Главная страница

Приёмы работы над ошибками


Скачать 32.93 Kb.
Название Приёмы работы над ошибками
Дата 24.02.2016
Размер 32.93 Kb.
Тип Документы

Приёмы работы над ошибками

(из опыта работы)

Подготовила: учитель начальных классов, учитель 1 квалификационной категории

Белкова Наталья Владимировна

Одним из приемов повышения грамотности является развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками.

Работа начинается с проверки тетрадей. У большинства детей неверно написанную букву не исправляем , а только зачеркиваем. У более сильных ребят подчеркиваем все слово с ошибками.

Цель: заставить учащихся вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых исправляются лишь трудные орфограммы. Чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне. Положительный результат в работе над безударной гласной дают такие приемы:

1.проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.

2.письмо по памяти (стихотворения, прозы)

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.

Дети находят орфограмму, проверяют её, пишут и сверяют с текстом. Взаимопроверка с соседом.

3. Выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной.

4. Работа с текстом (выбор глаголов с безударной гласной в корне)

В белый цвет выкрасил мороз леса.

На деревьях лежат следы птиц.

5. Выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласнаяЮ запись их, проверка: цветочница, гладилка.

6. Игра « Кто больше?» ( кто больше придумает слов с проверяемой гласной)

7. Запись однокоренных слов в определенном порядке(с ударение в корне, приставке, суффиксе): чистота, чистенький, чистый, очищает, вычистил.

8. Выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить), п..скливый ( писк, пищит).

9. Запись нескольких проверочных слов

Пять, пятый – п..терка

Вред, вредно – вр..дить, вр..дитель

10. Выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом безударной, сравнение их написания.

Кончил дело-гуляй смело.

Конец –всему делу венец.

Добрая слава дороже богатства.

Лень добра не делает.

Написание безударной гласной зависит от лексического значения. В этом случае необходимо приписать проверочное слово.

Нина поласкала собаку.

Хозяйка полоскала бельё.

Дедушка запивал лекарство водой.

Певец запевал веселую песню.

В процессе изучения нового материала, его закрепления, после диктантов проводится индивидуальная работа над ошибками. Некоторые упражнения:

  • Найти слово с безударной гласной в корне, подбери родственное, образуй новое, составь предложение.

  • Выбери слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи».

  • Выпиши слово, состоящее из одного корня, из корня и окончания.

  • Подбери слова к схемам.( корень и окончание ;приставка, корень, суффикс, окончание).

  • Выпиши из словаря слово трактор, подбери родственные слова из разных частей речи( тракторист, тракторный).

  • Найди 5-6 слов в словаре с гласной в корне.

  • Спиши слова, вставляя пропущенную гласную р..сую, р..сование, зар..совка, нар..совать.

Данные упражнения помогают активизировать словарный запас детей и улучшают грамотность.

Для индивидуальной работы над ошибками можно использовать памятку:

  1. Запиши слово 5 раз и запомни, как оно пишется.

  2. Запиши это слово с проверкой и ещё 2 слова на это правило.

  3. Запиши это слово правильно и ещё 2 слова на это правило.

  4. Запиши без ошибок всё предложение.

В пункт 1 входят ошибки в словах из словаря и все орфограммы, которые не изучали.

Пункт 2 включает ошибки на все проверяемые орфограммы. Пункт 3 содержит все остальные правила правописания, уже изученные детьми. Пункт 4 инструктирует, как работать над ошибками в построении и записи предложения.

На этапе закрепления нового материала по теме «Правописание разделительного ь» , можно провести следующую работу:

Какой цифрой обозначить ошибку по памятке, если кто-то пропустил разделительный ь? ( 3) А как исправить?

Платье, пальто, друзья. Все верно? ( одно слово ни на это правило) Исправляем. Платье, ручьи, друзья.

Такие моменты учат осознанно подходить к РНО.

Работа над ошибками может послужить приемом повторения пройденного или грамматической разминки в начале урока.

Например:

  • Бирёзы жолтые лествой блестят влазури голубой.

Найди ошибки, исправь их и пронумеруй.

  • Этот материал можно дать исправленным без номеров. Задание: поставить номера инструкций из памятки.

  • Можно датьтолько нумерацию ошибок, а задание- указать, исправить ошибки.

  • Можно предложить устную или письменную РНО, если ошибки исправлены и пронумерованы.

Что касается ошибок во всевозможных разборах, то учитель на полях строки ставит + или -, сигнал к тому, что разбор переделать.

Невозможно перечислить все приёмы работы над ошибками. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается высокой грамотностью.