|
Примерная программа учебной дисциплины беседы об искусстве 1,2,3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного предпрофессионального образования детей
«Детская школа искусств п.Озёрный»
|
«Утверждаю»:
_____________
«______» _______________ 200__ г.
|
Примерная программа
учебной дисциплины
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
1,2,3 класс
2012г
Тема№1
Тема№2
Тема№3
Тема№4
Тема№5
Тема№6
Тема№7
Тема№8
Тема№9
Тема№ 10
Тема№11
Тема№ 12
Тема№ 13
Тема№ 14
Тема№15
Тема№ 16
Тема№ 17
|
Вводная беседа. Беседа о творчестве в любой области.
Цель :развитие интереса, эмоциональной отзывчивости.
Задачи: рассказать об изобразительном искусстве, о видах, художниках. Дать определение изобр. ис- во.
Материалы: репродукции картин, видео, книги, музыкаль.сопровожение.
Инструменты живописца.
Цель: приобщение к работе.
Задачи: на примере изоинструментов, показать различные виды техник с показам репродукций, рассказать о изоинструментах, материалах их составах, св-вах ( вреде и безопастности).
Эстетическое восприятие действительности
Цель: развитие наблюдения, впечатления, образов.
Задачи: на примере пейзажных репродукций показать образность времён года « Золотая осень», на примере явлений природы « Косые струи дождя», на примере животных «Птицы летят»Сделать быстрые наброски по памяти на основе увиденного. Тёплые, холодные цвета.
Рассказ про «Знаменитое полотно»
Задачи: на примере репродукции, научить плоскостности, планам ( передний ,задний, средний), композиции, цветовое решение, характер, смысловая нагрузка и т.п. Дать описать уч-ся репродукцию.
Материалы: репродукции, видео, музыка.
Эстетика мира вещей
Цель: изучение традиций
Задачи: на примере местных изделий текстиля, дпи и сравнении с другими регионами, областями, показать обычаи, традиции, изучить символику орнамента.
Материалы: фартуки, головные уборы, пояски т т.п. ручной работы, наглядное пособие, народная музыка.
Декоративно- прикладная искусство: Народная игрушка. Роспись по дереву. Лаковая миниатюра. Обработка различных материалов: металл, дерево, кость, кожа, пластик и т.д. Орнамент, узор. Панно, коллаж, витраж , батик.
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, общего кругозора, эстетического воспитания, художественного интереса к творчеству.
Задачи: изучить единство формы предмета, декоративное оформление. Игрушка- забава, произведение народного ис-ва. Резная дерев. ис-ва., изучение красочности, декоративности, узор, орнамент. Такт, стилизованность, виды орнаменты, символику узора.
Пейзаж. Настроение в пейзаже.
Цель: повторение, изучение жанра.
Задача: изучение жанров пейзажа, средство выражение пейзажа. Художников.
Материалы: пейзажи И.Левитана, А. Куинджи, К. Коро, М. Добужинского, А. Дайнеки.
Портрет. Композиционные решения.
Цель: раскрытие художественного образа.
Задачи: на примере репродукций изучить строение фигуры человека и лица. Композиционное решение (почему): поясной, полуфигурный, фигурный, групповой, конный( живопись, графика, скульптура). «Самая знаменитая улыбка»
Материалы: Леонардо да Винчи, Рембрандт, О. Кипренского, К. Брюллова, В. Серова, П.Корина, В. Мухиной.
Понятие о натюрморте.
Цель: изучение мотивов для творчества.Стиля,вида.Задачи: дать понятие( бытовой, исторический), натюрморт- образное отражение духовного мира человека.
Материалы: произведения Я. Вермеера, Ж. Шардена, П. Федотова, К.Коровина, М. Сарьяна, И. Машкова, К. Петрова- Водкина, А. Никича, В. Стожарова.
Образная характеристика животного.
Цель: эмоциональное восприятие.
Задачи: изучить в произведениях анималистов передачу характера животных.
Материалы: П. Снайдерса, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина, Н. Ефимова, Е. Чарушина.
Книжная иллюстрация.
Цель: техника, смысловые связи между предметами, палитра, гармония .
Задачи: разговор о своеобразии иллюстрации, показ работы художника-иллюстратора, связь иллюстрации с текстом книги, её оформлением. Иллюстрация- часть образного решения книги в целом. Иллюстрация в детской книги.
Материал: Ю.Васнецов, ил-ция к сказке « Три медведя»; Е. Чарушина- книга « Теремок», Т. Маврина, ил-ция к сказкам. Детские рисунки.
Шутка и игровые ситуации в изобразительном искусстве.
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.
