|
При формировании готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в рамках перехода на фгос
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Они являются главными ориентирами в обновлении системы образования на всех уровнях.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и его социализацию. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Новые стандарты содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.
В преподавании предмета"Технология" появляется возможность использования разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.
"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовому станов лению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустри ального социума. В рамках нашего предмета происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Два часа предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В нашей школе ведется большое количество элективных курсов, в том числе «Выбирая профессию» и «Самоопределение и карьера». Программа этих занятий, в рамках реализации стандартов нового поколения, позволяет перейти от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, носящих личностно ориентированный характер обучения, развивать в учащихся рефлексию и самоанализ деятельности. Эти программы вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения. В работе элективных курсов использованы технологии уровневой дифференциации и обучения на основе «учебных ситуаций», элементов проектной деятельности. Деятельность учащихся основана на практическом использовании информационных и коммуникационных технологий и активных форм обучения.
Разработанные элективные курсы с активным использованием информационных и коммуникационных технологий - это часть системы непрерывного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самоанализа и стремления к саморазвитию. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей проблемой самореализации и самоопределения.
Разрабатывая программы курсов в первую очередь мы изучали методы, приемы и формы работы учителя и ученика,заложенные в ФГОсы и обеспечивающие условия для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории развития и самопознания учащимися, повышение интенсивности процесса самоопределения средствами современных информационных технологий.
Переход на стандарты второго поколения подталкивает нас к повышению качества образования путем обеспечения условий для осуществления осознанного выбора индивидуальной траектории развития учащимися и повышения интенсивности учебного процесса средствами современных информационных технологий. Мы поставили перед собой следующие задачи:
• создать совокупность методик применения современных информационных технологий в области профильного и профессионального самоопределения, оптимальных для нашей школы;
• разработать методики для эффективного применения информационной сети для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации процесса самоопределения учащихся;
• обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных и современных информационных методик обучения и воспитания.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что мы существенно продвигаем образовательный процесс по пути активного перехода в новую среду обучения и реализуем образовательную политику государства, направленную на решение стратегической задачи формирования индивидуальной траектории профессионального самоопределения каждого ученика в стремительно развивающемся глобальном информационном пространстве. Наша деятельность в этом направлении заключается
в варьировании и интерпретации содержания образования,
в активном применении практических навыков, полученных на уроках информатики в новых условиях: создании проектов, коллажей, презентаций, таблиц, диаграмм,
в расширении возможности работы с компьютером для приобретения личного опыта при работе по темам, представляющим наибольший интерес,
В процессе создания мультимедийных презентаций осуществляется оценка, осознание и обобщение собственного опыта работы с текстом, с графикой, развитие мышления, воображения, памяти, волевых усилий, формируется культура умственного труда, вкус. Учащиеся, выполняя такую работу, учатся работать в коллективе, испытывая радость общения на правах партнёра в личностно- значимой для них деятельности. В работе по созданию презентации необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его личностные качества и познавательные интересы.
Учитель отслеживает деятельность каждого ученика на всех этапах создания мультимедийного проекта: оказывает помощь в выборе проблемы, даёт консультации, рекомендует источники дополнительной информации. Таким образом, ученик приобретает опыт целеполагания, умение организовывать свою работу и давать самооценку.
Важной тенденцией модернизации российского образования и темой моей работы стало внедрение новых информационных технологий, использующих компьютер в качестве средства передачи информации.
Использование в профориентации новых информационных технологий позволяет:
развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения,
расширить возможности предъявления учебной и дополнительной информации,
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности,
усилить мотивацию к своевременному профессиональному определению,
активно вовлекать учащихся в процесс самоопределения и самореализации,
дать ученику максимально возможный для него объем материала,
качественно изменить контроль над деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления процессом самоопределения,
способствовать формированию у учащихся рефлексии своей деятельности и личности.
Внедрение новых информационных технологий способствует индивидуализации процесса профориентации, так как для него характерны: наглядность, валидность, адекватность и динамичность.
Индивидуализированная компьютерная технология, сориентированная на изучение и развитие творческого потенциала учащихся, реализацию его личностных склонностей и задатков, превращает профориентационный процесс в увлекательный путь познания.
ИКТ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии использования грамотно созданных мультимедийных презентаций и подбора специальных программ компьютер помогает учителю, а ученики ощущают гарантированную конфиденциальность. Использование ИКТ обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем обычная работа в классе.
Наиболее доступной, наглядной, простой в применении формой работы с компьютером стало создание презентаций в программе «PowerPoint» для сопровождения занятия элективных курсов. Занятие становится ярким, наглядным, растет мотивация учащихся к работе. Компьютер с проектором заменяют работу с доской и мелом, таблицами и картинками, позволяет продемонстрировать материал, собранный из множества источников, в том числе сети Internet . Такая форма работы позволяет создавать проблемные ситуации. Выстроенная по времени презентация задает в нужное время вопросы, используются всплывающие подсказки и иллюстрации. Мы стремимся организовать занятие с индивидуальными или коллективными видами деятельности. Такой урок развивает навыки индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, самообразованию и самореализации. Дети могут принимать участие не только в проведении, но и в подготовке такого занятия.
