|
Презентация «Животный мир тундры»
ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ
ЦЕЛЬ: - познакомить с основными обитателями животного мира тундры
- установить зависимость животного мира тундры от ее природных условий
- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать
ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, иллюстрации животных, тестовые задания,
презентация «Животный мир тундры»,
ХОД УРОКА
Нервно-психологический настрой
Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришли гости. Давайте покажем нашим гостям как вы умеете активно работать, отвечать полными предложениями, ориентироваться по карте, сравнивать и делать выводы.
Постановка целей и задач урока
Мы продолжаем путешествие по природной зоне тундры. Каких обитателей, кроме растений, можно встретить в тундре. Сегодня мы и познакомимся с обитателями животного мира. Поговорим, о том, как приспособились животные и птицы к суровым условиям тундры.
Работа в тетради
Запишите число, тему урока. Представителей животного мира по ходу урока мы будем записывать в таблицу, которую сейчас начертим. Разделите страницу на три столбика.
Повторение пройденного
Итак, в путь.
1. Работа по карте.
- Покажите тундру на ваших картах в приложении (с.6-7)
- Где расположена зона тундры. (южнее арктических пустынь)
2. Заполнить таблицу.
Какие особенности природы характерны для тундры. Выберите правильный ответ, поставив знак «+».
№ п/п
|
Особенности природных условий тундры
|
1
|
Зима продолжается 8-9 месяцев
|
|
2
|
Длинное и жаркое лето
|
|
3
|
Морозы стоят долго и доходят до -50…-60 градусов
|
|
4
|
Налетает снежная буря – пурга
|
|
5
|
Лето короткое и прохладное
|
|
6
|
Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо согревает поверхность
|
|
7
|
Много болот и озер
|
|
8
|
Многолетняя, вечная мерзлота
|
|
9
|
Солнце невысоко поднимается над горизонтом и слабо согревает поверхность
|
|
3. Работа с гербарием.
Какими цифрами обозначены растения тундры.
карликовая береза, 2. голубика, 3. осина, 4. клюква, 5. клен, 6. брусника, 7. ягель
Как приспособились растения к суровому климату тундры? (короткие корни, прижаты к земле, маленькие листочки, карликовые деревья)
Подача нового материала
Ребята, пока мы с вами собирали ягоды и любовались деревьями, прибежали животные и прилетели птицы.
(включить фрагмент из Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия 2009 Мультимедийная панорама «Тундра»)
1. Узнайте, кто прибежал к нам первым? (показать таблицу наложенных друг на друга контуров животных: Северный олень
(слайд презентации)
Как вы думаете почему северный олень прибежал первым. (длинные ноги)
У северного оленя особая форма копыт. Они раздвоенные, и два боковых копытца создают надежную опору при беге по болотам и рыхлому снегу, поэтому олени не проваливаются. Зимой ноги не скользят, т.к. между копытами отрастают длинные волосы. У оленя густой мех, морда до самых ноздрей опушена, это позволяет ему доставать ягель из-под снега при сильных морозах. Еще у оленя толстый подкожный слой жира.
животные
|
птицы
|
насекомые
|
Северный олень
|
|
|
2. Н И М Е Л Г М
6 5 3 2 1 7 4
Отгадайте, как зовут следующего гостя. (лемминг)
(слайд презентации) прочитать информацию о лемминге с презентации
животные
|
птицы
|
насекомые
|
Северный олень
|
|
|
лемминг
|
|
|
ФИЗМИНУТКА
3. Отгадайте, мех какого животного вы видите. Песца
(показать натуральный мех песца) (слайд презентации)
Песец – это полярная лисица. У нее ценный густой мех белого цвета, короткие лапы, уши не выступают.
Сравнить песца, лису-огневку и фенека. (окраска, форма ушей) (иллюстрации)
С помощью ушей лисы регулируют температуру тела. Чем больше уши, тем быстрее охлаждается тело, и наоборот.
Подумайте, почему у песца маленькие ушки. (не мерзнуть)
животные
|
птицы
|
насекомые
|
Северный олень
|
|
|
Лемминг
|
|
|
песец
|
|
|
4. А сейчас к нам летят птицы. (слайд презентации)
Запишите в таблицу птиц, которых вы запомнили.
Как приспособились птицы к суровым условиям тундры.
(густое оперение, защитная окраска)
5. Чем питаются птицы (насекомыми)
(слайд презентации)
Насекомых в тундре столько, что птицам не нужно за ними гоняться. Достаточно на лету открыть рот, как комары и мошки сами залетают в клюв.
животные
|
птицы
|
насекомые
|
|
|
Комары
|
|
|
Мошки
|
VII. Закрепление нового материала. В какой природной зоне: Арктике или тундре животный мир многообразнее. Почему.
Сделайте вывод, Как приспособились животные и птицы к природным условиям тундры.
-густой мех и оперение
-толстый слой подкожного жира
- защитная окраска
2. Работа по карточкам.
А. Вставить пропущенные буквы
Л…М…ИНГ, П…С…Ц, С…В…РНЫЙ …Л…НЬ, Г…Г…РКА, С…ВА,
К…РОП…ТКА, К…М…Р, …ТК…, Л…Б…ДЬ.
Б. Стрелками установить соответствие
Утка
Лемминг ЖИВОТНОЕ
Полярная сова
Чайка
Комар
Куропатка ПТИЦА
Песец
Лебедь
Гагарка
Северный олень НАСЕКОМОЕ
Мошка
В. В какой строке верно указаны птицы тундры
1. Синицы, голуби, воробьи
2. Гагарки, утки, полярные совы
3. глухари, рябчики, тетерева
Г. В какой строке верно указаны животные тундры
1. тюлени, моржи, киты
2. жирафы, слоны, верблюды
3. Северные олени, песцы, лемминги
VIII. Домашнее задание. С 54-55 в учебнике, зарисовать представителей животного мира в тетрадь.
IX. Оценивание деятельности детей
X. Итог урока. Что нового узнали
|
|
|