|
Правительство санкт-петербурга комитет по образованию
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Лицей сервиса и индустриальных технологий
УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАНО Директор СПб ГБПОУ ЛСИТ
К.п.н., доцент кафедры социально-
Педагогического образования
. ___________Т.А.Серова
________________С.А.Коабуцкая
«____»___________2014 г.
18.11.2014 г.____________________
ПРОГРАММА
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при решении жилищных проблем»
АВТОР:
Мудрогеленко Н.И.
Социальный педагог
СПб ГБПОУ ЛСИТ
Санкт-Петербург-2014
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт Программы
1. Пояснительная записка
Концептуальная часть
Основная часть
Список литературы
Приложения
Паспорт Программы
Основной разработчик Программы-
Социальный педагог ЛСИТ Мудрогеленко Наиля Измайловна
Кадровое обеспечение программы:
- Социальная служба лицея ГБПОУ ЛСИТ (социальные педагоги)
- Отделение реабилитации и адаптации СПб ГБПОУ ЛСИТ (психологи,педагоги и мед.работники)
- Мастера производственного обучения
- Воспитатели детского дома (структурного подразделения ГБПОУ ЛСИТ)
Основные категории учащихся, нуждающихся в социальной поддержке:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- дети-инвалиды
- дети, имеющие недостатки в психическом развитии
- дети с отклонениями в поведении
- дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
1. Пояснительная записка
Программа социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лицей сервиса и индустриальных технологий» при решении жилищных проблем детей-сирот (в дальнейшем – Программа) практически является Программой социально-педагогического сопровождения детей-сирот при защите их имущественных прав и направлена на решение проблем социальной исключенности этой самой уязвимой категории детей – сирот и оставшихся без попечения родителей.
Программа составлена в соответствии с Законами и Нормативно-правовыми актами:
Закон РФ «Об образовании»
Международная Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Гражданский Кодекс РФ
Гражданско-процессуальный Кодекс РФ
Семейный Кодекс РФ
Жилищный Кодекс РФ
Налоговый Кодекс РФ
Закон С-Пб «Об отдельных вопросах налогообложения в С-Пб»
Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (ред.от 21 декабря 2004 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» от 04 апреля 2002 года № 217
Приказ № 2482 от 28 июня 2002 года Министерства образования РФ «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Постановление Правительства С-Пб № 1010 от 17 августа 2007 года «Об учете граждан РФ без определенного места жительства»
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»
Федеральный Закон РФ №3186-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 24 июня 1999 года
Федеральный Закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Постановление Правительства СПб от 20.04.2011 г. № 503 «О программе социальной адаптации сопровождения выпускников детских домов в С-Пб на 2011-2015 годы»
-
Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный Кодекс Санкт-Петербурга»
22. Федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 февраля 2012 года
23. Закон Санкт-Петербурга № 727-123 «О внесении изменений в закон С-Пб «О специализированном жилищном фонде С-Пб», закон С-Пб «О жилищной политике С-Пб», и закон С-Пб «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2012 года
22. Закон Санкт-Петербурга № 100-15 «О специализированном жилищном фонде С-Пб» от 4 апреля 2006 года
23. Социальный Кодекс Санкт-Петербурга – закон Санкт-Петербурга №» 728-132 от 22 ноября 2011 года
24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 596 от 20 августа 2013 года «О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга»
25. Областной закон правительства Ленинградской области № 65-оз от 28 июля 2005 года «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области»
26. Областной закон Ленинградской области № 15-оз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области в сфере опеки и попечительства» от 15 марта 2013 года
27. Областной закон Ленинградской области № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственным полномочиями ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
28. Постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2013 года № 205 «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются»
29. Доклад Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год
30. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 012-2017 годы»
31. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы
32. Письмо Министерства образования и науки РФ № Ир-864/07 от 8 октября 2012 года «О направлении рекомендаций по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».
Актуальность программы обусловлена ее социальной и психолого-педагогической значимостью, она определяется тем, что воспитание является важнейшим фактором формирования социально-устойчивой личности в современных условиях, поскольку определяет формирование ценностных ориентаций обучающихся через жизнедеятельность образовательного учреждения, развитие гражданской позиции, защиту своих прав, развитие чувства эмпатии, готовность человека к созидательному труду, взаимодействие с окружающим миром, коллективизм и принятие общественных ценностей.
