|
Регламент выступлений
У1 – 4 минуты (представляет команду, выдвигает свой кейс)
О3 У1 2 минуты – перекрестные вопросы (цели – принизить значение аргументов оппонентов)
О1 – 4 минуты (опровержение кейса утверждения и выдвижение собственного)
У3 О1 - 2 минуты
У2 - 4 минуты (опровергает аргументы оппонентов, восстанавливает собственную линию)
О1 У2 2 минуты (вопросы)
О2 – 4 минуты (см. У2)
У1 О2 – вопросы – 2 минуты
У3 – 4 минуты (выделяет наиболее важные вопросы, по которым происходило столкновение, доказывает, почему свои аргументы более убедительны)
О3 – 4 минуты (см. У3)
Пример утверждающего и отрицающего кейса.
I аспект – социально-политический
1) Наполеон разрушил старый порядок во Франции и Европе сделал это насильственно, неестественным путем – он вскоре восстановился.
2) Отмена феодально-социальных отношений к власти пришли лавочники, торговцы и выскочки.
3) Отмена монархических политических институтов были им же восстановлены.
II аспект – экономический
1) Отмена феодально-земельных отношений новые отношения не принесли облегчение простому народу.
2) Нёс в Европу капитализм сделал это на штыках, вызвав отторжение.
III аспект – цивилизационный.
1) Франция и Европа – единая цивилизация, врагами не были было много различий экономике, политике. культуре – говорить об этом рано.
2) Французы вышли вперед и «подтянули» остальные государства многие государства были отсталыми (Россия, Испания) вызвало противодействия.
Время проведения игры приблизительно 40 минут. После финальной речи О3 учитель объявляет урок законченным, судьи получают 4 -5 минут для вынесения решения. В это время учитель предлагает учащимся-зрителям выступить с конструктивной речью, продолжительностью 1-1.5 минуты каждая на тему: «Что можно принять в аргументах наших оппонентов и от чего мы можем отказаться в собственном кейсе»
Результат игры: определяется команда-победитель, которая отстаивала не «верную» позицию, а привела более убедительные аргументы. Определяются лучшие спикеры в каждой из команд. На следующем уроке подводятся итоги конкурсов: «Лучший вопрос», «Приз зрительских симпатий», «Лучший судья».
Критерии оценки: оценки за урок получают все, кроме тайм-кипера (оценка после урока на основе усвоенного материала)
Участники игры – за качество выступления и убедительность
Судьи – за качество судейства, объективность, умение оценивать выступление другого, выявлять плюсы и минусы
Победители конкурсов
Зрители – за их письменные работы
Заключительная речь учителя: попытка подвести учащихся к консенсусу, призвать к учёту мнения оппонентов, напомнить, что цель «Дебатов» – не игра ради игры, а ещё один шаг к познанию истины.
После уроков учитель проводит детальный разбор игры со спикерами, указывает на ошибки, даёт практические рекомендации на следующие игры. Происходит рефлексия и оценка дебатов. Дебатёры могут заново «войти» в ход раунда, чтобы предложить новые идеи и новые стратегии. Они могут также отойти от темы и обсудить новые вопросы, возникшие в ходе дебатов относительно рассматриваемой проблемы.
На этой стадии принимают участие не только участники, но и все желающие.
Учащимся предлагается написать сочинение - эссе, утверждая позицию, которую они действительно занимают по данному вопросу, используя аргументы, возникшие в ходе дебатов.
Приложение № 12
Тема урока: “English – the Language of the World”
Цели урока:
Учебные:
познакомить обучающихся с особой формой дискуссии – дебатами;
расширить знания обучающихся о языках;
Развивающие:
развивать навыки диалогической речи;
развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.
Воспитывающие:
способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.
Ход урока
1. Warm-up Discussion
T: Dear boys and girls! Our lesson today is devoted as usually to the English language but we’ll not only speak English, we’ll speak about English. The subject is English – the Language of the World. Some people say it’s so, but another people disagree with this statement. Today we’ll have a debate-lesson. I welcome you here this morning to discuss this interesting theme. How about you? Do you agree with this statement?
