Главная страница

Методические рекомендации разработка проекта по технологии «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» для учеников 11 класса


Скачать 317.4 Kb.
Название Методические рекомендации разработка проекта по технологии «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» для учеников 11 класса
Дата 11.02.2016
Размер 317.4 Kb.
Тип Методические рекомендации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с.п. "Село Пивань"

Методические рекомендации
разработка проекта

по технологии
«Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

для учеников 11 класса

Разработал: учитель технологии

Мельник Елена Владимировна

2012
Введение


Для выполнения профориентационного проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» програм­мой предусматривается шесть учебных часов.

Занятия носят практический, творческий характер, тип занятий — уроки комплексного применения знаний и умений.

Выполнение проекта начинается со сбора, накопления и переработки информации. Необходимо как можно шире использовать возможности различных источников инфор­мации: журналы, газеты, книги, радио, телевидение, интер­нет-ресурсы.

В течение отведённого времени ученики выполняют про­ект «Мои жизненные планы и профессиональная карье­ра» по уточнению своих профессиональных намерений.

Цель и задачи: организовать деятельность учащихся по формированию умения получать необходимую информацию по профориентации, анализировать её и де­лать обоснованный выбор будущей профессиональной дея­тельности, формировать умения планировать свои действия по достижению намеченной цели.

Дидактические средства обучения: учебник техноло­гии, рабочая тетрадь, информационные и справочные мате­риалы для выполнения проекта; проектные работы учащих­ся прошлых лет; компьютер, Интернет.

Правила выбора профессии

Выбирая профессию, необходимо:

1. Рассмотреть как можно больше профессий. При этом можно ис­пользовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.

Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования.

На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях. Даются краткие толко­вые словари иноязычных названий профессий и специальностей.

Интернет – сайты содержащие информацию о профессиях

Классификатор профессий: http:/www.rabota-enisey.ru/youth/youth-003/youth-003-6

Статья о психологической карте профессий: http://partner.donetsk.dn.ua/news/news_681.html

Азбука профессий и специальностей — описание и учебные учреждения:

http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm

На сайте в алфавитном порядке расположена подробная информация о профессиях и образовательных учреждениях, в которых можно получить эти профессии.

Полный справочник профессий: http://www.acareer.ai/professions/abc__professions.htm

На сайте даны подробные описания и характеристики профессий в алфавитном порядке.

Список групп профессий: http://headhunter.ru


  1. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, па­мять, внимание, мышление, здоровье, самооценку).

Госцентр профориентации и психологической поддержки: http://www/prof.labor.ni/metod/index.html

Выберите ссылку «Ориентация и карта профессий» и пройдите небольшой тест на определение типов и классов подходящих вам профессий. Обратите внимание на то, что в результатах теста все пункты являются ссылками — вы сможете не только узнать, какие типы профессий вам подходят, но и получить подробную информацию об этих профессиях.

Для более четкого представления о личности человека необходимо изучить его внутренний мир.

  1. Определить уровень самооценки.

  2. Изучить профессиональные интересы, склонности, способности.

  3. Определить тип темперамента

  4. Изучить черты характера.

Интернет – сайт содержащий тесты для исследования личности

  1. Психологическая лаборатория Описания психологических тестов, бланки http://vch.narod.ru/file.htm


  2. Психологические тесты и тесты по психологии http://www.psyportal.info/psypage/

  3. http://www.nesterova.ru/abit/abit4.shtml

  4. ТЕСТЫ- http://spravochnikprof.narod.ru/test.html

  5. Психологические тесты Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон.http://www.effecton.ru/index.html

  6. http://www.bitnet.ru/


3.Найдите как можно больше информации о том, какие профессии вос­требованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.

Интернет – сайты содержащие информацию о востребованности профессий

• Работа на JobList:http://www.joblist.ru/mpb/salstat.pl

Статистика зарплат — конкретные вакансии по регионам и другим категориям.

• Центр карьеры в СМИ — описание профессии: http://www.mmcc.ru/sprprof.php

Описание некоторых современных профессий.

• Центр карьеры в СМИ — список вузов:http://www.mmcc.ru/list_vuz.php

Список вузов, в которых можно получить образование в сфере информационных технологий с адресами и сайтами.