По результатам мониторинга проделанной работы мы отметили, что возросли познавательная мотивация учащихся, наглядность объяснения, эффективность урока и элективных занятий, результативность обучения; что ИКТ дают большую возможность осуществлять тестовый контроль знаний, демонстрировать явления, которые нельзя смоделировать в школьных условиях, осознавать свой собственный методический рост; что в среднем за счет использования ИКТ экономия времени при объяснении нового материала составляет 20%, а при проверке знаний, умений и навыков – 32%. Учащиеся отмечают, что уроки и занятия с применением компьютера современны, интересны, наглядны, что они все чаще используют Интернет.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что поле дальнейшей деятельности по данной теме остается еще большим, чем сделано, это:
совершенствование технологий проведения уроков, элективных занятий и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
развитие дистанционных форм обучения и совершенствования педагогического мастерства;
разработка электронного портфолио ученика;
внедрение в учебно-воспитательный процесс Интернет – технологий.
В процессе работы собирается методическая копилка программных документов , педагогический опыт, мультимедийные презентации, разработки уроков и элективных курсов с использованием ИКТ. Материалы представлены в доступной форме и могут быть использованы учителями технологии, классными руководителями и педагогами-психологами. Предлагаемый опыт может быть использован как при работе в стационарном компьютерном классе, так и с использованием мобильного интерактивного кабинета и даже при отсутствии компьютерной поддержки (вариативная часть ) в любой общеобразовательной школе, лицее, гимназии.
В работе мы опирались на методические рекомендации и сопроводительную литературу по организации и реализации профессионального и профильного обучения Чистяковой С.Н. и Климова Е.А. А также следующие материалы:
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
Журнал «Вопросы интернет - образования» http://vio.fio.ru
Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» http://www.ipo.spb.ru/journal/
Концепция модернизации российского образования.
Концепция профильной школы.
Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие : Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.
Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» http://www. iteach. ru
Профильное обучение в старшей школе. http://www/ profile - edu. ru
Психологическая наука и образование: электронный журнал http://www.psyedu.ru
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Сеть творческих учителей. http://www. it - n.ru
Хранилище методических материалов Владимирского регионального центра дистанционного обучения. http://method.vladimir. rcde. ru
Подводя итоги, мы можем сказать, что каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. В настоящее время мы работаем на перспективу, на создание будущего нашей страны.
Учитель технологии первой квалификационной категории и педагог дистанционного обучения Швецова Е.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ.
"ТЫ И ПРОФЕССИЯ"
Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климовой "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения.
Цель курса:
Создание условий для успешной социализации учащихся, формирование ответственного отношения к выбору образовательного и профессионального пути, расширение границ самопознания.
Основные задачи курса:
Совершенствование знаний подростков о себе, своих личностных особенностях, интересах, склонностях.
Расширение системы представлений о современных профессиях, их содержании, особенностях, востребованности.
Получение информации о разных учебных заведениях и о форме подготовки в них.
Данный курс не ставит перед учащимися задачу осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и учебного заведения. Он предполагает формирование у подростка способности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованный выбор. Рассчитана программа на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность один час. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Контроль осуществляется через интерактивные формы, деловые игры, общие дискуссии, построение личного профессионального плана.
Формы проведения занятий:
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Учащиеся должны знать:
Понятие классификации профессий.
Правила выбора профессий.
Типичные ошибки, допускаемые при выборе профессий.
Влияние интересов, способностей, склонностей, состояния здоровья на профвыбор.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать сущность профессии, профессиограммы.
Адекватно оценивать свои профессиональные возможности.
Составлять личный профессиональный план.
Составлять личное портфолио.
Составлять грамотно резюме.
Пользоваться сведениями о путях получения профессии.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА"
Изменяющаяся структура экономики в России влечет за собой и изменения состава профессий. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируются стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Данный курс основан на изучении программы «Твоя профессиональная карьера» В.П. Бондарева и М.С. Гуткина и личном опыте работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения, она включает в себя теоретические и практические занятия.
Цель курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Основные задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Данный курс не ставит перед учащимися задачу осуществить окончательный профессиональный выбор на уровне конкретной специальности и учебного заведения. Он предполагает формирование у подростка способности анализировать различные ситуации профессионального самоопределения и делать обоснованный выбор.
Рассчитана программа на учащихся 9 классов. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность один час. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Контроль осуществляется через интерактивные формы, деловые игры, общие дискуссии, построение личного профессионального плана.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы.
При изучении отдельных разделов курса желательно организовать экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.
Формы проведения занятий:
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения,
требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,
-
понятие о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
|
|
|