Главная страница

Приложение 5 Технология психокоррекционной работы с агрессивными детьми


Скачать 65.42 Kb.
Название Приложение 5 Технология психокоррекционной работы с агрессивными детьми
Г.И.Невельского
Дата 13.03.2016
Размер 65.42 Kb.
Тип Документы

Приложение 5

Технология психокоррекционной работы с агрессивными детьми

Автор: Панкова Н.В., преподаватель кафедры

педагогики и психологии развития ГИ МГУ им. адм. Г.И.Невельского,

заместитель директора по методической работе КГКУСО СРЦН «Парус надежды

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей из социально-неблагополучных семей. Проблема агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психокоррекционная работа по данной проблеме направлена, прежде всего, на выявление причин агрессивного поведения ребенка, сбор социального анамнеза семейной ситуации  развития.

Прежде всего, следует разводить понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.  Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Конструктивная агрессивность характерна для любого человека как стремление реализовать себя, изменить окружающий мир. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведет к творчеству. При неправильном  воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную (разрушительную), т. к. потенциал агрессии  должен найти свой выход для сохранения психического и физического здоровья.

На  появление агрессии влияет  множество факторов, особенно  стиль воспитания в семье (гипер — и гипо — опека).

Решающие явления в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта     дозволенного, типичные реакции на те, или иные поступки – вот те параметры, которые специалист должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.

Практика реабилитационной работы в условиях ГУ СРЦ «Парус надежды» показывает, что дети из социально – неблагополучных семей менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками. Для них характерно стремление обвинить окружающих, агрессивность, неспособность   конструктивно разрешить конфликт, низкий уровень произвольности.

Агрессивность таких детей объясняется глубокими психологическими причинам. У таких детей не удовлетворены многие  социальные потребности — во взрослом как идеале, в самоутверждении, в неформальном общении, в непосредственном контакте. Часто именно эта неудовлетворенность ведет их к агрессии.

Ранний детский опыт, лишенный позитивного содержания делает личность ребенка уязвимой от окружающих. Поэтому дети  защищают себя с помощью агрессии и враждебности к другим людям. Такими способами ребенок привлекает внимание к себе, своим действиям.

С другой стороны, дети усваивают эталоны агрессивного поведения родителей. Многие имеют реальный опыт насилия, жестокого обращения в семье.

Кроме того, одной из причин проявления агрессивной реакций у детей может быть  и низкий уровень игровых и     коммуникативных        навыков, неудовлетворенность ребенка его социальным статусом в группе сверстников.

Еще одной причиной формирования  агрессивности может быть чувство  тревоги и страха нападения. Особенно характерно это для детей, неоднократно подвергающими физическими нападениями, оскорблениями. Часто неожиданные агрессивные реакции  могут появляться в периоды возрастных кризисов.

Таким образом, агрессивные реакции у ребенка свидетельствуют, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи.

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

- подвижные игры

- спортивные эстафеты

- «минутки радости»

- психогимнастические упражнения

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

- выявление особенностей семейного развития, беседы с родителями

- наблюдение за поведением ребенка

- сюжетно-ролевые игры на взаимодействие

- психотерапевтические техники реконструкции семейных отношений

3. Повышенная тревожность

- арттерапия

- психогимнастика

- пальчиковая гимнастика

- тренинговые упражнения на снижение уровня тревожности

- обучение основам релаксации, саморегуляции

- социально-психологические игры на повышение личной успешности

4. Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)

- препятствовать появлению в группе таких игрушек

- проигрывать и проговаривать сюжеты положительных сказок, книг, реальных ситуаций

- игротерапия

- тренинговые формы на повышения уровня коммуникативной культуры

-перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, рыцарей, богатырей, охотников за сокровищами и т. п.

5. Низкий уровень развития коммуникативных навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния

- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

- обучение приемам саморасслабления

- социально-психологические тренинги

Психокоррекционную работу с агрессивным ребенком необходимо строить во взаимодействии: психолог-воспитатель, родитель — ребенок.

В зависимости от выявленных  психологом причин агрессивных реакций в  коррекционной работе важно:

-изменение негативной установки по отношений к ребенку на  позитивную;

-расширение поведенческого  репертуара ребенка, его     коммуникативных навыков сотрудничества и взаимопомощи;

-развитие в ребенке навыков эмпатии, социальному сочувствию;

- создание «ситуации успеха», развитие позитивной самооценки, уверенности в своих силах;

- обучение конструктивным способам выражения гнева как естественной эмоции;

- развитие умения понимать состояния другого человека;

- обучение ауторелаксации, другим способам снятия напряжения;

-развитие умения выражать свои эмоции в социально одобряемых формах.

Практика работы с агрессивными детьми показывает, что после некоторого периода индивидуальной работы, агрессивных детей необходимо включать в групповые, тренинговые занятия.   В такие формы деятельности целесообразно включать элементы релаксации, психогимнастики, коммуникативных, подвижных игр. В игровой форме (при участии позитивного  взрослого) дети получают опыт конструктивного взаимодействия с окружающими, сотрудничества.

Примерный ход группового занятия:

  1. Упражнение  на выход  агрессии (« мешочек для криков», рвать бумагу, изотерапия).

  2. Психогимнастика (овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер).

  3. Упражнения на эмоциональный контакт, подвижные игры, стоп-активы.

  4. Коммуникативная часть (упражнения на командное взаимодействие, на принятие группового решения, овладение навыками позитивных поведенческих реакций, конструктивного выхода из конфликта)

  5. Окончание занятий (на закрепление положительного эффекта, стабилизации эмоционального состояния с элементами арттерапии).

Для выявления семейных причин агрессивного поведения ребенка до проведения занятия можно провести анкетирование детей и родителей.

Анкета 1.

Определение положения в семье детей и родителей

Для подростков:

  • Меня почти во всем поддерживают.

  • У нас бывают разногласия, даже ссоры.

  • Мне бывает трудно дома.

  • Ко мне проявляют слишком высокие требования в учебе.

  • Меня во всем ограничивают.

  • Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды.

  • Мне дают карманные деньги.

  • У нас дома бывают друзья.

  • Мне бы хотелось иметь больше самостоятельности.

  • Родители заняты только собой.

Варианты ответов: а) практически всегда; б) иногда; в) почти никогда

Для родителей:

  • С каким лицом Вы чаще общаетесь с ребенком?

  • С каким лицом чаще всего общается с Вами ребенок?

  • Каким, по Вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с Вами? (можно в рисунках).

Анкета 2.

Достаточно ли Вы контактны с детьми?

  • Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание?

  • Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?

  • Интересуются ли они Вашей работой?

  • Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

  • Бывают ли они у Вас дома?

  • Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

  • Проверяете ли Вы, как они делают уроки?

  • Есть ли у Вас общие с ними увлечения и занятия?

  • Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

  • Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?

  • Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?

  • Бываете ли Вы вместе на выставках, концертах, в театрах?

  • Обсуждаете ли Вы телевизионные передачи и фильмы?

  • Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в турпоходах?

  • Предпочитаете ли вместе проводить отпуск?

Можно эти вопросы задавать в процессе бесед с ребенком и родителем, что поможет определить стиль детско-родительских отношений, причины агрессивного поведения, актуальные потребности ребенка.

Источник: http://www.parus-nad.ru/