• СИБКОНСАЛТИНГ — справочник профессий: http://www.sibconsulting.ru/hr/professions.php

Справочник популярных профессий с предъявляемыми к кандидату требованиями и списком профессиональных обязанностей.



4.Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязатель­но должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным качествам.

Интернет – сайты содержащие информацию о ВУЗах

• Все вузы России:http://abitur.nica.ru/

Справочник вузов России для абитуриентов с несколькими критериями поиска, в том числе по регионам и по профессиям.

• Информационный портал Abituru.Ru: http://www.abituru.ru/index.php?razdel=univers&document=sitelist

• BECOME.RU (среднее профессиональное образование):http://www. become. ru/special_education

Поиск учреждений среднего профессионального образования по профессиям и по алфавиту.

• BECOME.RU (высшее образование):http://www.become.ru/higher_education

Поиск учреждений высшего профессионального образования по профессиям и по алфавиту.

• Всё для поступающих:http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=15/ptu2

Справочник техникумов и колледжей по регионам и направлениям образования.

• Справочник вузов России для поступающих:http://www.edunews.ru/cg i/mainpage.cgi?supdiv==sprav

• Вузы России:http://www.5ballov.ru/universities

Поиск вузов по городам, типам и специальностям.

• Лучшие вузы России:http://www.ht.ru/prof/ratng/ratng03.html

Рейтинг российских вузов.


  1. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.

  2. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из специалистов.

  3. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.

Этапы работы над проектом

I. Исследовательский этап

Шаг 1. Проблема.

Этот шаг является первой ступенью в процессе проектирования. Прежде всего на этом этапе необ­ходимо осуществить поиск проблемной области. В нашем про­екте это профессиональное самоопределение и карьера.

В процессе выполнения проекта ученики совершенству­ют умения самопознания, приобретают такое необходимое качество личности, как самопринятие, развивают способ­ность самопроектирования своей будущей траектории про­фессионального развития. Это очень важно, ведь решение о дальнейшем профессиональном пути определяет жизнен­ные ориентиры человека в целом.
Шаг 2. Осознание проблемной области.
Проблемной областью в проекте является вопрос о выборе профессио­нальной деятельности. Из данной проблемной области мож­но выделить отдельные подпроблемы (см. схему).
Шаг 3. Определение потребности и её формулировка.
Потребностью каждого выпускника средней школы являет­ся осуществление выбора профессии в соответствии со свои­ми интересами и возможностями. Для того чтобы правильно сделать профессиональный выбор, необходимо рассмотреть следующие вопросы:



  • интересы и склонности личности;

  • уровень знаний, способности, здоровье;

  • круг возможных профессий;

  • потребности рынка труда.

Шаг 4. Определение конкретной задачи и её формули­ровка.
В процессе проектирования могут возникнуть затруд­нения, которые ограничивают сферу поиска и конкретизи­руют формулировку задачи.

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивиду­альным личным психофизическим характеристикам.

2. Обучение по профессии должно быть доступным терри­ториально.

3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям.
Шаг 5. Выявление традиций, истории, тенденций.

На этом этапе необходимо выявить, как со временем измени­лись требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью СМИи интернет-ресурсов можно узнать, какие новые специаль­ности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают этим специ­альностям, какие тенденции наметились на рынке труда и образовательных услуг.
Шаг 6. Построение опорной схемы размышлений.

Для дальнейшей работы над проектом необходимо разработать опорную схему размышлений, где обозначить факторы и ус­ловия, которые следует учитывать при решении проблемы выбора профессии (рис. 1).


8. Программа совершенствования и развития


7. Профессиональные планы и перспективы
'




6. Профессиональная проба


5. Определение социально-экономических факторов выбора профессии: пути и условия получения профессионального образования, мате­риальные затраты на обучение и т. д.


4. Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности





3. Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических


2. Анализ сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересами и склонностями







1. Определение профессиональных интересов и склонностей




Рис. 1. Алгоритм выбора профессиональной деятельности

Ориентируясь на этот алгоритм, вы должны проследить, как происходит выбор профессии.

II. Этап выработки проектного решения

Шаг 7. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

На данном шаге необходимо приступить к исследованию пунк­тов опорной схемы размышления. Для определения профес­сиональных интересов и склонностей можно использовать «Опросник профессиональной готовности».

