|
Адресат: 9 класс
Уровень: углубленный гуманитарный
Место в курсе: после изучения §§ 22-23 учебника «История: Мир в новое время 1640-1870» под редакцией А.Я. Юдовской, СПб, 1996 и § 3 учебника П.Н. Зырянова «История России XIX век»
Учащиеся к данному уроку изучили основные события новой истории к началу XIX века, эпоху великой французской революции, консульства и империи Наполеона I, познакомились с базовой исторической литературой по данному вопросу.
Учащиеся владеют технологией игры «Дебаты» и её применением в учебном процессе.
Цели урока:
I.Обучающие.
1) Доказать, что именно войны подточили наполеоновскую империю и сделали её гибель неизбежной.
2) Ответить на вопрос: каким героем в истории Франции и Европы был Наполеон.
Развивающие.
1) Умение анализировать, обобщать и сравнивать, давать оценку историческим фактам, событиям и процессам.
2) Сравнивать различные позиции, уметь делать выводы, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать определенную позицию с помощью аргументов.
Воспитательные.
1) Воспитывать у учащихся интерес к книге, истории.
2) Научить уважению к другим мнениям, суждениям.
Тип урока: урок-дискуссия с использованием инновационной технологии «Дебаты»
Литература к уроку:
Езерская И. "Собирался ли Наполеон отменить крепостное право в России"// Родина 1992, № 6-7
-
Казаков Н.И. "Наполеон глазами его современников"// Новая и новейшая история, 1970, № 5
Неуважны Анджей "Вторая Польская война"//Родина 1992, № 6-7
Сироткин В.Г. "Официальная военно-политическая публицистика Франции в 1804-1815 гг.// Бессмертная эпопея М. 1988
Тарле Е.В. Наполеон. М. 1974
Основные понятия:
консульство, империя, Гражданский кодекс, завоевательные войны, континентальная блокада.
Оборудование урока:
1. Настенная карта «Европа 1799-1815»
2. Секундомер
3.Карточки для хронометриста (тайм-кипера)
Подготовительный этап (Мотивационный модуль)
Подготовку к игре целесообразно начать за 2 недели до её проведения. Учитель знакомит учащихся с темой дебатов и заранее акцентирует внимание на том, что участие в игре потребует знаний о внутренней и внешней политике Франции в конце XVIII – начале XIX вв., международных отношений в Европе в этот период, личности и судьбе Наполеона Бонапарта.
Учащиеся разбиваются на 2 команды (группы), каждой из которых предстоит защищать и – соответственно критиковать Наполеона и его политику.
Оптимальное количество учащихся в каждой группе – от 10 до 15 человек.
Вполне допустима разбивка на команды по желанию самих учащихся, но при этом учитель должен обратить внимание на то, чтобы сложились коллективы с примерно равными интеллектуальными возможностями. После определения состава им предлагается подготовить материалы и поддержки за утверждающую и отрицающую стороны. В качестве источников предлагается учебная и специальная литература.
Через неделю:
Учитель проводит установочную улучшенную лекцию, длительностью 25 – 30 минут с целью:
1) Обобщить знания учащихся в этой области
2) Описать возможные взгляды и точки зрения на пути разрешения рассматриваемой проблемы.
3) Наметить игровое поле, поставив вопросы для дискуссии:
В чем отличие роли Наполеона для Франции и для всей Европы.
Чьи интересы защищал Наполеон?
В чьих интересах проводится политика укрепления финансовой системы в стране.
Какое значение для экономического и социального развития Франции имели законы о собственности?
В каких странах был введен Гражданский кодекс, «жил ли он вечно»
Какие буржуазные реформы проводились в завоеванных странах.
В каких странах Европы Наполеону было оказано серьезное сопротивление и почему?
Было ли недовольство в европейских странах политикой Наполеона и почему?
Чем монархия Наполеона отличалась от монархии Бурбонов?
Существовала ли в Европе единая цивилизация?
На каких стадиях экономического развития находились государства Европы?
Кто выступил основными противниками Наполеона в странах Европе?
Кем был Наполеон больше: политиком или генералом?
II. Ход игры:
В игре участвуют 2 стороны: утверждение (У) и отрицание (О), в каждой команде 3 спикера (всего 6 человек до урока избираются по жребию из двух команд класса, тянут жребий относительно стороны (утверждения или отрицания), получают 5 минут для консультаций внутри команд и распределения ролей).
5 учащихся назначаются в судейство и заполняют судейский протокол.
1 учащийся – тайм-кипер (хронометрист)
Остальные получают задание: письменно по ходу игры ответить на вопросы:
Какая команда была лучшей и почему?
Какой спикер в каждой из команд был лучшим и почему?
Какие вопросы вам понравились больше всего и почему?
Укажите основные области столкновения и обоснуйте своё решение.
Учитель оценивает эти письменные работы учащихся на предмет умения анализировать.
|
|
|