия, куда она складывала игольницу, нитки, ножницы и т.д.

Вот посмотрите на мешочек. Обратите вни­мание, из чего этот мешочек состоит. Давайте вмес­те с вами приготовим всё для шитья.

Женщина эко­номно использовала каждый лоскуток. Мы с вами будем также поступать. Не забудьте подобрать орнамент для изделия. Приступим к шитью мелких деталей: 1) пришиваем орнамент, 2) соединяем детали между собой, 3) соединение крупных деталей.

Вот и готов наш мешочек. Вы сможете, мои ма­стерицы, тоже хранить свои вещи в мешочке.
Занятие на тему: «Турлопс – нагрудное украшение».

Программное содержание: познакомить детей с женским нагрудным украшением из бисера. Учить детей нанизывать на иголку или леску бисер, сочетая каждый ряд по цвету. Вос­питывать у детей чувство цвета, усидчивость, дово­дить начатое дело до конца.

Активный словарь: «турлопс» - нагрудник, «сак» - бисер, «каратты» - нанизывать.

Материал: бисер, леска или иголка с ниткой, кусочек ткани, нагрудники.

Ход занятия.

- Посмотрите на нагрудное украшение «тур­лопс».

Вы сегодня тоже будете себе делать из бисера нагрудник «турлопс». Внимательно рассмотрите несколько нагрудников. Каждый из вас может придумать свой узор, самостоятельно распределить по цвету бисер.

Наглядно можно показать детям на крупных бу­сах, как правильно нанизывать бу­синки. Сначала сделаем цепочку, первый ряд нанизываем нечётное количество бисеринок, из бисеринок получаются треугольники, второй ряд из бисе­ра другого цвета получаются тоже треугольники и т.д.

Самостоятельная работа. Помочь детям делать нагрудник из разноцветных бисеринок.

Анализ детских работ.

Детям предложить надеть нагрудники своим куклам. Обратите внимание на правильность чере­дования рядов из бисера, на цветовое сочетание.

Занятие на тему: «Узоры из пуговиц для женских украшений - воротник – рок».

Программное содержание: Учить детей пришивать пуговицы орнаментом (рисунком). Упражнять детей в составлении мозаики из пу­говиц. Воспитывать интерес к изготовлению женс­кого украшения – «воротник – рок».

Материал: сукно, бисер и пуговицы разного цвета.

Ход занятия.

Посмотрите, какой нарядный воротник, его носили женщины юганских ханты. Мы с вами будем его шить из разноцветных пуговиц.

Умеете ли вы пришивать пуговицы?

Посмотрите, какие можно сделать узоры из пу­говиц:

1) Пуговицы расположены в ряд по горизон­тали. Чередуя пуговицы разного цвета, следите, чтобы они находились близко друг от друга.

2) Пуговицы расположены вертикально и го­ризонтально по две.

3) Пуговицы расположены в виде треугольни­ка.

4). Пуговицы расположены в виде четырёху­гольника.

Мы сегодня с вами сделаем элемент узора для воротника – «рок». Края четырёхугольника обошьём бисером, каждый квадрат выделим белыми пуговицами, а затем в квадрат поместим узор из пуговиц.

В конце занятия предложить детям рассказать, какие узоры они составили из пуговиц.
Занятие на тему: «Украшение из бисера для женского воротника - рок».

Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из би­сера. Упражнять детей располагать по 5 бисеринок вертикально в ряд, составлять квадратики из разно­го бисера. Развивать чувство цвета, воспитывать интерес к изготовлению изделий из бисера.

Материал: бисер разного цвета, ситец или сукно квадратной формы, образец воротника, лист бумаги и фломастер.

Ход занятия.

Приготовить образец - квадрат украшен бисе­ром.

  • Украшение из пуговиц для воротника мы уже делали, а сегодня будем де­лать украшение из бисера. Посмотрите, как украшен воротник квадратиками из бисера.

Вместе с детьми рассмотреть один квадрат из бисера.

- Посмотрите, как надо пришивать бисер: на иголку набираем 5 (число может быть любым) би­серинок, закрепляем, затем выполняем следующий ряд. Второй квадрат шьём из бисера другого цвета.

Когда вы заполните весь квадрат, то у вас полу­чится красивый узор.

Анализ работы.

Расскажите о своей работе, почему у тебя та­кое цветовое сочетание на квадрате?
Занятие на тему: «Лытов сал йилта - украшение для манжета хантыйского платья».

Программное содержание. Учить детей на полоске составлять несложный узор из бисера (по прямой линии нанизывать по 2 -3 бисеринки, через определённое расстояние нани­зываем ещё 3 бисеринки и т.д.). Воспитывать инте­рес к изготовлению украшений для одежды.

