Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 239.19 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 20.02.2016
Размер 239.19 Kb.
Тип Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича –заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» для 7 - 11 классов и ЦОР к нему. Данную программу считаю приемлемой для обучения курса информатики на базовом  уровне. Программа курса используется без изменений. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета  «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-9 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его  изучение в нашей школе начинается с 7 класса. На изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе отводится 35 часов , 1 час в неделю.

Материал учебника структурирован по трем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Компьютер и программное обеспечение», «Технология обработки графической информации» и компьютерный практикум.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях ;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;

  • обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;

  • обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышение качества преподавания предмета

Задачи курса:

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:



Тема

Компетенции

1.

Компьютер и программное обеспечение

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2.

Технология обработки графической информации

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

3

Компьютерные презентации

Учебно – познавательная, коммуникативная

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.
Приоритетами предмета «Информатика» на данном этапе обучения являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива).

Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  50-70% — «3»; 71-85% — «4»;  86-100% — «5».
Текущий контроль предназначен для проверки уровня знаний и умений обучающихся по одной или нескольким  темам.

Тематические и итоговые контрольные работы:



Тематика

Вид

Форма

1

Компьютер и программное обеспечение

Тематический

Текущий контроль

Контрольное тестирование
Контрольная работа
Тестирование

2

Технология обработки графической информации

Тематический
Текущий контроль

Контрольная работа
Тестирование

3

Компьютерные презентации

Тематический 

Практическая работа



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)

  1. Компьютер и программное обеспечение - 13 часов
    Устройство компьютера - 5 часов
    Правила техники безопасности. История развития вычислительной техники. Центральное устройство компьютера - процессор. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная и долговременная память. Типы персональных компьютеров.
    Данные и программы - 1
    Файлы и файловая система - 3
    Файл. Файловая система. Архивация и дефрагментация файлов.
    Программное обеспечение компьютера – 2
    Программное обеспечение компьютера. Системное  и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.
    Графический интерфейс операционных систем - 1
    Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол операционной системы. Окна. Диалоговые панели. Контекстные меню объектов.
    Компьютерные вирусы и антивирусные программы – 1
    Требования к уровню подготовки обучающихся
    Учащиеся должны:
    - знать функциональную схему компьютера;
    - характеристики основных устройств компьютера,  влияющих на его производительность;
    - знать состав и назначение программного обеспечения компьютера;
    - знать назначение и основные функции операционной системы;
    - уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
    - уметь работать с носителями информации (форматирование, «лечение» от вирусов);
    - соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере
    Контрольные и практические работы
    Практические работы - 7:
    Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
    Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
    Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».
    Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».
    Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти»
    Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»
    Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
    Тест по теме «Устройство компьютера, файловая система» - 1
    Контрольная работа по теме «Компьютер и ПО» -1
    2. Кодирование и обработка графической информации - 11 часов
    Растровая и векторная графика - 4 часа
    Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Растровая и векторная графика. Растровые и векторные редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
    Интерфейс графических редакторов – 4 часа
    Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними. Редактирование рисунка. Палитра цветов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования
    Системы компьютерного черчения - 3 часа
    Системы компьютерного черчения. Построение основных чертежных объектов.
    Требования к уровню подготовки уч-ся
    Учащиеся должны:
    - уметь объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
    - уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
    - иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;
    - уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
    Контрольные и практические работы
    Практические работы - 6:
    Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»
    Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»
    Практическая работа № 10 «Сохранения изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора»
    Практическая работа №11 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе»
    Практическая работа  №12 «Рисование в векторном редакторе»
    Практическая работа  № 13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»
    Контрольная работа по теме «Обработка графической информации» - 1
    3. Компьютерные презентации – 9часов
    Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Демонстрация презентации.
    Требования к уровню подготовки уч-ся
    Учащиеся должны:
    - знать понятие презентация,
    - знать термины «интерактивность»  и « средства мультимедиа»;
    - уметь создавать компьютерные презентации на основе шаблонов оформления;
    - уметь создавать анимацию, вставлять графику и звук в презентацию:
    - уметь организовывать переходы между слайдами с помощью гиперссылок и управляющих кнопок.
    Контрольные и практические работы
    Практические работы- 4:
    Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию».
    Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»
    Практическая работа №18 «Разработка  мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
    Практическая работа №19 «Разработка презентации «История развития ВТ» с помощью автопилота».
    Контрольная работа по теме «Компьютерная графика» - 1  
    Повторение - 2 часа


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ч в неделю, 35 ч в год



Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер и программное обеспечение
Контрольные работы
Практические работы
Тест

13

1
7
1

6

7

2

Технология обработки графической информации
Контрольные работы
Практические работы

11

1
7



5

6

3

Компьютерные презентации
Контрольные работы
Практические работы

9
1
4

5

4

4

Повторение


2

1

1

 

Итого

35

17

18

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- назначение и функции операционных систем;
- название и назначение основных частей персонального компьютера;
- способ представления информации в компьютере;
- архитектуру современных компьютеров;
- основные технологии создания, оформления, сохранения графических объектов.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
- предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- пользоваться персональным компьютерным и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой, мультимедийным проектором).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования были использованы рекомендации следующих документов:

  1. стандарт общего образования по «Информатики и ИКТ»;

  2. примерные программы по «Информатике и ИКТ»;

  3. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ».