2. Main part. Debate Procedure.
Time-Keeper: So let me open the debate. The motion is English – the Language of the World. It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4 minutes.
1. Proposer 1
Good afternoon, Honorable Jury, Time-Keeper. Good morning, dear colleagues.
Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.
English is really a language that came from nowhere to conquer the world. It’s the language of the planet, the first truly global language. 750 million people all over the world use English. This shows that English is the Language of the World. Our team presents the points for the motion of the debate.
We’d like to begin with the world map. Some parts of it are painted in the same colors. These countries are the UK, the USA, Canada, Australia and New Zealand. They once were British colonies and the English brought their language and culture there. Now English is the mother tongue or a first language and the official language in these countries. But we see that English is also spoken in many other countries as well. Once they also were British colonies and nowadays they are members of the British Commonwealth .These are such countries as India, Afghanistan, Pakistan, some countries in Africa and South America.
Our first argument for the motion is that we can call English a mother tongue or a first language and an official language.
Our second argument is that English is an international language too. It is used as a mean to solve different world problems and is the official language of many international organizations such as The United Nations. It is the language of sports: the official language of the Olympics. English is also used at music festivals or some other international meetings.
Our third point is that English is a widespread language. To use English as an international language people have to learn it in many countries, in Russia, China, Japan and a lot of others. They learn it at schools, colleges, universities or language courses. They also learn it for their future career, for traveling and for other reasons.
Time-Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?
Opposer 3: Yes, I’d like to take time-out for 2 minutes.
Time-Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.
2. Opposer 3
The speaker stated in his speech that English is the mother tongue or a first language, the official, an international and a widespread language. But would the speaker answer some questions?
Can you name figures that show the number of world population speaking English?
Do you know how many people speak Chinese? What can you say about the fact that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth?
Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1 answers).
Time-Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.
3. Opposer 1
Good morning, Honourable Jury, Time-Keeper and dear colleagues!
I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.
We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate.
Firstly, as my honourable friend P1 has said “We can call English a mother tongue or a first language and an official language”. But how about the other languages of the world? We also can call them the native tongues for some people, the first languages or the official languages for some other people. There are only twenty-two countries in the world where English is the official language but there are so many countries where people do not use English. We know that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth. It is spoken by most of the approximately 1.2 billion peoples of China.
The second argument doesn’t seem to be convincing either. The speaker has said that ”English is used as a mean to solve different world problems and it is the official language of many international festivals and meetings”. But how about that fact that the language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees) and the language of music (opera) is Italian?
The third argument is not quite true. We know that English is one of the most widespread languages on earth, but second after Chinese. People of many countries such as Russia, China, Japan and a lot of others learn German, French, Spain, Italian and also Chinese together with English at schools, colleges, universities or language courses. These languages are as popular as English and we can also call them the international languages.
Time-Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.
Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.
4. Proposer 3
The speaker tried to change our minds saying …
But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)
Opposer 1 answers them.
Далее дебаты продолжались в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся хорошо знают правила, роли и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные линии столкновения.
3. Conclusion. Homework
Приложение№ 13
Разработка урока в 11 классе
при изучении темы «Применение ядерной энергии, получение и применение радиоактивных изотопов»
с применением технологии "Дебаты"
При изучении в курсе физики в 11 классе раздела «Физика атомного ядра» темы «Применение ядерной энергии. Получение и применение радиоактивных изотопов» в результате проведенной эвристической беседы выяснилось, что учащиеся плохо представляют не только опасность, которую представляет ядерная энергетика, но и несомненную пользу, которую приносит эта отрасль для развития человечества.
Так как данная тема необычайно актуальна в наши дни, было решено провести дебаты.