Подготавливая социально-устойчивого выпускника, социально адаптированного к социуму, образовательное учреждение в значительной мере обеспечивает эффективность своей работы.
В Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Лицей сервиса и индустриальных технологий», имеющем в своей структуре «Детский дом», постоянно обучается, воспитывается и находится на полном государственном обеспечении около трехсот детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (от 15 до 18 лет), и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет – и старше (до окончания профессионального обучения). Каждый социальный педагог имеет на социально-педагогическом сопровождении от 50 до 60 учащихся из числа детей-сирот. Также каждый педагог отвечает за определенные направления социально-педагогическом работы. Я, как социальный педагог, осуществляю социально-педагогическое сопровождение всех учащихся из числа сирот, имеющих сложные проблемы в отношении жилищной обеспеченности.
Государство огромное внимание уделяет проблемам социального сиротства, проблемам социализации сирот, адаптации их в обществе.
Однако, как сказано в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (в дальнейшем – Национальная стратегия): «Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях».
Национальная стратегия была утверждена « в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ». В Национальной стратегии названы основные проблемы в сфере детства, в частности «Социальная исключенность уязвимых категорий граждан (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Также в Национальной стратегии указано, что «В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям»
Из доклада Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год: «Актуальным является обеспечение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет.
При осуществлении мониторинга по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов установлено, что одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями. В целях устранения неоднородности правоприменения в этой сфере (обеспечение жилыми помещениями детей-сирот) в 2012 году был создан федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который вступает в силу 01.01.2013 года и предусматривает создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда только для детей-сирот, предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющееся у них жилое помещение, права на обеспечение жильем, в также сохранения за лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилья до их фактического обеспечения».
Также в Докладе указано: «В настоящее время в Минобрнауки разрабатываются методические рекомендации по применению указанного федерального закона для органов исполнительной власти субъекта РФ».
Министерством образования и науки РФ письмом № ИР-864/07 от 08 октября 2012 года были направлены Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ.
За последние годы (начиная с 2011 года) произошли изменения в законодательстве в отношении прав и дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот. Прослеживая данные изменения в законодательстве, следует отметить, что правительство Российской Федерации очень большое внимание уделяет данной категории молодых людей. С 01.01.2013 года кардинально изменились законы в отношении обеспеченности сирот жилыми помещениями, изменения введены Федеральным Законом № 15-ФЗ . Но эти изменения произошли после глубокого анализа жизненной ситуации детей-сирот. Об этом говорит и доклад Президента России о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2011 год, и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 года», и письмо Министерства образования и науки «О направлении рекомендаций» № ИР-864/07 от 8 октября 2012 года.
Суть изменений:
- жилые помещения детям-сиротам предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений – сроком на 5 лет (не по договорам социального найма!)
- предоставляются благоустроенные жилые помещения в виде дома или квартиры (не комната в коммунальной квартире)
- установлен отдельный порядок обеспечения детей-сирот жильем, отличный от других льготников (не обязательно состоять на учете нуждающихся в жилье)
- конкретизированы основания нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья
- исключен риск утраты жилого помещения (исколбчена возможность приватизации в течение 5 лет и выселения из жилого помещения)
- гарантировано сопровождение молодого человека из числа сирот в течение действия договора найма
- федеральный закон с обратной силой распространил действие норм о жилищном обеспечении на бывших детей-сирот, не реализовавшим право на получение жилья – до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Основная часть учащихся из числа детей-сирот лицея, в том числе все несовершеннолетние дети, во время обучения живут в детском доме лицея. Старшие дети, имеющие закрепленные жилые помещения, по личным заявлениям учащихся живут или у родственников, или по месту своей регистрации.
Большинство учащихся из числа детей-сирот в лицее являются выпускниками детских государственных учреждений (детских домов, детских домов – школ, школ-интернатов, реабилитационных центров и т.д.) практически из всех районов Санкт-Петербурга.
Небольшая часть учащихся – дети из семей опекунов и попечителей.
Значительная часть учащихся – из других регионов России, в основном из Ленинградской области, из Новгородской области, учащиеся из Карелии, Мурманска и др. регионов.
