|
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [с]
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [с]
(индивидуальное занятие с ребёнком с функциональной
артикуляторно - фонематической дислалией)
Автоматизация звука (с) в слогах и словах
Цель: автоматизировать произношение звука (с) изолированно, в слогах и словах
- развивать артикуляционную моторику, выработать точные движения языка и правильность артикуляционных укладов при произношении звука (с);
- выработать удлиненный плавный выдох;
- автоматизировать звук (с) в слогах и простых словах;
- развивать фонематический слух;
- учить образовывать форму существительных в ед. и мн. числе;
- развивать мелкую моторику и конструктивный праксис; (работа с разрезной картинкой)
- развивать слуховое, зрительное восприятие;
-воспитывать организованное поведение во время занятия;
- формировать активность и самостоятельность на занятии.
Оборудование: компьютер, «Звуки природы» запись на СD, запись с презентацией «автоматизация звука (с) в словах», 2 картинки с девочкой с выражением радости и грусти, пузырек и соломинка, мыльные пузыри, разрезная картинка по теме «овощи».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
«Звуки природы» запись на СD (2 мин)
-Закрой глазки и ты, как по волшебству, окажешься на берегу озера. Кого ты там услышишь, потом расскажешь (я слышала, как птичка поет, кузнечик стрекочет, утки кричат, лягушки квакают)
II. Основная часть.
1. Дыхательные упражнения.
- У нас в гостях маленькая Соня, мама ее ушла в магазин, а Соня плачет. Давай мы ее немного развеселим. Я приготовила наш волшебные пузырек с веселой водичкой и трубочку. Сделай для Сонечки бульки-барабульки (вспомни, что для этого нужно глубоко вдохнуть и медленно дуть в трубочку).
- А теперь надуй ей большой красивый мыльный пузырь. Смотри, вот и Соня развеселилась.
2. Артикуляционная гимнастика (слайд 2-6)
- Ну а теперь пришло время и для язычка.
- Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься? (правильно, наш веселый язычок выполнит утреннюю зарядку)
- Для чего ему это нужно? (чтобы он был послушным и правильно произносил звуки)
3. Упражнение «Как работает насос? » (слайд 7)
- Посмотри, что случилось? (у велосипеда спустилось колесо)
- Что же делать? (надо накачать)
- А ты знаешь, как работает насос? Послушай, как звук выходит из насоса с-с-с-с.
- Что нужно сделать, чтобы звук получился правильным? (надо, чтобы язычок сделал горку, зубы были как забор, а губы улыбнулись и подуть как ветерок)
- Правильно, сделай так, как насос (с-с-с-с-с)
- Вот и колесо накачали, можно дальше ехать.
4. Упражнение «Встреча с друзьями» (слайд 8, 9)
а) - Однажды звук «с» (похожий на ветерок, гулял в городе звуков и вдруг услышал, как из домика гласных звуков раздаются голоса.
- Ты знаешь гласные звуки? Произнеси (а, у, о, ы)
- Почему их так называют? (они голосистые, поют, у них нет преграды во рту).
- Наш звук «с» подошел поближе и послушал.
- Что же он услышал? Спой как гласные поют. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку ааааа, на втором выдохе – оооооо, на третьем – уууууу, на четвертом – ыыыыы.
– Какая красивая получилась песенка.
Но звуку «с» тоже захотелось спеть, он и засвистел. Как, помнишь? (с-с-с-с-с)
- Получилась песенка? (нет, звук «с» петь не умеет)
б) - Но гласные звуки предложили ему встать рядом с ними и спеть. Как же они запели? Послушай и повтори – саааа, соооо, суууу, сыыыы.
- Следи за язычком и улыбкой.
5. Упражнение «Подуй как ветерок» (слайд 10)
- Довольный звук «с» пошел гулять, и на пути у него появилось дерево. Ты знаешь, как оно называется? (клен). Правильно. – А почему у него листья все желтые? (потому что осень наступила).
- Наш звук «с» очень любит слушать песенку листьев, когда они падают с дерева и кружатся.
А теперь встань, подними руки (как веточки дерева) и спой песенку листьев: саааа, соооо, суууу, сыыы. А теперь так са-су-сы, су-со-са, сы-со-су, со-са-су.
- Вот и песенка закончилась, и листья все почти упали.
6. Упражнение «Я назову, а ты определи » (слайд 11)
- А теперь волшебная страничка. Послушай, я назову картинки, а ты определи, есть ли в названии звук «с» или нет. Если есть - кружок станет синим, а если нет – исчезнет.
7. Зрительная гимнастика.
Открываем глазки – раз,
И зажмуриваем – два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
8. Упражнение «Найди подходящую картинку и продолжи» (слайд 12, 13)
- Рассмотри картинки. Что здесь нарисовано? А теперь послушай: я начну, а ты найди подходящее слово и закончи.
«Из картофеля и круп повар сварит вкусный … суп»
9. Упражнение «Один-много» (слайд 14, 15, 16)
- У Сони – один предмет, а у Сани их много. Расскажи, что у кого? (у Сони самокат, а у Сани самокаты и т. д.)
Молодец, тебе понравилось? А что понравилось больше всего? Дуть как насос, петь песенку с гласными звуками и волшебная картинка.
- Ну а теперь немного отдохнем:
10. Пальчиковая гимнастика «Зайцы»
Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой)
Под высокой сосной («дерево» правой рукой)
Под другою сосной («дерево» левой рукой)
Скачет зайка второй («зайчик левой рукой»)
11. Разрезная картинка «Морковь»
- Кого мы изображали сейчас пальчиками? (зайцев)
- А в этом конверте то, что зайцы очень любят. Собери и ты узнаешь.
(собирает)
III. Итог. С каким звуком мы сегодня встречались. Ты запомнил, за чем нужно следить, чтобы звук «с» дружил с тобой и всегда произносился правильно?
|
|
|