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 7 классе ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса:

  • Программа по информатике профессора Н.Д. Угриновича.

  • Информатика: учебник  7 класса /.Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  • Компьютерный практикум  Windows-CD Linux-CD.Н.Д.Угринович. – М.,2004

  • Интернет-ресурсы: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ Авторская мастерская  Н.Д. Угриновича, Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ «Клякса.net»: http://klyaksa.net, Методическая копилка учителя информатики : http://www.metod-kopilka.ru

Календарно-тематическое планирование в 7 классе
1 час в неделю, 35 часов за год




Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Контроль

Сроки

Д/З

1 четверть




Глава 1. Компьютер и программное обеспечение (13 часов).





1

Техника безопасно­сти в кабинете. История развития вычисли­тельной техники.

  • Счетное устройство.

  • Техника безопасно­сти работы на компьютере.




Приводить примеры устройств, которые использовал человек для счета.

Осознавать роль компьютера при работе с информацией.

  • Опрос




1.1


2

Центральное устройство компьютера – процессор


  • Процессор, устройство ввода и вывода информации




Называть функции компьютера при работе с информацией.

  • Беседа

  • Практическая работа




1.2.1


3

Устройства ввода информации


  • Устройства ввода информации

Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функ­ции.

  • Беседа

  • Устный опрос




1.2.2


4

Устройства вывода информации


  • Устройства вывода информации

Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функ­ции

  • Беседа

  • Практическая работа




1.2.3


5

Оперативная и долговременная память. Типы ПК.

  • Оперативная память

  • Долговременная память.

  • Типы ПК.

Называть функции компьютера при работе с информацией.

Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функ­ции.

  • Устный опрос

  • Практическая работа




1.2.4


6

Данные и программы

  • Данные как информация

  • Программы обработки данных.

Понимать различие между данными и про­граммами

  • Беседа

  • Устный опрос




1.2.5


7

Файлы и файловая система.

  • Файл

  • имя файла

  • расширение

  • папка

  • Файловые системы

  • полное имя файла.

Понимать принцип хранения информации в виде файлов.

Знать правила составления имени файла.

Знать виды файловых систем.

  • Беседа

  • Практическая работа




1.3

8

Файлы и файловая система.

  • Файл

  • имя файла

  • расширение

  • папка

  • Файловые системы

  • полное имя файла.

Понимать принцип хранения информации в виде файлов.

Знать правила составления имени файла.

Знать виды файловых систем.

  • Практическая работа

  • тест




1.3

2 четверть




9

Программное обеспечение компьютера.

  • Программное обеспечение

  • Операционная система

  • Прикладные программы

  • Система программирова­ния.

Называть группы программ. Понимать функ­ции операционной системы.

  • Устный опрос

  • Практическая работа




1.4(отв. На вопр.)

10

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы



  • Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Называть группы программ.

  • Устный опрос

  • Практическая работа




1.5.1-1.5.3

11

 Графический интерфейс операционных систем и приложений.



  • Интерфейс

  • графический интерфейс

  • управляющие элементы.

Называть основные элементы управления.

Уметь управлять операционной системой по­средством графического интерфейса.

  • Беседа

  • Практическая работа




1.6.1-1.6.2

12

Компьютерные вирусы.  Антивирусные  программы.

  • Виды вирусов.

  • Антивирусные про­граммы.

  • Профилактика.

  • Проверка носителя

Объяснять, что такое вирус. Знать меры про­филактики- защиты от вирусов.

Осозна­вать возможность заражения компьютера ви­русами.

  • Опрос

  • Практическая работа




1.7

13

Контрольная работа № 1 «Компьютер и программное обеспечение».

 




  • Контрольное тестирование
    (тематическ.)




Гл.1

Кодирование и обработка графической информации -11ч




14

Растровая и векторная графика.

  • Компьютерная графика

  • растровая и векторная графика

  • пиксель

  • разрешение графиче­ского примитива.

Приводить примеры использования про­грамм компьютерной графики.

Знать прин­ципы формирования изображения в растро­вом и векторном виде.

  • Беседа

  • Решение задач




2,1

15

Растровые графические ре­дакторы

  • Растровый редактор

  • Инструменты

  • контур,

  • заливка.