Именно данное обстоятельство увеличивает объем работы и обуславливает дополнительные сложности в условиях работы социально-педагогической службы лицея – региональные законы по защите прав и предоставлению дополнительных гарантий социальной защиты детям-сиротам различаются между собой (в соответствии с федеральным законом № 159-ФЗ, регламентирующим предоставление детям-сиротам дополнительных гарантий, многие социальные гарантии, в том числе по жилищным проблемам, по условиям оформления и назначения мер социальной поддержки, устанавливаются законодательством субъектов Российской федерации).
Данная программа – программа сопровождения детей-сирот из числа учащихся лицея, при решении одной из самых важных проблем – жилищной. Все наши дети постоянно находятся в трудной жизненной ситуации, многие практически с рождения.
Для наших детей характерно:
- устоявшиеся стереотипы поведения
- неуверенность в себе, неадекватная самооценка
- тенденция к иждивенчеству
- инфантильность в решении социальных вопросов
- отсутствие чувства защищенности и доверия к взрослым
- протестное поведение от депрессивного состояния до агрессии и жестокости.
Помимо сиротства, многие наши дети также являются:
- детьми – инвалидами
- детьми, имеющими недостатки в психическом и/или физическом развитии
- детьми с отклонениями в поведении.
Проблема социального сиротства – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, она не только далека от решения, но и обостряется с каждым годом.
Известно, что при серьезных переменах в привычной жизни любой юноша или девушка испытывают стрессовую ситуации. Сильнейшей стрессовой ситуацией является для выпускников интернатных учреждений для детей-сирот поступление на учебу в среднее профессиональное училище и переселение в общежитие – структурное подразделение «детский дом». После нахождения практически в закрытом учреждении здесь им предоставлена свобода личного выбора, свобода социального поведения и взаимодействия с разными людьми. Появляется свободное время, которое заполняется, естественно, в зависимости от уровня потребностей, интересов, интеллекта и характерологических особенностей.
Личный жизненный опыт подростка – воспитанника детского государственного учреждения, чрезвычайно узок, отягощен сенсорной, эмоциональной и социальной депривацией. Некоторые наши дети пережили тяжелейшие травмы, о которых они стараются никому не рассказывать, стараются забыть. Обстоятельства жизни ребят складывались таким образом, что отсутствовала возможность удовлетворения самых насущных, базовых потребностей. Наши дети в основном лишены родительской любви, не имели практического опыта семейной жизни. Для них поступление в училище и, тем более, для значительной части детей – переезд в огромный мегаполис – дополнительная стрессовая ситуация.
Практика показывает, что выпускники детских государственных учреждений испытывают неимоверные трудности в начале своей самостоятельной жизни, когда они начинают жить самостоятельно, без поддержки.
Такой же стрессовой ситуацией для наших учащихся является и выпуск из Лицея – вождение в самостоятельную жизнь.
2. Концептуальная часть
Понятия, применяемые в настоящей Программе:
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (Федеральный Закон № 159-ФЗ)
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлениями их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (Федеральный Закон № 159-ФЗ)
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они были в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом (№ 159-ФЗ) право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (Федеральный Закон № 159-ФЗ).
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии;…дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;…дети с отклонениями в поведении… (Федеральный Закон № 124-ФЗ)
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (Федеральный Закон № 124-ФЗ)
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем (Федеральный Закон № 124-ФЗ)
При своей работе в качестве социального педагога лицея и написании Программы я руководствовалась законами и нормативно-правовыми актами, неполный перечень которых предоставлен во Введении к Программе, и рекомендациями авторов и специалистов по вопросам педагогики и социальной педагогики Л.С.Нагавкиной, О.К. Крокинской, С.А. Косабуцкой, Р.В. Овчаровой и других (список литературы предоставлен в разделе 4 – Список литературы).
3. Основная часть
Цель программы: организация социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 лет в условиях в условиях воспитательно-образовательного процесса в Лицее сервиса и индустриальных технологий.
Задачи программы:
- создание единой системы социально-педагогической деятельности при работе с учащимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при решении жилищных проблем, создание оптимальных условий для интеграции данной категории молодых людей в социум, учитывая психологические особенности развития учащихся, условия жизни, выявление интересов, потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении
- обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав выпускников детских домов – учащихся лицея на жилье, обеспечение социальной защиты, охрана прав и интересов воспитанников
- осуществление социального патронажа учащихся из числа детей-сирот, проживающих в семьях и самостоятельно
- - оказание юридической и социальной поддержки выпускникам училища в первые годы самостоятельной жизни.