Материал: бисер 2-3 цветов, тонкая ткань пря­моугольной формы, игольница с иголкой, образцы украшений из бисера.

Ход занятия.

  • Какую часть (деталь) хантыйского платья вы видите на мольберте?

  • Это манжет для рукава.

Манжеты, воротники, низ платья хантыйские женщины украшали украшением из бисера. Сегодня мы тоже будем делать вышивку из би­сера для манжета хантыйского платья.

  • Расскажите, как вышиты полоски бисером?

  • Первая полоска: по 3 бисера по прямой на оди­наковом расстоянии.

Вторая вышивка украшена квадратиками.

Мы сегодня с вами можем украшать полоску дву­мя способами вышивки. Хорошо подумайте, каким способом вышивки вы будете украшать полоску.

Анализ детских работ.

При анализе обратить внимание на правильное расположение бисера, на цветовое сочетание.
Занятие на тему: «Ханты ухшам - хантыйский платок».

Программное содержание: Учить детей шить из лёгкой ткани (ситец, са­тин) платок. Продолжать вырезать из ткани квадрат и прямоугольные полоски для оформления краёв платка. Развивать у детей глазомер, привить детям желание изготовлять хантыйский платок для жен­щины.

Материал: кусочек разноцветной ткани, игол­ка, нитки, однотонная ткань, образцы платков.

Ход занятия.

- Давайте рассмотрим несколько картин или иллюстраций, на которых изображена хантыйская женщина в платке. Платок носят зимой для теп­ла, в летнее время он защищает голову от комаров, мошек.

Посмотрите, хантыйская кукла - «акань» тоже надела платок. Вы знаете, что в далёкие времена женщины шили платки сами. Каждая женщина шила свой платок непохожий на другой. Каждый платок был неповторим.

Вот как женщина шила свой платок. Она вы­бирала для квадрата ткань яркой расцветки, а края полоски шила обычно из однотонной ткани. Мы сегодня с вами будем шить платок для «акань». Выбери­те по своему желанию ткань и приступите к рас­крою.

Самостоятельная работа за столами.

Предлагаю выбрать ткань для платка. Тем, кто затрудняется в выборе ткани, помогаю выбрать ткань и раскроить её.

Учащиеся сшили красивые нарядные платки для акань.

- Как вы думаете, вашей кукле понравился пла­ток?

- После занятий поиграйте с хантыйской куклой - акань. Наденьте платок на свою куклу. Видите, каж­дый платок красив по-своему и каждая акань по­этому по-своему хороша.
Занятие на тему: «Акань - хантыйская кукла».

Программное содержание. Познакомить детей с хантыйскими куклами - акань. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле - акань, развивать чувство гордости за свой народ через национальные традиции.

Ход занятия.

  • Давайте вместе посмотрим выставку кукол.

  • Здесь куклы разных регионов.

  • Мы с вами на следующем занятии научимся делать куклу - акань.

  • Сейчас удобно сядьте на ковёр.

  • Хотите узнать о кукле - акань?

Рассказ воспитателя. «Акань» - хантыйская кукла. В такие самодель­ные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, игра­ли наши бабушки, мамы. Куклы эти рядом с хан­тыйскими девочками, словно настоя­щие члены семьи. Куклы дарили своим родственникам, и сами получали подарки. Вместе с малень­кими хозяйками акань отправлялась в летние дерев­ни, в оленеводческие стада, на рыбалку, на празд­ники. Вечером, перед сном, девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существо­вало поверие, что если девочка не покусает её, то акань укусит за большой палец её ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои тра­диционные игрушки. (Обратить на особенности изготовления всех ку­кол).

- Давайте дети приготовим полоски ткани для головы куклы, платье - прямоугольной формы. На следующем занятии будем делать куклы.
Занятие на тему: «Акань - хантыйская кукла».

Программное содержание. Учить детей изготовлять хантыйскую куклу -акань, показать последовательность её изготовле­ния: голова складывается из разных прямоугольных лоскутков, платье из прямоугольника, и на него нашиваются прямые полоски. Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле - акань, развивать чув­ство гордости за свой народ через национальные игрушки.

Занятие на тему: «Халат юганских ханты».

Программное содержание. Учить детей шить халат для куклы - пакы. Упражнять детей украшать полосками разной ширины края халата. Воспитывать любовь к прикладному искусст­ву народа ханты.

Материал: сукно квадратной формы, бисер, полоска сукна, образец халата для куклы - пакы.

Ход занятия.

