|
Приложение 5 Технология психокоррекционной работы с агрессивными детьми
Приложение 5
Технология психокоррекционной работы с агрессивными детьми
Автор: Панкова Н.В., преподаватель кафедры
педагогики и психологии развития ГИ МГУ им. адм. Г.И.Невельского,
заместитель директора по методической работе КГКУСО СРЦН «Парус надежды
Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей из социально-неблагополучных семей. Проблема агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психокоррекционная работа по данной проблеме направлена, прежде всего, на выявление причин агрессивного поведения ребенка, сбор социального анамнеза семейной ситуации развития.
Прежде всего, следует разводить понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Конструктивная агрессивность характерна для любого человека как стремление реализовать себя, изменить окружающий мир. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведет к творчеству. При неправильном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную (разрушительную), т. к. потенциал агрессии должен найти свой выход для сохранения психического и физического здоровья.
На появление агрессии влияет множество факторов, особенно стиль воспитания в семье (гипер — и гипо — опека).
Решающие явления в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта дозволенного, типичные реакции на те, или иные поступки – вот те параметры, которые специалист должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.
Практика реабилитационной работы в условиях ГУ СРЦ «Парус надежды» показывает, что дети из социально – неблагополучных семей менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками. Для них характерно стремление обвинить окружающих, агрессивность, неспособность конструктивно разрешить конфликт, низкий уровень произвольности.
Агрессивность таких детей объясняется глубокими психологическими причинам. У таких детей не удовлетворены многие социальные потребности — во взрослом как идеале, в самоутверждении, в неформальном общении, в непосредственном контакте. Часто именно эта неудовлетворенность ведет их к агрессии.
Ранний детский опыт, лишенный позитивного содержания делает личность ребенка уязвимой от окружающих. Поэтому дети защищают себя с помощью агрессии и враждебности к другим людям. Такими способами ребенок привлекает внимание к себе, своим действиям.
С другой стороны, дети усваивают эталоны агрессивного поведения родителей. Многие имеют реальный опыт насилия, жестокого обращения в семье.
Кроме того, одной из причин проявления агрессивной реакций у детей может быть и низкий уровень игровых и коммуникативных навыков, неудовлетворенность ребенка его социальным статусом в группе сверстников.
Еще одной причиной формирования агрессивности может быть чувство тревоги и страха нападения. Особенно характерно это для детей, неоднократно подвергающими физическими нападениями, оскорблениями. Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в периоды возрастных кризисов.
Таким образом, агрессивные реакции у ребенка свидетельствуют, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Причина
|
Методы коррекции
|
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки
|
- подвижные игры
- спортивные эстафеты
- «минутки радости»
- психогимнастические упражнения
|
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии
|
- выявление особенностей семейного развития, беседы с родителями
- наблюдение за поведением ребенка
- сюжетно-ролевые игры на взаимодействие
- психотерапевтические техники реконструкции семейных отношений
|
3. Повышенная тревожность
|
- арттерапия
- психогимнастика
- пальчиковая гимнастика
- тренинговые упражнения на снижение уровня тревожности
- обучение основам релаксации, саморегуляции
- социально-психологические игры на повышение личной успешности
|
4. Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)
|
- препятствовать появлению в группе таких игрушек
- проигрывать и проговаривать сюжеты положительных сказок, книг, реальных ситуаций
- игротерапия
- тренинговые формы на повышения уровня коммуникативной культуры
-перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, рыцарей, богатырей, охотников за сокровищами и т. п.
|
5. Низкий уровень развития коммуникативных навыков
|
- подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния
- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение
- обучение приемам саморасслабления
- социально-психологические тренинги
|
Психокоррекционную работу с агрессивным ребенком необходимо строить во взаимодействии: психолог-воспитатель, родитель — ребенок.
В зависимости от выявленных психологом причин агрессивных реакций в коррекционной работе важно:
-изменение негативной установки по отношений к ребенку на позитивную;
-расширение поведенческого репертуара ребенка, его коммуникативных навыков сотрудничества и взаимопомощи;
-развитие в ребенке навыков эмпатии, социальному сочувствию;
- создание «ситуации успеха», развитие позитивной самооценки, уверенности в своих силах;
- обучение конструктивным способам выражения гнева как естественной эмоции;
- развитие умения понимать состояния другого человека;
- обучение ауторелаксации, другим способам снятия напряжения;
-развитие умения выражать свои эмоции в социально одобряемых формах.
Практика работы с агрессивными детьми показывает, что после некоторого периода индивидуальной работы, агрессивных детей необходимо включать в групповые, тренинговые занятия. В такие формы деятельности целесообразно включать элементы релаксации, психогимнастики, коммуникативных, подвижных игр. В игровой форме (при участии позитивного взрослого) дети получают опыт конструктивного взаимодействия с окружающими, сотрудничества.
Примерный ход группового занятия:
Упражнение на выход агрессии (« мешочек для криков», рвать бумагу, изотерапия).
Психогимнастика (овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер).
Упражнения на эмоциональный контакт, подвижные игры, стоп-активы.
-
Коммуникативная часть (упражнения на командное взаимодействие, на принятие группового решения, овладение навыками позитивных поведенческих реакций, конструктивного выхода из конфликта)
Окончание занятий (на закрепление положительного эффекта, стабилизации эмоционального состояния с элементами арттерапии).
Для выявления семейных причин агрессивного поведения ребенка до проведения занятия можно провести анкетирование детей и родителей.
Анкета 1.
Определение положения в семье детей и родителей
Для подростков:
Меня почти во всем поддерживают.
У нас бывают разногласия, даже ссоры.
Мне бывает трудно дома.
Ко мне проявляют слишком высокие требования в учебе.
Меня во всем ограничивают.
Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды.
Мне дают карманные деньги.
У нас дома бывают друзья.
Мне бы хотелось иметь больше самостоятельности.
Родители заняты только собой.
Варианты ответов: а) практически всегда; б) иногда; в) почти никогда
Для родителей:
С каким лицом Вы чаще общаетесь с ребенком?
С каким лицом чаще всего общается с Вами ребенок?
Каким, по Вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с Вами? (можно в рисунках).
Анкета 2.
Достаточно ли Вы контактны с детьми?
Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание?
Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
Интересуются ли они Вашей работой?
Знаете ли Вы друзей Ваших детей?
Бывают ли они у Вас дома?
Участвуют ли Ваши дети вместе с Вами в хозяйственных делах?
Проверяете ли Вы, как они делают уроки?
Есть ли у Вас общие с ними увлечения и занятия?
Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время детских праздников?
Обсуждаете ли Вы прочитанные книги?
Бываете ли Вы вместе на выставках, концертах, в театрах?
Обсуждаете ли Вы телевизионные передачи и фильмы?
Участвуете ли Вы вместе с детьми в прогулках, в турпоходах?
Предпочитаете ли вместе проводить отпуск?
Можно эти вопросы задавать в процессе бесед с ребенком и родителем, что поможет определить стиль детско-родительских отношений, причины агрессивного поведения, актуальные потребности ребенка.
Источник: http://www.parus-nad.ru/
|
|
|