Осуществление основных функций социально-педагогической работы при решении жилищной проблемы:
- профилактическая (предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, профилактика и прогнозирование возможных проблемных ситуаций)
- организационная (налаживание и упрочение социальных связей с организациями (ГУ ЖА, администрациями районов и города), и активное вовлечение воспитанников в самостоятельное решение проблем)
- защитно-охранная.
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся
|
1.
|
Знакомство с личными делами вновь поступивших учащихся:
Анализ личных дел учащихся
Наличие полного пакета документов
Определение статуса (сирота, оставшийся без попечения родителей, причины)
Регистрация в С-Пб или в др. регионе РФ
Наличие родственников
Характеристика учащегося
Состояние здоровья
Состояние жилищной проблемы
Наличие инвалидности, сроки следующего освидетельствования
|
Август-сентябрь
|
2.
|
Первичное знакомство с учащимися своих групп сопровождения
|
Сентябрь
|
3.
|
Определение круга социальных проблем каждого учащегося
|
Сентябрь
|
4.
|
Первичная социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся
|
Сентябрь
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
|
1.
|
Оформление личных дел вновь поступивших
|
Сентябрь
|
2.
|
Составление индивидуального плана работы по решению жилищных, психологических проблем на каждого учащегося
|
Ноябрь
|
3.
|
Организация и проведение конкретной и консультативной помощи с обучающимися по вопросам разрешения жилищных проблем
(в соответствии с индивидуальными планами)
|
Ноябрь и весь период обучения
|
4.
|
Подготовка и подача документов на каждого вновь поступившего учащегося, имеющегося регистрацию по «домашнему» адресу, в отделы социальной защиты администраций города для назначения меры социальной поддержки в соответствии с законом С-Пб № 616-87 по оплате за жилье и коммунальные услуги
|
Сентябрь
|
5.
|
Подготовка и подача документов на каждого учащегося, которому исполнилось 18 лет, имеющегося регистрацию по «домашнему» адресу, в отделы социальной защиты администраций города для продления оформления меры социальной поддержки в соответствии с законом С-Пб № 616-87 по оплате за жилье и коммунальные услуги
|
По необходимости
(достижение 18 лет)
|
6.
|
После получения подтверждения назначения меры соц. поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги – подготовка документов в электроснабжающие организации – для оформления льготы по оплате за электроэнергию
|
По необходимости
|
7.
|
Индивидуальная работа с учащимися – по решению их возникающих проблем, жилищных и психологических,
|
Весь период обучении
|
8.
|
Организация работы по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа
(см. доп.таблицу)
|
Весь период обучения
|
9.
|
Предоставление правовых консультаций и оформление исковых заявлений
|
Весь период обучения
|
ЗАЩИТНО-ОХРАННАЯ РАБОТА
|
1.
|
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите
|
Сентябрь-октябрь
|
2.
|
Защита жилищных прав учащихся и выпускников (см. отдельно)
|
Весь период
|
№
п/п
|
Социально-педагогическое сопровождение
учащихся –сирот при решении жилищных проблем
|
Сроки
|
Социально-педагогическое исследование с целью выявления
жилищных проблем
|
1.
|
Знакомство с личными делами вновь поступивших учащихся:
Анализ жилищной проблемы учащегося:
1. Отсутствие регистрации по «домашнему» адресу (отсутствие «закрепленного» жилого помещения) – регистрация по детскому государственному учреждению или вообще отсутствие регистрации
- наличие документов о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
и (или) постановления исполнительного органа о Включении ребенка-сироты в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Список детей-сирот)
2. Наличие регистрации по «домашнему» адресу
- наличие справок о регистрации и характеристике помещения (справки по форме 9 и 7)
- наличие акта обследования жилищных условий
- анализ жилищной ситуации: имеются ли причины для включения в Список детей-сирот
Если да – состоит ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района по месту регистрации
Если нет – имеются ли условия в данном жилом помещении для вселения и проживания в нем выпускника ДГУ из числа детей-сирот – выясняется, возможно ли проживание в ранее занимаемом жилом помещении (в соответствии с изменениями в законах РФ и региональных законах)
|
Август-сентябрь
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
|
1.
