|
«Помоги мне сделать это самому»
«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»
Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
В центре развивающей среды находится ребенок, в которой он «строит» себя сам.
М. Монтессори выделяла три аспекта построения ребенком себя:
Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом развития.
Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).
Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для проявления его активности.
Стэндинг укладывает всю педагогическую систему М. Монтессори в следующие пять принципов:
Дети способны к длительной непрерывной концентрации, если живо заинтересованы в своей работе.
Дети любят порядок и особенно наслаждаются повторением тех действий, которыми уже овладели в совершенстве.
-
Дети предпочитают работу игре, дидактические материалы — игрушкам.
Чтобы заинтересовать детей, награда и наказание необязательны.
Ребенок обладает чувством глубокого личного достоинства, которое легко ранить.
Мария Монтессори писала: «Чтобы оценивать детство и быть справедливым по отношению к ребенку, мы должны сами учиться у этого ребенка. Дети были моими учителями. Не существует метода или педагогики Монтессори, существует лишь метод, максимально объективно соответствующий детскому существу; я не вывела сначала эти основополагающие заключения, а потом подогнала к ним свои методы, а как раз наоборот. Только непосредственное наблюдение за детьми, которым предоставлена полная свобода, открыло мне определенные законы их внутренней жизни, которые, как я позже обнаружила, имеют общие черты для всех».
Именно сейчас, в наше время, особую ценность приобретает утверждение Марии Монтессори, что «изучение любого предмета надо начинать с изучения самого ребенка».
Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.
Монтессори-класс охватывает ряд зон. Одной из них является зона практической жизни, которая имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.
Благодаря активной работе с рамками ребенок развивает координацию движений, тонкую моторику.
Рамки устроены так, чтобы маленькому ребенку было легко с ними работать, например, ткань натянута на раму с провисанием, чтобы при работе застежка не «висела», а лежала на столе. Этот материал значительно облегчит ребенку работу по освоению разнообразных видов застежек и завязок на собственной одежде, позволит ему быстрее стать независимым и самостоятельным.
В комплект входят 12 деревянных рамок, на которые натянута прочная ткань, или кожа с застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, банты, молния, кнопки для одежды, липучка, ремни, шнуровка, булавки, крючки, кнопки бельевые.
Рамки с застежками
Деревянные рамки с различными застежками.
Материал.
В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.
Цель:
развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений.
Возраст:
около трех лет.
Как работать с материалом.
Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест-накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнения полностью или только часть.
Контроль над ошибками:
половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.
Применение:
завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
Таким образом, для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности.
|
|
|