В качестве темы дебатов была взято следующее достаточно спорное утверждение: «Открытие управляемых ядерных реакций самое большое зло в истории человечества»
Триединая цель проводимых дебатов:
A. Образовательный аспект
1. Формирование и развитие СЗУН . К ним относятся :
- формирование понятия «Ядерная энергетика»
- формирование и накопление знаний в области применении управляемых ядерных реакций
- развитие представления о многообразии областей применения управляемых ядерных реакций
- умение работать со специальной литературой, справочной литературой, ИНТЕРНЕТОМ и периодикой .
2. Формирование и развитие общеучебных ЗУН:
3. Формирование научного мировоззрения на фоне решения образовательных задач.
B. Развивающий аспект:
1. Развитие речи при подготовке выступления
2. Развитие умения выделять проблему и предлагать пути ее решения. Развитие мышления при работе со специальной литературой: развитие умения сравнивать, анализировать и синтезировать полученные данные. Развитие умения доказывать и опровергать различные теории и тезисы при выступлении .
3. Развитие двигательных систем: умение управлять своими двигательными действиями при выступлении перед аудиторией
4. Развитие эмоциональной сферы: развитие умения дискутировать, придерживаясь ровного эмоционального тона, развитие умения создавать положительный эмоциональный настрой при выступлении перед аудиторией.
C. Воспитывающий аспект:
1. Воспитание толерантности.
2. Воспитание и развитие самооценки.
3. Воспитание усидчивости, пунктуальности, организованности.
4. Воспитание уважительного отношения к мнению окружающих.
5. Воспитание уважительного отношения к разработкам отечественных ученых.
6. Воспитание патриотизма.
На подготовку учащихся к дебатам была отведена неделя, за которую учащиеся должны были подобрать материал по теме дебатов. В качестве источников информации при подготовке команд были использованы:
- данные из Интернета;
- материал учебника;
- периодическая печать;
- энциклопедии по физике.
Перед проведением урока-дебатов класс был разбит на две группы – одна поддерживала тему-утверждение, вторая выступала оппонентом. От каждой команды был выбран ритор – человек, который выступал от имени команды первым.
Проведение урока.
На доске выписывается тема дебатов.
Тема дебатов: Открытие управляемых ядерных реакций самое большое зло в истории человечества
Вступительное слово ведущего: Здравствуйте! Сегодня для обсуждения вашему вниманию предлагается тема: «Открытие управляемых ядерных реакций самое большое зло в истории человечества .»
Сегодня в наших дебатах принимают участие две команды, одна из которых целиком и полностью поддерживает утверждение, взятое в качестве основной темы (представить команду и ритора), а вторая команда выступает оппонентом в дискуссии (представить команду и ритора).
Регламент выступления в дебатах:
Ритор – 5 минут
Члены команды – 2 минуты.
Выступающие могут просить об увеличении регламента.
Прежде, чем приступить к обсуждению данной темы необходимо вспомнить хронологию событий, предшествующих открытию управляемых ядерных реакций.
«Впервые в истории человечества искусственное превращение ядер было осуществлено Резерфордом в 1919 году. В 1932 году произошло важнейшее для всей ядерной физики событие: учеником Резерфорда, английским физиком Д.Чедвиком был открыт нейтрон.
Первая ядерная реакция – 1932 год – расщепление лития на две альфа-частицы. Ядра геля разлетаются в разные стороны по одной прямой в соответствии с законом сохранения импульса.
В 1938 году немецкие ученые Ган и Штрассман обнаружили, что при облучении урана нейтронами образуются элементы из середины периодической системы – барий и лантан. Объяснение этого явления было дано немецкими учеными О.Фришем и Лизой Мейтнер. Они предположили, что захватившее нейтрон ядро урана делится примерно на две равные части, получившие название осколков деления. Дальнейшие исследования показали, что деление может происходить разными путями. Всего образуется около 80 различных осколков, причем наиболее вероятным является деление на осколки, массы которых относятся как 2:3.
Нейтроны обладают огромной проникающей способностью. Энрико Ферми обнаружил, что ядерные превращения вызываются не только быстрыми, но и медленными нейтронами.