На основании полученных результатов надо выбрать од­ну из сфер профессиональной деятельности (рис. 2).


Человек -техника

Человек - природа


Человек -человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Рис.2 Сферы профессиональной деятельности

Шаг 8. Изучение интересов и склонностей.

Изучите свои интересы и склонности с помощью психодиагностиче­ских методик. Какая из пяти сфер профессиональной дея­тельности в большей мере соответствует вашим результа­там? Укажите её.
Шаг 9. Изучение требований к профессиям.

Позна­комьтесь с требованиями в различных сферах профессио­нальной деятельности. Соотнесите их со своими личными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те ка­чества, которые необходимы специалисту того или иного ти­па профессий. Выберите сферу, которая наиболее вам подхо­дит (человек — техника, человек — природа, человек — чело­век, человек — знаковая система, человек — художественный

образ).
Шаг 10. Профессиональные ограничения.

Изучите ог­раничения по сферам профессиональной деятельности и выберите наиболее предпочтительные для вас типы про­фессий (человек — техника, человек — природа, человек — человек, человек — знаковая система, человек — художест­венный образ).
Шаг 11. Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности.

Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите ту сферу (человек — техника, человек — природа, человек — человек, человек — знаковая система, человек — ху­дожественный образ), которая лучше всего сочетается с па­раметрами, выявленными в шагах 8 и 10.

Знакомство с требованиями профессии к личности мож­но осуществить по следующей схеме.



Шаг 12. Выявление индивидуальных характеристик.

Ознакомьтесь с методиками, которые рекомендованы для выбранной вами сферы профессиональной деятельности, определите и изучите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики.

Соотнесите полученные результаты с требованиями и ог­раничениями к вашей сфере профессиональной деятельно­сти, приведёнными в шагах 9 и 10. Если полученные резуль­таты вас не устраивают, то возвратитесь к шагу 7 и выберите другой вариант.

В итоге вы должны определить одну сферу профессио­нальной деятельности, которая наиболее вам подходит. При этом удобно воспользоваться банком профессий, выбрать из него заинтересовавшую вас специальность, изучить её опи­сание и характеристики.

III. Технологический этап

Шаг 13. Определение путей получения профессии и траектории профессионального выбора.

После осущест­вления выбора будущей специальности рассмотрите пути по­лучения профессии:

  1. профессиональное училище — производство — профес­сиональное среднее и высшее образование — производ­ство;

  1. колледж — производство — вуз;

  2. колледж — вуз — производство;

  3. вуз — производство.

Какой из этих путей вас устраивает больше всего? Укажи­те его.
Шаг 14. Выбор места и формы обучения.

Обучение по каждому из путей может быть платным или бесплатным (оч­ным или заочным). В соответствии с ограничениями, кото­рые установили для себя, выберите вид обучения: платное, бесплатное, очное, заочное, вечернее.

Теперь выберите учебное заведение (одно или несколь­ко), в котором бы хотелось получить знания по своей буду­щей специальности.
Шаг 15. Профессиональная проба.

После определения своей будущей специальности, а также пути её получения не­обходимо провести уточняющую профессиональную пробу, которая является важнейшим этапом в профессиональном самоопределении. Только пройдя профессиональную пробу, можно окончательно убедиться в правильности выбора про­фессии. В случае отрицательного результата следует вернуть­ся к шагу 12 и сделать другой выбор.
Шаг 16. Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры.

Теперь, когда есть уверенность, что выбранная профессия нам полностью подходит, можно составить прог­ноз будущей профессиональной карьеры. Для этого следует разработать индивидуальную программу профессионального самосовершенствования и развития, в соответствии с кото­рой будет строиться профессиональный рост.

Здесь не существует единого пути, поэтому следует рас­сматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

IV. Оценочный этап

Шаг 17. Контроль.

Необходимо вернуться к шагам 4 и 6, сравнить выполненный проект с замыслом. Если есть недо­чёты, следует их устранить.
Шаг 18. Самооценка.

Можно предложить следующую ме­тодику самооценки. Следует вернуться к шагам 2, 4 и 6, про­анализировать их и попытаться самостоятельно дать себе оценку. При этом необходимо выявить, сделано ли то, что за­планировано. Если полученные результаты полностью уст­раивают, то можно утверждать, что идея проекта решена и следует воплощать её в жизнь.
Шаг 19. Оформление проекта.