Юганская кукла - пакы носит нарядный халат, сшитый из сукна и украшенный бисером или орна­ментом. Мы с вами будем шить для куклы халат. Сейчас раскроим из однотонного сукна халат.

Посмотрите и скажите, как украшен халат. (Халат украшен по краям полоской из другого цвета сукна, немного отступив от края 1-1,5 см, украшен бисерной каймой).

Вспомните, как украшали бисером полоски манжета. (Если дети забыли, то можно показать образ­цы).

Угол между горизонтальной и вертикальной ча­стью украшается полукругом из бисера. Халат для куклы готов. Халат присборивается и пришивается к туловищу куклы, подвязывается поясом. Пояс делается из однотонной ткани другого цвета.

Посмотрите, какие у вас получились нарядные халаты для куклы.
Занятие на тему: «Пакы - юганская кукла».

Программное содержание. Познакомить детей с юганской куклой - пакы. Учить детей выделять особенности изготовления куклы. Упражнять детей в спиральном завёртывании полосок для головы, украшать полосками ткани голову куклы. Прививать интерес к изготовлению юганской куклы- пакы.

Материал: длина полосок 10-15 см, ширина 2 -3 см, ткань для изготовления платья.

Ход занятия.

Мы с вами на занятии шили куклу - акань. Се­годня мы сделаем куклу - пакы. Вы сейчас увидите, что эти куклы отличаются друг от друга. Скажите, во что одета кукла - пакы. (У неё красивый халат и платок).

- Вам хочется сделать такие куклы - пакы?

- Посмотрите, как надо делать голову: свёрты­ваем полоску со светлой ткани пополам и закручи­ваем, затем сплющиваем. На лицо накладываются цветные полоски (4 - 10) ткани, чередуя тёмные и светлые тона. Начиная от лица, верхняя часть платья (груд­ная часть куклы) спирально завёртывается, а затем внизу пришивается.

А теперь мы с вами пришьём халат из тонкого сукна, украшенный бисером. На­рядный халат куклы подвязываем поясом, позади его концы опускаются до низа халата. Пояс лучше при­шить к халату. Грудь куклы украшается бисером. Теперь на куклу наденем платок с кистями. Вот и кукла готова. Вы можете поиграть с куклами.
Занятие на тему: «Знакомство с берестой, с берестяными изделиями».

Программное содержание. Познакомить детей с материалом бересты, её качеством, показать разные изделия из бересты. Вос­питывать интерес к берестяным изделиям, изготов­лять изделия для своей группы.

Материальное обеспечение: организация выставки работ из бересты.
Ход занятия.

На данное занятие можно пригласить мастерицу, которая из­готовляет предметы из бересты.

- Кто из вас знаком с этими изделиями?

Рассказ воспитателя (или мастерицы). Мы с вами увидели удивительные предметы из бересты (показывает коробы, люльку). Эти вещи сделать не так просто, нужно много потрудиться. Бересту заготавливают весной или осенью, её сни­мают с деревьев, где нет сучков. Мастерица снима­ет светлую и тёмную бересту, но в разное время года. Тёмная береста нужна мастерице, чтобы на берес­тяные изделия нанести узор (показывает йинл). Из светлой бересты женщины шили коробы («сэн» - для хранения ягод, продуктов, рыбьего жира). При раз­делке рыбы у женщины были разного размера бе­рестяные коробочки, в одну складывала разделан­ную рыбу, в другую - икру, в третью - кишки и т.д.

Для шитья йинл - это короб, где женщины хра­нили предметы для шитья. Чтобы приступить к ши­тью йинл, нужно было тёмную бересту хранить це­лый год, а перед шитьём замочить в воде. Когда береста станет мягкой, необходи­мо приступить к изготовлению йинал - короба. Ор­намент наносить по влажной бересте, а затем шьют сам короб.

Кто из вас видел дома или у бабушки берестя­ные изделия? На следующем занятии мы с вами бу­дем делать «сэн».
Занятие на тему: «Сэн» - короб для хранения продуктов.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с берестяными из­делиями. Помочь детям сшить из тонкой светлой бе­ресты сэн. Упражнять детей сгибать углы, проши­вать края короба (сэн). Развивать у детей при рабо­те аккуратность, воспитывать интерес к изготовле­нию берестяных изделий.

Материал: береста прямоугольной формы, иголка, продольные полоски из бересты.
Ход занятия.

У вас на столах береста прямоугольной фор­мы. Как вы думаете, что могла сшить мастерица из этой бересты?

- Короб - сэн для хранения ягод, продуктов, рыбы и т.д.