Спонтанное деление ядер урана было открыто Флеровым и Петржаком в 1940 году. Период полураспада для спонтанного деления 1016 лет, что в два миллиона раз больше периода полураспада при альфа-распаде.»
Перед началом дебатов необходимо определить основные понятия, которыми мы сегодня будем оперировать
Основные понятия:
Ядерные реакции – изменения атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.
Тяжелые ядра – ядра элементов из конца периодической системы Менделеева.
Ядерная цепная реакция – реакция, в которой частицы, вызывающие ее (нейтроны) образуются как продукты этой реакции.
Ядерный реактор – устройство, в котором осуществляется управляемая реакция деления ядер.
Критическая масса – наименьшая масса делящегося вещества, при которой может протекать цепная ядерная реакция.
Термоядерные реакции – это реакции слияния легких ядер при очень высокой температуре.
Изотопы – химические вещества с одним порядковым номером (числом протонов), но разной атомной массой (и числом нейтронов).
Трансурановые элементы – элементы, находящиеся в таблице Менделеева после урана.
Живое – все, что имеет клеточную основу, способно к воспроизводству вида.
Первым слово предоставляется ритору команды, поддерживающей тезис, выдвинутый в качестве темы дебатов.
(Выступление ритора).
Предоставляется слово каждому члену команды.
По ходу выступления доска делится на две части и выписываются приводимые аргументы обеих команд.
Слово предоставляется команде-оппоненту.
(Выступление ритора)
Предоставляется слово каждому члену команды.
Команда-оппонент должна опровергнуть аргументы выступавшей до них команды и привести собственные аргументы.
Аргументы, приводимые членами обеих команд (по двум классам)
За
Против
Вред, приносимый окружающей среде в результате работы атомных реакторов
Воздействие радиации на человека в результате проводимых медицинских исследований
Появление трансгенных продуктов, выведенных при помощи радиации.
Создание ядерного оружия, приведшее к большому количеству человеческих жертв.
Влияние радиации на наследственность.
Отставание в развитии средств защиты от радиации.
Проблема утилизации радиоактивных отходов.
Огромное влияние человеческого фактора на безопасность большого количества людей.
1. Более экологически безопасный вид энергии, чем тепловые ЭС.
2. Возможность проводить исследования, недоступные при использовании других методов.
3. Увеличение урожайности, что особо актуально во многих районах земного шара.
4. Появление оружия сдерживания.
5. Выведение новых видов.
6. Появление новых разработок в области, занимающейся средствами защиты.
7. Появление новых разработок для хранения и утилизации отходов.
8. Человеческий фактор играет огромную роль в любых отраслях науки и техники. Снижение влияния человеческого фактора (полная автоматизация некоторых процессов).
Перед подведением итогов всем присутствующим была предложена анкета:
Оценить по трехбалльной шкале факторы, влияющие на безопасность применения ядерных реакций.
Развитие науки и техники.
Финансирование научных исследований в области ядерной физики.
Качество подготовки специалистов для этой отрасли в высших учебных заведениях.
Усиление контроля за безопасностью проведения любых работ, связанных с ядерными реакциями.
Человеческий фактор.
По окончании всех выступлений необходимо подвести итоги:
- зачитать выписанные на доске аргументы обеих команд;
- подвести итог всем высказываниям.
- Особое внимание уделить человеческому фактору.
Принципы технологии «Дебаты»
Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся.
В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития
способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель
выступает как руководитель этого процесса.
Данная технология предполагает:
— активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней
мотивации;
— организацию совместной деятельности, партнёрских отношений
обучающих и обучаемых;
— обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения
новых знаний. Целевые функции и возможности дебатов очень широки и
позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие.
Социализирующие — приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику,
отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность
работать в команде.
Воспитательные — дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы.
Развивающие — дебаты развивают логику, критическое мышление,
умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.
Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока
и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах
урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Содержание и правила дебатов
Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой
особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте.
Основное назначение дебатов — обучение приёмам дискуссии,
развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных
навыков, поиск истины и достижение консенсуса.
