Главная страница

Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения фгт в образовательном процессе доу


Скачать 31.22 Kb.
Название Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения фгт в образовательном процессе доу
Дата 12.03.2016
Размер 31.22 Kb.
Тип Документы

Методические рекомендации: воспитание нравственности в общении с природой как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательном процессе ДОУ.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей. Воспитатель в группе является носителем экологической культуры.

Критическое состояние экологии на сегодняшний день обязывает нас дать детям начальные экологические знания: научить правильным способам общения с природой, сформировать умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.

«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», - писал В. А. Сухомлинский. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир. Они стараются всё потрогать руками, понюхать, рассмотреть, попробовать на вкус. Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания; умение видеть и чувствовать её красоту есть начало патриотического чувства. Ощущение единства с родиной начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, что вызывает отклик в его душе. Яркие впечатления от родной природы, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Он связывает свою любовь к родине с теми местами, где он родился и вырос, где посещал детский сад и школу, где играл с ребятами в снежки и катался на ледяной горке.

Наш детский сад расположен в посёлке Молочный, Кольского района Мурманской области, в окружении живописной природы: река Кола, озёра, леса, сопки, поля. Учитывая данные особенности, мы стараемся приобщить детей к природе с помощью экскурсий и походов в лес, наблюдений за растениями и участием в посадке зелёных насаждений около детского сада. Каждую весну мы сажаем цветы, у нас есть свой огород, где выращиваем картошку и клубнику, а осенью радуемся вместе с детьми красоте цветов и маленькому урожаю. Мы стараемся сделать так, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце, растущее в холодном северном климате. После многочисленных экскурсий и походов дети полюбили природу, окружающую посёлок.

В систему работы с детьми по экологическому воспитанию включена разнообразная деятельность, связанная с литературными произведениями: дети слушают их, инсценируют, разыгрывают сказки и стихотворения. Вместе с детьми выполняются иллюстрации к рассказам о природе. Особое место отводим работе с произведениями Е. И. Чарушина. Большой любитель и знаток природы, писатель и художник, он создал много простых и ясных сюжетов и образов. Слушая и обыгрывая его сказки и рассказы, рассматривая авторские иллюстрации, а затем изображая в рисунках героев Е.И.Чарушина, дети постигают мир природы. Также важна роль сказок. Именно в сказках дети впервые узнают о противостоянии зла и добра, коварства и благородства. Сказки помогают усвоить основы экологической культуры, осознать единство человека с природой. В сказках природа всегда помогает положительным персонажам, сказочные образы дают представление о морали и справедливости. Используем в работе «Зелёные сказки» Т. А. Шарыгиной (экология для малышей). Это пособие в доступной и увлекательной форме помогает детям усваивать основы экологической культуры, постигать ответственность за окружающую среду. Почувствовать красоту природы и увидеть в ней лирическое начало помогают лирические стихи. Воспитанию нравственных чувств, гуманизма способствуют рассказы о природе В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова – Микитова.
Таким образом знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно – речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ней.

Воспитывая эстетическое отношение к природе путём непосредственного общения с ней, средствами литературы и искусства, развивая познавательный интерес у детей, мы прививаем им экологическую культуру и нравственность.