  • Графические примитивы.

Применять навыки создания графических изображений в растровом редакторе.

  • Беседа

  • Практическая работа




2.2


16

Редактирование рисунка. Па­литра цветов


  • Палитра цветов

Введение дополнительных цветов в па­литру.

  • Устный опрос




2.3

3 четверть





17

Инструменты рисо­вания и графические прими­тивы.

  • Растровый редактор

  • Инструменты

  • Контур

  • Заливка

  • Графические примитивы.

Применять навыки создания графических изображений в растровом редакторе.

  • Беседа

  • Практическая работа




Гл 2


18

Текстовые инструменты. Гео­метрические преобразования

  • Панель атрибутов текста

Работать с панелью атрибутов текста в рас­тровом и векторном редакторе

Производить геометрические преобразова­ния текста

  • Беседа

  • Устный опрос




2.2.1


19

Векторные графические редакторы.

  • Векторный редактор

  • Графические примитивы.

Применять навыки создания графических изображений в растровом редакторе.

  • Беседа

  • Практическая работа




2.2.2


20

Сохранение графи­ческих файлов в различных форматах.

  • Графический формат

Осознавать возможность сохранения изобра­жения в различных форматах

  • Беседа

  • Практическая работа




2.2.3

21

Системы компьютерного черчения

  • Системы компьютерного черчения

Применять навыки создания основных чертёжных объектов

  • Беседа

  • Практическая работа




2.3.1, 2.3.2

22

Построение основных чертежных объектов

  • Основные чертежные объекты

Применять навыки создания основных чертёжных объектов

  • Беседа

  • Практическая работа




2.4

23

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

  • Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

Применять навыки геометрических построений

  • Беседа

  • Практическая работа




2.4

24

Контрольная работа №2 «Обработка графической информации»







  • Контрольная (тематическ)




Гл.2 (2.1-2.4)

Компьютерные презентации – 9ч.




25

Мультимедийные презента­ции. Дизайн презентации.

  • Презентация, слайд, запуск презентации.

Называть основные информационные объ­екты, которые можно поместить на слайд.

Уметь добавлять слайды в презентацию, раз­мещать на слайде надпись, рисунок

за­пускать презентацию

  • Беседа




2.5.1


26

Компьютерные презентации. Практическая  работа  «Создание простейшей презентации»

  • Презентация, слайд, запуск презентации.

Уметь добавлять слайды в презентацию, раз­мещать на слайде надпись, рисунок

за­пускать презентацию

  • Проверка уме­ний




2.5.2

4 четверть





27

Использования анимации и звука в презентации.

  • Анимация.

  • Добавление звука.

  • Параметры эффектов.

Уметь создавать презентацию, в которой используются анимационные объекты

Настраивать объекты анимации.

  • Беседа

  • Практическая работа




2.5.3

28

Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах

  • Анимация.

  • Добавление звука.

  • Параметры эффектов.

Уметь создавать презентацию, в которой используются анимационные объекты

Настраивать объекты анимации.

  • Проверка уме­ний




2.5.4

29

Демонстрация презентации.

  • Последовательный вывод слайдов

  • Интерактивная презентация




Уметь демонстрировать презентацию в различных режимах


  • Беседа

  • Практическая работа




2.5

30,

31

Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

    • Презентация, слайд, запуск презентации.




Называть основные информационные объ­екты, которые можно поместить на слайд.

Уметь добавлять слайды в презентацию, раз­мещать на слайде надпись, рисунок

за­пускать презентацию.

Уметь демонстрировать презентацию в различных режимах

Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы

  • Проверка уме­ний




2.5

32

Разработка мультимедийной интерактивной презентации «История ВТ»

    • Презентация, слайд, запуск презентации.




  • Проверка уме­ний




Гл.2

33

Контрольная работа № 3 «Компьютерная графика»







  • Контрольная (тематическ)




Гл1, 1.1, 1.2

34

Повторение. Компьютер и программное обеспечение

  • Программное обеспечение

  • Операционная система

  • Прикладные программы

  • Система программирова­ния.

  • Функции компьютера при работе с информацией.

  • Группы устройств, входящие в состав компьютера, и их функ­ции.

Называть группы программ. Понимать функ­ции операционной системы.

Называть функции компьютера при работе с информацией.

Называть группы устройств, входящих в состав компьютера, и их функ­ции


  • Беседа

  • тест




Гл.2, 2.1,2.2

35

Повторение. Кодирование и обработка графической информации

  • растровая и векторная графика

  • пиксель

  • разрешение графиче­ского примитива.

Приводить примеры использования про­грамм компьютерной графики.

Знать прин­ципы формирования изображения в растро­вом и векторном виде.

  • Беседа

  • тест