|
Составление индивидуального плана работы по решению жилищной проблемы на каждого учащегося (см. приложение к Программе)
|
Ноябрь-
|
2.
|
В соответствии с индивидуальными планами:
1. - запрос в ГУ ЖА районов С-Пб о предоставлении справок по форме 9,7
- запрос в Жилищные отделы администраций (в случае регистрации в Санкт-Петербурге) или в органы опеки и попечительства (в случае регистрации в Ленинградской области) о включении (не включении в Список детей-сирот)
- предоставление справки об окончании обучения
- составление ходатайства о предоставлении жилья к окончанию обучения
- в случае отсутствия подтверждения о включении в Список детей-сирот – составление ходатайства о признании проживания в жилом помещении по адресу регистрации невозможным
- разъяснение учащемуся его прав, совместное составление личного заявления о включении в Список детей-сирот
- подбор необходимого пакета документов и передача в Жилищный отдел администрации (органы опеки и попечительства)
- после получения положительного решения (постановления о включении в Список детей-сирот) – проследить о своевременном предоставлении жилого помещения.
Не всегда удается сразу получить положительное решение – признание жилого помещения непригодным для проживания.
В этом случае начинается новый (как правило – длительный) этап работы по защите жилищных прав учащегося (см. след. раздел «Защита жилищных прав»)
2. Если учащиеся поступили в училище из других регионов, в частности из Ленинградской области.
- запрос справок по форме 9 и 7
- запрос проведения обследования жилищных условий в администрации поселкового муниципального совета и в администрации района - в отделе опеки и попечительства.
Уже на этом этапе в самом начале попытки решить жилищный вопрос учащегося-сироты начинаются проблемы:
В ответ на просьбу провести обследование жилищных условий мы получаем в ряде случаем совершенно противоположные по смыслу акты обследования:
- жилья пригодно для проживания, находится в удовлетворительном состоянии
- жилье находится в аварийном состоянии (это же жилье), не пригодно для проживания
Далее социальным педагогом производится работа по защите жилищных прав учащегося-сироты (см. след раздел).
- запрос о предоставлении Постановления о признании помещения непригодным для проживания и Постановления о включении сироты в Список детей-сирот.
На протяжении всего времени решения жилищной проблемы социальный педагог разъясняет ребенку сироте его права и обязанности по самостоятельному проживанию в собственной квартире. Дети получают жилье не договору социального найма, а по договору найма на 5 лет. И за эти 5 лет они должны своей «правильной законопослушной жизнью» «защитить» право на получение жилья по договору социального найма.
|
Декабрь
|
ЗАЩИТА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ, охрана имущественных интересов
|
1.
|
Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в защите жилищных прав
|
Сентябрь-октябрь
|
2.
|
В предыдущем разделе было указано на следующие случаи:
1. трудности в решения жилищной проблемы, несмотря на очевидность в правильности нашей позиции.
Администрации отдельных районов города отказываются включать ребенка-сироту в Список, не признавая проживание в ранее занимаемом жилом помещении невозможным.
В этом случае социальный педагог обращается:
- в Жилищный Комитет Санкт-Петербурга
- в Прокуратуру района
- в Прокуратуру города
- в аппарат Уполномоченного по правам ребенка.
К сожалению, обращаться приходится неоднократно, и такая переписка длится некоторое время.
Законодательство в отношении предоставления жилья детям-сиротам изменилось с 01.01.2013 года, наблюдается разночтение некоторых нововведенных положений.
- На протяжении всего времени решения данной конкретной, очень важной для ребенка-сироты проблемы, социальным педагогом проводится совместная с ребенком работа – по изучению законов, их разъяснению, правилам поведения в данной непростой ситуации – разрешения споров. Для сироты в данном случае усугубляется стрессовая ситуация – при явной невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении затягивается решение.