Желательно выполнить проект в пошаговом оформлении, украсить его рисунками и иллюстрациями. Необходимо отразить все те размышле­ния, которые возникали в ходе выполнения проектной ра­боты.
Шаг 20. Общественная оценка (защита) проекта.

Пре­жде чем приступить к защите, нужно составить предвари­тельный план своего выступления перед аудиторией и тща­тельно продумать всё, что вы будете говорить.

А Задание на дом: оформить пояснительную записку к про­екту, подготовиться к защите проекта.

Основные понятия: планирование профессионально­го роста, профессиональная проба, самооценка проект­ной деятельности.

Презентация результатов проектной деятельности
Цель и задачи: организовать деятельность учащихся по презентации и защите проекта; продолжить формирование умений представить и защитить свой проект, а также оценивать результаты проектной деятельности сво­их товарищей.

Дидактические средства обучения: учебник техноло­гии (1-е изд., с. 213), проектные работы учащихся; компьютер, мультимедиапроектор, демонстрационный экран, пре­зентации проектов учащихся прошлых лет.

Программой базового курса обучения для презентации и защиты проектов учащихся предусматривается один час.

Тип занятия — урок комплексного применения знаний и умений.

На занятии заслушиваются отчёты учащихся о выполне­нии учебного творческого проекта. Если темой проекта большинство учащихся выбрали планирование своего буду­щего обучения и трудоустройства («Мои жизненные планы и профессиональная карьера»), то презентация может вы­литься в полезную дружескую беседу о возможных перспек­тивах дальнейшего обучения или трудоустройства, в обмен информацией об учебных заведениях, их специализации, правилах и сроках приёма и т. д.

Возможно, что кто-то из старшеклассников не захочет делиться своими планами на будущее. Учитель должен с пониманием отнестись и к такой позиции. В данной си­туации можно предложить сделать разработку планирова­ния профессионального обучения и карьеры для условно­го выпускника (младшего брата или сестры, приятеля, со­седа и т. п.).

Главным при оценке проектов такого типа должно стать умение найти нужную информацию, проверить её достовер­ность, использовать полученные сведения — анализировать и выбирать необходимое, умение представить результаты своей работы, используя особенности вербального визуаль­ного восприятия.

Возможность совместного использования различных форм представления информации (текстовой, графической, анимации, видео, аудио) существенно повышает степень её восприятия. По оценкам специалистов, эффективность раз­личных режимов обучения распределяется следующим обра­зом: чтение текстового материала — 10 %; восприятие ин­формации на слух — 20 %; восприятие визуальной информа­ции — 30 %; сочетание визуальной и аудиоинформации — 50 %; обсуждение информации с другими — 70 %; данные, по­лученные на основе собственного опыта, — 80 %; объяснение учебного материала другому — 90 %. Комбинированное воздействие визуальной и аудиовизуальной информации повы­шает её4 усвоение до 65 %.

В этой связи актуально использование для презентации проектной работы технических средств.

При оценке своего проекта, как и проектов одноклассни­ков, ученик должен уметь определить сложность проекта вы­явить положительные и отрицательные стороны, рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении проекта. Критика должна быть конструктивной, т. е. вклю­чать конкретные предложения, указания на то, что и как можно было бы изменить.
Приложение №1

Классификация профессии

Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Кли­мов. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда.

1. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производст­ва, являются гностическими (познавательными). Цель специалистов этих профессий: распознать, выявить, найти, определить и т. д. Профессии это­го класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий:

  • Человек — природа: физиолог, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной продук­ции, лаборант государственной семенной инспекции, лаборант хи­мико-бактериологической лаборатории, сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик молока и т. д.

  • Человек — техника: инженер-механик, инженер-электрик, инже­нер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотр­щик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.

  • Человек — человек: учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор рыбоохраны и т. д.

  • Человек — знаковая система: чертежник, сортировщик почтовых отправлений и произведений печати, корректор и др.

  • Человек — художественный образ: писатель, актер, художник, му­зыкант, антиквар и т. д.




  1. Не все профессии можно отнести к гностическим. Отдельные про­фессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искус­ства: строители, станочники, водители, операторы, скульпторы, художни­ки-оформители и т д.