Задачи: ил-ция к детским книжкам. В. Сутаев « Петух и краски», М. Каневский « Золотой ключик», К. Чуковский « Федорино горе», различить характер произведений( весёлый ,оживлённый, игровой)
Красота и характер природы
Цель: эстетическое восприятие действительности
Задачи: на примере различных мест нашей страны и др. стран : Русский Север, Средняя Азия, Казказ, Сибирь, Полесье, Прибалтика, Украина, Беларусь, Молдавия изучить красоту и характер природы.
Материалы: фото, видео.
Динамика композиции.
Цель: ком-ция- средство раскрытия содержания произведений.
Задачи: изучение батального, исторического жанров.( Д. Веласкес, Э. Делакруа, В. Сурикова, М. Грекова, А. Дайнека).
Костюм. Костюмы сказочных персонажей.
Цель: развитие фантазии, образности.
Материалы: Ю. Пименов, В. Кустодиев, П. Федотов, Венецианов, Я. Вермеер, Делакруа. Васнецов .Сказки: Иванушка –дурачок, Снегурочка( А. Островский), Красная шапочка, Буратино и др.Декоративность и выразительность костюмов, образная характеристика прочтение из кнгиг.
Рисунок.
Цель: приобретение навыков.
Задачи: что такое рисунок( виды). Штриховка.
Материалы: репродукции Леонардо, импрессионистов, кубистов, портретистов.
Повторение
Цель: выявление знаний пройденного
Задачи: устный опрос. Зачёт.
Всего
|
1
1
1
2
2
7
1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
1
32
|
Содержание
Паспорт примерной программы учебной дисциплины
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
Условия реализации
контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Паспорт примерной программы учебной дисциплины «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области художественного искусства « Живопись».
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями ДШИ и ДМШ.
Пояснительная записка
Срок реализации программы составляет 3 года:
Программа « Беседы об ис-ве» включает:
32 часа аудиторной нагрузки- 1 класс;
33 часа аудиторной нагрузки-2 класс;
33 часа аудиторной нагрузки- 3 класс;
-
Самостоятельная работа 49 часов
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни уч-ся, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Эти задачи решает данная программа
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях ДШИ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
ЦЕЛЬ: эстетическое, художественное ,эмоциональное, образное, ассоциативное развитие уч-ся.
Форма и режим обучения. Основной формой обучения является урок-занятие с группой обучающихся, продолжительность урока 45 минут. Занятия проводятся один раза в неделю.
Форма контроля. Основной формой контроля выполнения программных требований является зачёт в конце года, опрос на уроке, активность уч.-ся на уроке.
Критерии контрольных требований:
знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть
их авторов;
находить в прессе информацию о художественных выставках;
-
уметь использовать художественные материалы;
уметь применять средства художественной выразительности
в изобразительной деятельности;
Структура и примерное содержание программы
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
названия цветов ,свойства рисовальных материалов (карандаши, акварельные и гуашевые краски и т. д.), о работе акварельными и гуашевыми красками (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т. д.);
порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых сочетаний (розовый, бледно-красный, бледно-оранжевый, бледно-зеленый, голубой, бледно-синий, сиреневый и т. д.).
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
-
правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги и карандаш; правильно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
различать рисунок от живописи, отличать особенности видов в изобразительном ис-ве.
чувствовать и эмоционально реагировать на предметы и объекты изображения в действительности, в произведениях изобразительного искусства;
пропорции, строение, цвет предметов;
Уметь рассказать по своему рисунку тему и замысел.
Уметь рассказывать об известных ему картинах русских художников;
Народное творчество, его виды, стилистика.
-
Использовать в работе жизненные наблюдения;
-сформировать комплекс первичных знаний об ис-ве, его видах, жанрах, напрпвление на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
-анализ произведений ис-ва;
- восприятия художественного образа.
Условия реализации программы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
-наличие мастерской;
-оборудование стеллажами, партами, стулья;
- освещение;
- наличие воды;
-наглядность( наглядный материал для показа);
-предметность( макеты, муляжи, гипсы и т.п.);
- кладовая для хранения;
На уроках следует активно использовать: видео записи, аудио кассеты с народной и классической музыкой, репродукции картин , рисунки учащихся, наглядные пособия, книги по теме,предметная наглядность.
Список литературы:
1.Алексеева В.Что такое ис-во.-Вып.1.-М: Советский художник.
2. Волков.Н. Восприятие картины.-М,1976
3. Глинская И. Методика обучения в 1-3 кл изобразит. ис-во.-Киев, 1978
4.Искусство и дети. Эстетическое восприятие.-Искусство,1996.
5.Неменский Б. Распахни окно.-М. 1974.
6.Шпикалова Т. Народное ис-во на уроках декоратив. Рисования.- М. 1974
7.Эстетическое восприятие школьников./ Ред. А. И. Буров, Лихачёв,-М.1974
8.Алпатов М., Ростовцев н. Искусство.- М,1969..
9.Изобразительное ис-во, проект для ДШИ,-М..1986.
|
|
|