проведение разъяснительной работы уже с выпускником училища
2. невозможность решить в законодательном порядке жилищную проблему учащегося-сироты из Ленинградской области
В этом случае:
- повторные обращения с просьбой предоставить уточненные акты обследования с заключением о возможности (невозможности) проживания сироты
- обследование жилищных условий социальным педагогом совместно с учащимся
- взаимодействие с представителями отделов опеки и попечительства района Лен.области и администрациями поселковых Советов
- в случае невозможности повлиять на ситуацию с жильем учащегося-сироты из Лен.области – обращение к уполномоченному по правам ребенка Ленинградской области.
- проведение разъяснительной работы с учащимися из Ленинградской области.
Состояние жилого фонда в Ленинградской области как правило очень плохое. Особенно это касается жилья наших детей-сирот – все они из неблагополучных семей. Приезжая на обучение в Санкт-Петербургский Лицей, знакомясь с решением жилищной проблемы учащихся-сирот из Петербурга, молодые люди видят разницу между состоянием жилищной проблемы в городе и Ленинградской области. И разницу в отношениях к учащимся – сиротам, которая отражена в законах регионов.
|
По мере
необходимости и поступлении запроса
По мере
необходимости и поступлении запроса
|
3.
|
Защита в решении жилищных проблем учащихся, потерявших жилье или регистрацию в Санкт-Петербурге в результате сделок купли-продажи, проведенных их родителями, лишенными (часто после проведения сделки по потере жилья) родительских прав:
- Взаимодействие с администрациями районов бывшей регистрации и современной регистрации
- В случае потери регистрации – направление учащегося в С-Пб ГУ «Городской центр учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства»
- Обращение в надзорные и правоохранительные организации (прокуратуры, ОБЭП)
- Обращение администрации училища совместно с прокуратурой или самостоятельно (с ребенком, уже молодым человеком) в суды с исковыми заявлениями:
«О признании сделки недействительной»
или «Об обязании администрации района предоставить жилое помещение»
или «О вселении в жилое помещение»
или «О выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета»
и др. иски.
- Представительство в районном и городском суде по доверенности администрации училища – в случае несовершеннолетнего учащегося или по доверенности самого учащегося в случае наступления совершеннолетия.
|
По мере
необходимости и поступлении запроса
|
4.
|
Защита жилищных прав выпускников училища (как правило в случае потери жилья):
- знакомство с проблемой
- анализ ситуации
- обращения в администрацию, ГУ ЖА района – с просьбой предоставить жилье или в случае возвращения из армии, или в случае пропущенного срока обращения
- обращение в прокуратуру с просьбой в порядке прокурорского надзора «проверить» законность сделки, приведшей к потере жилья
- помощь в составлении искового заявления
- по решению администрации училища – представительство в суде
|
После окончания обучения – по личному заявлению о помощи.
|
5.
|
Взаимодействие с соседями по коммунальной квартире, беседа с учащимся – прояснение ситуации конфликта
Помощь в разрешении конфликта, обращаемся за помощью к психологам, воспитателям и мастерам производственного обучения
|
По обращению учащегося или соседей
|
6
|
Помощь учащимся в иных ситуациях, связанных с жилищной проблемой, являющейся ключевой .
Проблема жилья – где жить – одна из основополагающих проблем, которая должна быть решена до вступления молодых людей из числа детей-сирот в самостоятельную жизнь.
|
Весь период обучения
|
Условия реализации программы:
При составлении программы по осуществлению социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в лицее сервиса и индустриальных технологий, принималось во внимание, что, начиная с 1996 года, с момента вступления в силу федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положение молодых людей вышеуказанной категории постоянно изменяются в сторону улучшения.
В Пояснительной записке к Программе приведены сведения о последних (начиная с 2011 года) изменениях в основных законах и нормативных актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга (и других регионов РФ) в отношении прав и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и необходимости проведенных изменений. Все эти изменения проникнуты заботой о судьбе самой уязвимой категории детей. Одними из ключевых принципов «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» являются:
- «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности»
- «Особое внимание уязвимым категориям детей».
- «В РФ во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество».
Предполагаемый результат
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Точки риска
Но именно эти обстоятельства – частые изменения, пусть и улучшения в законах и подзаконных актах – приводят к усложнению работы социально-педагогических служб сиротских учреждений. Исполнительные органы власти, в том числе жилищные отделы, отделы по социальной защите населения практически не могут так быстро перестраиваться в своей работе. После введения очередного изменения появляются подзаконные акты – постановления, распоряжения, поступающие в исполнительные органы всех районов города. При этом часты случаи разночтения исполнительными службами вводимых положительных изменений в законодательные акты.