В дебатах участвуют две команды из трёх человек — спикеров.
Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая
(отрицающая) — его опровергает. Первый спикер утверждающей
команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны.
Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные
обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов
неверна.
В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.
Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.
Тайм-кипер — это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает.
Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от
его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон.
Рекомендации для учителя:
Методика проведения обсуждения
1. При подготовке дискуссии ведущему (учителю) следует спланировать общий ход беседы. Он также должен сообщить участникам тему планирующейся дискуссии.
2. Открывая дискуссию, учитель (или другой специально подготовленный человек) рассказывает о ее теме и представляет план проведения обсуждения. Это вступительное слово не должно превышать 3–5 минут.
3. Ведущий следит за регламентом и ограничивает выступления участников 3–5 минутами (5 минут на первое выступление, 3 минуты на каждое последующее). Он старается вовлечь в дискуссию как можно большее количество участников, предоставляя им слово. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По ходу дискуссии ведущий выносит на обсуждение последующие пункты повестки дня и подводит итоги по каждому пункту.
5. По окончании обсуждения ведущий подводит итог всему сказанному (или предоставляет такую возможность одному из участников), анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу. Подводя итоги, можно использовать таблицу, составленную во время дискуссии, начертив ее на большом листе бумаги или увеличив с помощью проектора.
Критерии оценки проведенного обсуждения
Содержательные
|
Процедурные и ценностные
|
1. Установление и идентификация проблем
|
1. Обеспечение откликов и реакция на заявления участников
|
2. Использование базовых знаний
|
2. Соответствие открыто и справедливо принятым правилам
|
3. Установление фактов и определений, отделение фактов от мнений (аргументированность)
|
3. Толерантность участников, отсутствие проявления враждебности и личностных нападок
|
4. Логичность и использование причинно-следственных связей.
|
4. Приглашение других лиц для участия в обсуждении (представителей разных групп, позиций, социальных слоев)
|
5. Поддержка утверждений объяснением, причинами (иллюстрация мыслей)
|
5. Признание ценности общего взаимодействия и сотрудничества при решении конфликтов
|
6. Подведение итогов по пунктам согласия и разногласиям
|
6. Вовлечение максимального числа участников в обсуждение
|
7. Разнообразие использованных аргументов и позиций по обсуждаемому вопросу
|
7. Соблюдение временных рамок как в обсуждении в целом, так и в выступлениях участников в частности
|
Рекомендации для студентов:
– Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Ищете информацию, которую могли бы использовать в вашей аргументации во время последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что вы ищете информацию.
– Избегайте запугивания оппонента. Во время дебатов вы не имеете права обстреливать оппонента колкими вопросами без предоставления ему времени на ответ. Вежливо задавайте вопросы, на которые вы хотите получить ответ, и так же вежливо ждите ответа. Если ответа не последует, возможно, ваш оппонент не понял вопроса. Задайте его еще раз. Если после трех попыток вы так и не получите необходимой вам информации, переходите к следующим вопросам. Уклонение от агрессивного поведения способствует хорошим дебатам.
– Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает вам формулировать ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает, что вы спокойны, организованны, вежливы и напористы. Не нужно быть чрезмерно агрессивным, задавая свои вопросы. Это вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, вы задаете хороший вопрос, ждете хороший ответ и двигаетесь дальше, получив нужную информацию.
– Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет использовано более плодотворно, если вы сначала разработаете план. Вы можете задавать вопросы, начав с разъяснения кейса другой команды, спрашивать о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда вы выяснили это, можно перейти к выявлению пробелов в кейсе или к тактике, вынуждающей другую команду связать себя каким-либо утверждением.
– Закрытые вопросы. Открытые вопросы требуют объяснения или высказывания своего мнения. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого, нужно просто ставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да» или «нет»
– Привыкайте использовать в своих конструктивных выступлениях ту информацию, которую вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении вы должны сообщить арбитрам, что этот пробел является гибельным для всего кейса.
|
|
|