|
Приёмы работы над ошибками
Приёмы работы над ошибками
(из опыта работы)
Подготовила: учитель начальных классов, учитель 1 квалификационной категории
Белкова Наталья Владимировна
Одним из приемов повышения грамотности является развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.
Работа начинается с проверки тетрадей. У большинства детей неверно написанную букву не исправляем , а только зачеркиваем. У более сильных ребят подчеркиваем все слово с ошибками.
Цель: заставить учащихся вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых исправляются лишь трудные орфограммы. Чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне. Положительный результат в работе над безударной гласной дают такие приемы:
1.проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.
2.письмо по памяти (стихотворения, прозы)
Летят перелетные птицы,
Ушедшие лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.
Дети находят орфограмму, проверяют её, пишут и сверяют с текстом. Взаимопроверка с соседом.
3. Выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной.
4. Работа с текстом (выбор глаголов с безударной гласной в корне)
В белый цвет выкрасил мороз леса.
На деревьях лежат следы птиц.
5. Выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласнаяЮ запись их, проверка: цветочница, гладилка.
6. Игра « Кто больше?» ( кто больше придумает слов с проверяемой гласной)
7. Запись однокоренных слов в определенном порядке(с ударение в корне, приставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистил.
8. Выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить), п..скливый ( писк, пищит).
9. Запись нескольких проверочных слов
Пять, пятый – п..терка
Вред, вредно – вр..дить, вр..дитель
10. Выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом безударной, сравнение их написания.
Кончил дело-гуляй смело.
Конец –всему делу венец.
Добрая слава дороже богатства.
Лень добра не делает.
Написание безударной гласной зависит от лексического значения. В этом случае необходимо приписать проверочное слово.
Нина поласкала собаку.
Хозяйка полоскала бельё.
Дедушка запивал лекарство водой.
Певец запевал веселую песню.
В процессе изучения нового материала, его закрепления, после диктантов проводится индивидуальная работа над ошибками. Некоторые упражнения:
-
Найти слово с безударной гласной в корне, подбери родственное, образуй новое, составь предложение.
Выбери слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи».
Выпиши слово, состоящее из одного корня, из корня и окончания.
Подбери слова к схемам.( корень и окончание ;приставка, корень, суффикс, окончание).
Выпиши из словаря слово трактор, подбери родственные слова из разных частей речи( тракторист, тракторный).
Найди 5-6 слов в словаре с гласной в корне.
Спиши слова, вставляя пропущенную гласную р..сую, р..сование, зар..совка, нар..совать.
Данные упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшают грамотность.
Для индивидуальной работы над ошибками можно использовать памятку:
Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется.
Запиши это слово с проверкой и ещё 2 слова на это правило.
Запиши это слово правильно и ещё 2 слова на это правило.
Запиши без ошибок всё предложение.
В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые не изучали.
Пункт 2 включает ошибки на все проверяемые орфограммы. Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми. Пункт 4 инструктирует, как работать над ошибками в построении и записи предложения.
На этапе закрепления нового материала по теме «Правописание разделительного ь» , можно провести следующую работу:
Какой цифрой обозначить ошибку по памятке, если кто-то пропустил разделительный ь? ( 3) А как исправить?
Платье, пальто, друзья. Все верно? ( одно слово ни на это правило) Исправляем. Платье, ручьи, друзья.
Такие моменты учат осознанно подходить к РНО.
Работа над ошибками может послужить приемом повторения пройденного или грамматической разминки в начале урока.
Например:
Бирёзы жолтые лествой блестят влазури голубой.
Найди ошибки, исправь их и пронумеруй.
Этот материал можно дать исправленным без номеров. Задание: поставить номера инструкций из памятки.
Можно датьтолько нумерацию ошибок, а задание- указать, исправить ошибки.
-
Можно предложить устную или письменную РНО, если ошибки исправлены и пронумерованы.
Что касается ошибок во всевозможных разборах, то учитель на полях строки ставит + или -, сигнал к тому, что разбор переделать.
Невозможно перечислить все приёмы работы над ошибками. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается высокой грамотностью.
|
|
|