Главная страница

Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей


Скачать 69.09 Kb.
Название Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей
Дата 12.03.2016
Размер 69.09 Kb.
Тип Документы

Тема: Предметно-пространственная среда, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Переход к модели развивающего воспитания и обучения в условиях модернизации содержания образовательного процесса требует от педагогов создания в ДОУ соответствующей предметно – пространственной развивающей среды и реализации на ее основе личностно-ориентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В связи с этим одним из приоритетных направлений является совершенствование педагогического процесса в повышении развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Экологизация предметно-пространственной среды является одним из условий реализации системы образования в дошкольном учреждении. Обычно под «экологическим образованием» понимают воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Экологическое образование осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и в образовательной деятельности. В реализации задач экологического образования большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, экологическая тропа, включающая в себя мини-огород, цветочную поляну, зеленую аптеку, птичий двор, тенистую аллею, березовый пруд и другие станции, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организацию систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

  • познавательного развития ребенка (возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

  • эколого-эстетического развития (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

  • оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения детей с природой);

  • становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

  • формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в изобразительной, игровой деятельности, конструировании и других), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Таким образом, экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей.
В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание осуществляется через следующую модель построения предметно-пространственной развивающей среды:


Центр «Моя любимая книжка»



Центр «Звукарик»



Центр «Речецветик»



Центр «Здоровячок»№»»»»

Центр двигательной активности

Игровой центр

Центр «Юные помощники»

Центр безопасности

Центр краеведения

Центр уединения

Центр эксперименти-рования (в группах и на территории доу)

Центр математики

Центр сенсорного развития

Центр «Веселые нотки»

Центр театра

Центр природы (в группах и на территории доу)

Центр творчестваа


Работа по экологическому воспитанию в центрах активности и на территории дошкольного учреждения проводится по различным направлениям:

  • организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы

  • подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.

  • использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).

  • закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;

  • изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.

  • подбор художественных произведений к экологической тематике;

  • изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.

  • изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.

  • формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории

  • реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).

  • знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).

  • подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.

  • участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.

  • дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.

  • чтение с обсуждением произведения.

  • экологические акции и десант.

  • наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ

  • подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),

  • включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).

При разработке данной модели, педагогами было создано развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности. Формирует нравственно-ценностное поведение в природе, обогащение экологических представлений, развитие эстетического восприятия природы, закрепление и обобщение знаний, полученных воспитанниками в процессе «проживания» в данной модели предметно-пространственной среды. Помогает в приобретении навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.


Список используемой литературы
.

  1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2003.

  2. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста/О.В.Толстикова, О.В.Савельева. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014.

  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005.

  4. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс -Пресс, 2007.

  5. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. Практико-ориентированное пособие / авт-сост.: Н.В.Федяева, Г.А.белодед. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.

  6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993

  7. Справочник старшего воспитателя / авт. – сост. Н.А.Кочетова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2013

  8. Создание эколого-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Из опыта работы О. В. Преловской, воспитателя МДОУ «Детский сад № 2 с.Ленинское». — Биробиджан: ОблИПКПР, 2011.

  9. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

  10. Сеть социальных работников образования. http://nsportal.ru