Отсюда – отдельные отказы в предоставлении жилья в соответствии с законодательством, приводящие к возрастанию объемов работы и для социально-педагогической службы училища, и для администраций районов и города, для прокуратуры; сложности в оформлении назначения и предоставления мер социальной поддержки: предоставляемые меры существенно увеличились (улучшились), но оформление этих мер социальной поддержки привело к значительному увеличению объема работы и увеличению документооборота, много различий в работе одноименных служб различных районов.
Хочется отметить, что, несмотря на введение федеральным законом № 15-ФЗ в законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не все вопросы в отношении обеспеченности жильем детей-сирот можно решить на законодательном уровне. Прошло практически 2 года изменений с вступления в законную силу измененийдобавить, что все положительные изменения
С другой стороны, улучшение положения детей-сирот и лиц из их числа в Санкт-Петербурге, в том числе введение единой системы в работе социально-педагогической службы, приводит к положительной динамике в организации воспитательно-образовательного процесса в системе лицея.
Улучшения в части предоставления жилья сиротам, предоставления мер социальной поддержки учащимся из числа сирот, привлечение детей к решению своих возникающих проблем являются частью создания оптимальных условий для интеграции данной категории детей в социум (об этом говорится в приведенных документах).
Но … улучшая условия жизни сиротам, мы (и государство в целом) не решает всех основных проблем сирот. Да, жизнь у них становится комфортнее. Изменения в лучшую сторону «внешних условий жизни» не являются гарантией быстрых положительных изменений личности каждого отдельного ребенка. Необходимо социально-педагогическое сопровождение уже взрослых детей-сирот в постинтернатный период.
Последним этапом в работе социального педагога по социально-педагогическому сопровождению детей-сирот непосредственно перед выпуском является передача каждого ребенка в районный Центр помощи семье и детям, для дальнейшего сопровождения.
Список литературы
1. Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2009 год). С-Пб, 2009
Антология социальной работы / Сост.М.В.Фирсов: в 5 т М.,1995
Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы.
Бочарова В. Педагогика социальной работы. М.,1994
Взаимосвязь традиционного и инновационного в учебно-воспитательном процессе в учреждениях профессионального образования. С-Пб, 2005
Воронов А.Н. Социальное сиротство как социальная проблема Российского общества // Социальная защита семьи и детства. С-Пб, 2004
Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика: Методическое пособие. М., 2000
Закатова И.Н. Социальная педагогика. М.,1999
Карелова Г.Н. Государственная политика в интересах детей: особенности, приоритеты, перспективы // Семья в России.
Лишенные родительского попечительства, хрестоматия. М.,1991
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.,1994
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. . Социальный педагог: введение в должность / Материалы для работников образовательных учреждений, С-Пб, 2000
Овчарова Р.В.Справочная книга социального педагога, М., 2005
Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н.Ф.Масловой: В 2 ч. Орел,1994
Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России: аналитический доклад / Под общ. ред. А.А.Реана. М.,2002
Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993
Современная Российская семья: проблемы и пути решения. Учебно-методическое пособие. С-Пб, 2011
Социально-педагогическое обеспечение гарантий прав ребенка в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Методическое пособие для социального педагога С-Пб. С-Пб, 2010
Тихонова Т.В., Качанова О.Б. и др. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. С-Пб, 2004
Шипицына Л.М., Психология детей-сирот. С-Пб, 2001 г. Издательство СПбГУ, 2001
Приложения
Организационная модель социально-психолого-педагогического сопровождения
Копия бланка заявления в отделы социальной защиты населения районных администраций Санкт-Петербурга о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.11.2005 г. № 616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Копия бланка заявления о признании помещения непригодным для проживания
Копия бланка заявления о включении в Список детей-сирот, которые должны быть обеспечены благоусьроенными жилыми помещения поь договору найма специализированных жилых помещений
Копии заявлений выпускников с просьбой оказания помощи в защите жилищных прав
Копия доверенности учащегося (выпускника) социальному педагогу Мудрогеленко Н.И. на представления его интересов в суде.
|
|
|