|
Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
Дробышева Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания
Лангепасское городское муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5».
Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов ,Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в системе деятельностного подхода. Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Для развития коммуникативных способностей учащихся одной из наиболее приемлемых педагогических образовательных технологий является технология «Дебаты».
Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков.
Педагогическая образовательная технология «Дебаты» базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как координатор этого процесса.
Дебаты способствуют:
-активному включению ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
-организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
-обеспечению диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний;
- формированию научного мышления, они учат навыкам исследования: формировать проблему, анализировать ее с различных точек зрения, аргументировано, четко излагать точку зрения и, наконец, видеть разные подходы к решению проблемы и пытаться внутренне решить ее;
-формированию навыков публичного выступления, нередко именно эта форма позволяет преодолеть многие барьеры, освободиться от комплексов, самоутвердиться, реализовать себя.
-развитию способности формулировать свою точку зрения, свою позицию. Важно, что дебаты учат слушать и слышать иное, учат уважительному отношению к оппоненту, т.е. толерантному отношению к окружающим.
-глубокому осознание учащимися социальных ролей. Данная технология способствует овладению учащимися социальным опытом, что очень важно для выпускника школы.
Использование педагогической образовательная технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социально смелую, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности.
|
|
|