  2. К изыскательскимотносятся профессии, связанные с поиском наи­лучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, кон­структор, модельер, программист, писатель, ученый, художник и т. д.). Их цель — изобрести, спроектировать, создать что-то новое.

  3. Значительная часть профессий относится к преобразовательным: обработать, переместить, собрать и т. д. (токарь, сборщик часов, фрезеров­щик, резчик и др.)

Можно классифицировать профессии на основании использования различных орудий труда. Это профессии:

— ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т. д.);

  • машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т. д.);

  • с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т. д.);

  • с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер).

Для более четкого и наглядного представления классификацию про­фессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходя­щем порядке.

Классификационные признаки профессий



  1. Нижний ярус объединяет профессии по предмету труда — типы профессий (Ч-П — человек — природа, Ч-Т — человек — техника, Ч-Ч — человек — человек, 4-Х — человек — художественный образ, Ч-З — человек — знаковая система).

  2. Второй ярус группирует профессии по целям труда — классы про­фессий (Г — гностический, П — преобразующий, И — изыскатель­ский).

  3. Третий ярус классифицирует профессии по орудиям труда — отде­лы профессий (Р — ручные, М — машинно-ручные, А — автоматизиро­ванные, Ф — функциональные).

  4. Верхний ярус схемы объединяет профессии по условиям труда —группы профессий (Б — бытовой микроклимат, О — на открытом воздухе, Н — необычные условия, М — моральная ответственность).

Опираясь на схему 22, можно составить формулу любой профес­сии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая — класс, третья — отдел, а четвертая — группу профессии.

Формулу профессии учителя, например, можно записать как ЧПФМ,

где Ч — предмет труда, в данном случае это человек; П — цель труда учителя является преобразующей; Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.); М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.
Интегрированная схема профессий по основным признакам




Способности человека

В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Таблица. Ведущие свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)

Литературные

Творческое воображение и мышление; хорошо развитая речь; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетиче­ских чувств; языковое чутье

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психо­логии человека; умение распределить работу между людьми; умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей; логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления; свойст­ва зрительной памяти, способствующие созданию и сохране­нию ярких образов; развитие эстетических чувств, проявля­ющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упор­ные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способно­стей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениаль­ность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятель­ности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Схема Виды способностей



Приложение №2

Тесты
Тест для определения смысла и цели своей жизни.

В колонках ниже отметьте:

  • Какой из факторов оказывает наибольшее влияние на вас при выборе профессии (в баллах — от 1 до 9)?

  • Кто является для вас профессиональным идеалом (в баллах — от 1 до 9)?



Фактор воздействия

Влияние на выбор профессии

Профессиональный идеал

Родители







Родственники







Учителя







Друзья







Литературные персона­жи, герои кинофильмов, теле- и радиопередач







Кто-то еще








Определение уровня самооценки
Задание 1.

Определите уровень своей самооценки.

На листе бумаги выпишите в два столбца определения черт характера, которые предложены вам ниже, распределив их под рубриками: «Мой идеал» и «Мой антиидеал».

Аккуратность Беспечность Вдумчивость

Вспыльчивость Восприимчивость Гордость

Грубость Жизнерадостность Застенчивость

Заботливость Завистливость Изысканность

Злопамятство Искренность Медлительность

Капризность Легковерие Мстительность

Мечтательность Мнительность Непринужденность

Настойчивость Нежность Несдержанность

Нервозность Нерешительность. Осторожность

Обаяние Обидчивость Подвижность

Отзывчивость Педантичность Поэтичность

Подозрительность Принципиальность Развязность

Презрительность Радушие Самозабвение

Рассудительность Решительность Стыдливость

Сдержанность Сострадание Увлеченность

Терпеливость Трусость Холодность

Упорство Уступчивость Энтузиазм


  • Отметьте знаком «+» те черты характера, которые присущи, на ваш взгляд, вам. После этого количество знаков «+» разделите на количест­во записанных слов в каждом столбце и вычислите коэффициент само­оценки.



  • По таблице определите характер своей самооценки.