Послушайте и посмотрите как шила сэн жен­щина-мастерица. Положите бересту так, чтобы гладкая сторона ткани оказалась изнутри, а светлая, шершавая сто­рона - снаружи. При сгибании уголка поворачивать в сторону ширины и прокладывать долевую полос­ку бересты и прошивать. Вот у вас получился сэн. Вы можете в свой короб положить продукты, хра­нить мелкие предметы.

По конце каждого занятия обязательно нужно хвалить детей, например - «Молодцы, вы хорошо по­трудились, вы сегодня показали себя настоящими мастерами».

Итак, в разработку занятий включены простые пред­меты, выполнить их по силам даже учащимся которые только делают первые шаги в рукоделии. Они научатся правильно дер­жать иголку, освоят основные виды швов по меху и ткани, выпол­нять аппликации по ткани, работать с берестой, бисером и др. В старших классах можно изготовить более сложные изделия — на­грудные украшения, выполненные в технике бисерного плетения или вышивки и др.

На занятиях учащимся предлагается не просто воспроизвести орнамент на глаз, а указать, из каких геометрических фигур он состоит, продемонстрировать закономерность его построения. Так легче будет изобразить орнамент на бумаге, изготовить трафарет для нанесения его на сукно или на мех, рассчитать и набросать схему плетения бисерного изделия. Четкое понимание математической основы орнаментального искус­ства ханты и манси позволит учащимся не только сохранить художе­ственные народные традиции, но и творчески развивать их.

Заключение

Внеурочная работа в условиях инклюзивного процесса уникальна по своим возможностям, является целенаправленной учебно-воспитательной работой по развитию творческих возможностей и способностей школьника, формирование его личности. Целью данной работы было создание системы занятий по приобщению школьников к различным видам народного декоративно-прикладного творчества. Которая выполнена через задачи: изучена литература по теме; разработана система занятий; организованы условия для самореализации школьников; создана эмоционально-благоприятная атмосфера на занятиях. Такая система занятий дает возможность педагогу вести не стихийную, а планомерную систематическую работу во внеурочной деятельности.

При внеурочной работе отсутствует критика в оценке деятельности детей, каждый предложенный ребенком вариант изделия рассматривается и принимается, с детьми организуется индивидуальная работа.

Вывод: именно внеурочная работа дает возможность полноценному раскрытию и развитию творческого потенциала каждого школьника, охватывает те аспекты воспитательного процесса, где через декоративно-прикладное творчество происходит формирование творческих навыков у школьников. Во внеурочной деятельности есть возможность учитывать личные запросы школьника и создавать условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, что важно в условиях инклюзивного образовательного процесса.



Список литературы

  1. Алиева Т. И. От воспитания к творчеству: ребенок в мире эстетического образа// Развивающее образование в системе дошкольного воспитания/ Под ред. Кудрявцева В. Т. и Смирновой Н.А. Дубина, 2000. 207с.

  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 1991.

  4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1999. 240 с.

  5. Бобрикова Е. Н. Технология обработки материалов, изготовления и худо­жественной отделки традиционных изделий ненцев, манси и ханты: Пособие для учителя.-СПб.: «Просвещение», 2004.— 128 с.: ил.

  6. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М.: Просвящение. 1986. 207 с.

  7. Бахлыков П. История, быт, культура Юганских ханты.// Югра, 1998 № С.25 – 26.

  8. Евладова Е. Б, Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 352с.

  9. Иванов С.В. орнамент народов Сибири как историко-этнографический источник. Народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л.: Изд-во АН. 1993.500 с.

  10. Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani

  11. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.

  12. Кудрявцев В.Т., Решентникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство. М.: Изд. ИКАР, 2003. – 208с.

  13. Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. –М, Икар 1997 – 38с.

  14. Тахтуева А.М. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. //Игры детей обско-угорских народов/ Под ред. Е.А.Немысовой. СПб.: ТОО «Алфавит», 1999. 217 с.

  15. Тхоржевский Д.А., Бугаев А.И., Бухалов Б.И. Методика трудового обучения с практикумом. – М: Просвящение, 1987. – 447 с.

  16. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1993 .-16с.

  17. Федорова Н.Н. К вопросу о структуре традиционного орнамента обских угров.// Орнамент народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том, ун-та, 1994 с. 124 - 134.

  18. Черницов В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров.// Советская этнография. 1999. 152 с.

  19. Шварц С. "Пересматривая наше понимание инклюзии и определяя ее значение для детей". Материалы Национальной Недели инклюзивного образования США, 2001.

  20. Шешкин П.Е., Шабалиена И.Д. Мансийские орнаменты. СПб.: Просвещение, 1993 с.