Мой идеал

Мой антиидеал

Коэффициент

Самооценка

Коэффициент

Самооценка

0,0-0,3 0,4-0,6 0,7-1,0

Заниженная Нормальная Завышенная

0,0-0,3 0,4-0,6 0,7-1,0

Завышенная

Нормальна

Заниженная

Мой идеал Мой антиидеал

Коэффициент Самооценка Коэффициент Самооценка

0,0-0,3 Заниженная 0,0-0,3 Завышенная

0,4—0,6 Нормальная 0,4—0,6 Нормальна

0,7—1,0 Завышенная 0,7—1,0 Заниженная

Задание 2

. Сравнив результаты определения самооценки с оценкой дру­гих знающих вас людей, определите особенности своего характера.

Задание 3.

Нарисуйте в тетради лестницу (количество ступенек в ней не должно быть меньше 10). На самой верхней ступеньке нарисуйте знак «+», а на нижней — знак «—». Это будет ваша шкала, на которой вы должны схематически нарисовать себя. Обоснуйте ваше решение, пере­числите ваши самые главные достоинства и недостатки.

Дифференциально – диагностический опросник


С помощью этого опросника определяются степень выраженности ваших интересов к разным группам профессии. Таких групп выделено пять в зависимости от объектов, с которыми человек предпочитает иметь дело (природа, техника, люди, знаковые системы, художественные образы.)

Инструкция:

“Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только одну из 2-х возможностей, какой вид деятельности вы предпочтёте?

Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами А,Б, раскрывающими в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений. Для этого в бланке ответов обведите кружком номер выбранного ответа”.

Вопросы:

Чтобы вы выбрали?

1) А) Ухаживать за животными;

Б) Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать);

2) А) Помогать больным людям, лечить их;

Б) Составлять таблицы, схемы программы вычислительных машин;

3) А) Следить за качеством книжных иллюстрации, плакатов, художественных открыток, грампластинок;

Б) Следить за состоянием растений;

4) А) Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу, и т.д.)

Б) Доводить товары до покупателя (рекламировать, продавать)

5) А) Обсуждать научно – популярные книги, статьи.

Б) Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6) А) Выращивать молодняк (животных какой – либо породы)

Б) Тренировать товарищей (для младших) в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7) А) Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

Б) Управлять каким – либо грузовым (подъемным и транспортным) средством: подъёмным краном, трактором, тепловозом.

8) А) Сообщать, разъяснять людям нужные им сведенья (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

Б) Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать подготовке пьес, концертов)

9) А) Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику) жилище.

Б) Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10) А) Лечить животных.

Б) Выполнить вычислительные или расчеты.

11) А) Выводить новые сорта растений.

Б)Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, или одежды, дома, продукты питания и т.д.)

12) А) Разбирать споры, ссоры между людьми, убежать, разъяснять, поощрять, наказать.

Б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13) А) Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности.

Б) Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14) А) Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

Б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах.

15) А) Составлять точные описание, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измерительных объектах и др.

Б) Художественно описывать, изображать события (наблюдать, представлять)

16) А) Делать лабораторные анализы в больнице.

Б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17) А) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

Б) Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18) А) Организовать культпоходы сверстников или младших (в театрах, музей), экскурсии, тур. походы

Б) Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19) А) Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

Б) Заниматься чернением, копировать чертежи, картины.

20) А) Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса и сада.

Б) Работать на клавишных машинах (ищущей машинке, наборной машине)

Обработка данных:

После заполнения бланка ответов подсчитайте число обведённых кружков ответов в каждом вертикальном ряду (таких рядов 5 в соответствии с типами профессии). Это число будет показателем склонности к одному их типов профессии:


П – человек – Природа,

Т – человек – Техника,

Ч – человек – Человек,

З – человек – Знак,

Х – человек – Художественный образ.


Все значения могут быть от 0 до 8 баллов max количество баллов в определенной колонке указывает на преобладающее проявление профессиональных склонностей к данной группе профессии.

При получений одинакового количества баллов (6-7) к двум и более группам профессии можно делать вывод о том , что интересы выражены во всех этих областях.

При получении 4-5 баллов к 3 и более типам профессии можно говорить о том , что ваши интересы широко. Не ярко выражены и ваши профессиональные склонности ваши недостаточно.

Интерпретация результатов :

1. Человек – Природа.

Вас видимо, могут заинтересовать профессии труд в которых направлен на объекты живой природы, животный мир, растения, микроорганизмы.

Человек, выбравшему профессию типа “Человек природа”, необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.

Примеры профессии этого типа:

Агроном, биолог, биохимик, механизатор, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др.

2. Человек – Техника.

Вас видимо, могут заинтересовать профессии связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы.

Человеку, выбравшему профессию типа “Ч – Т”, необходимы физическая и психологическая выносливость, хорошее, зрительное и слуховое воспитание, развитое образное и пространственное мышление, хорошая координация, движения.

Примеры профессии этого типа:

Шофер, токарь, слесарь, инженер – конструктор, киномеханик, инженер – радиотехник, инженер – строитель.

3. Человек – Человек.

Вас видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством людьми, профессии типа “Ч - Ч”

Человеку, выбравшему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность, общительность.

Профессия этого типа требует от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, подготовки к какой – либо области производства, науки, техники, искусства.

Примеры профессии этого типа:

Работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания и др.

4. Человек – Знаковая система.

Вас видимо, могут заинтересовать группы профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.

Человеку выбирающему профессию типа “Ч - З”, необходимы устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению.

Примеры профессии этого типа:

Программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь – машинистка, учебный – теоретик и др.
5. Человек - Художественный образ.

Вас видимо, могут заинтересовать профессии, направление на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специальности, связанные с изображенной, музыкой, литературно – художественной, актерско – сценической деятельностью.

Профессии типа “Ч - Х”, требуют развитого художественного вкуса, воображения, фантазий, эмоциональности, наблюдательности, способностей к художественному творчеству.
Примеры профессии этого типа:

Художник – оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушер, хореограф, маляр, вышивальщица, расписчик, керамик, архитектор, садовод – декоратор и др.

Практические работы,

выполняемые в процессе разработки проекта
1)Определение своих профессиональных интересов методом ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

2)Оценка уровня творческого потенциала (тест).

3)Исследование внимания (тесты Мюнстерберга и тест «Найди различия») и упражнения на улучшение внимания.

4)Оценка памяти (тесты «Объём памяти», «Образная память», «Память и мышление»).

5)Определение уровня словесно-логической памяти и упражнения на тренировку памяти.

6)Определение способности логически мыслить (тест «Логическое мышление» и задание «Определение словесно-логического мышления»).

7)Проверка технического (тест «Проверьте своё техническое мышление») и математического мышлений (методика «Числовые ряды»).

8)Определение типа темперамента и основных черт характера.

9)Определение уровня способности контролировать своё поведение (методика «Уровень субъективного мышления» и тест «Шкала поиска ощущений»).

10)Определение личностных ценностей (методика «12 предложений») и определение эмоциональных состояний (методика «Самооценка эмоциональных состояний»), а также упражнения для поддержки настроения.

11)Определение коммуникабельности (тесты «Любят ли Вас люди», «Коммуникабельны ли Вы»).

Примерные темы проекта

  1. «Мой выбор»

  2. «Проблемы выбора профессий среди абитуриентов»

  3. «Прогноз потребности в специальности»

  4. «Я и моя будущая профессия»

  5. «Мир профессий»

  6. «Моя профессиональная карьера»


Основная литература.


  1. Технология. Профессиональный успех.10-11 классы: учеб. Для обще образоват. Учреждений /(А.В. Гапоненко, С.О. Кропивянская, О.В.Кузина и др.) под ред. С.Н. Чистяковой. -7 –е изд. – М.:Просвящение, 2010.-176.

  2. Технология профессионального успеха: учеб. Для 10 – 11 кл. / [В. п. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.]; под ред. С. Н. Чистяковой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

  4. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.

  5. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

  6. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации /Н.В. Тутубалина – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.

  7. Технология . Учебник для учащихся 9 класса ОУ.-2-е изд. /В.Д.Симоненко. М.: .: «Вентана-Граф», 2006.-272 с.



Дополнительная литература

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

  2. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 329 с.

  4. Йовайша А.А. Проблема профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

  7. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

  8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: Медицина, 1984. – 216 с.

  9. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

  10. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.

  11. Мир профессий. В 6-ти т. – М.: Молодая гвардия, 1985-1988 гг.

  12. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.

  13. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.

  14. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С. Профессиональная ориентация учащихся. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

  15. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

  16. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

  17. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.