|
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии
Министерство образования РБ
ГАОУ СПО СМПК
Методическая разработка на тему:
«Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии»
Разработала
Кузнецова Г.В.
2015 год.
Содержание.
1.Цели и задачи.
2. Актуальность работы.
3. Пояснительная записка.
4.Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живущих в общежитии.
5. Социально – психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при проживании в общежитии.
6. Общежитие как способ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
7.Заключение.
8.Литература.
9. Приложение.
Целью является – создание благоприятного климата для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, помощь в адаптации к новым условиям жизни, развитие чувства собственного достоинства, налаживание отношений с преподавателями, воспитателями и сокурсниками, объединение усилий воспитателей и органов студенческого самоуправления по социализации студентов данной категории.
Задачи:
1.социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 15-20 лет путем формирования активной жизненной позиции;
2.формирование у подростков навыков самостоятельной жизни за пределами общежития;
3.повышение информированности по психологическим, экономическим, медицинским и юридическим вопросам;
4.умение планировать и расходовать денежные средства;
5.развитие коммуникативных навыков;
6.разнообразить досуг проживающих в общежитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей формами работы, учитывающими их позитивные интересы и склонности.
Основополагающий принцип:
- индивидуальный личностный подход.
Формы работы:
- тематические беседы;
- встречи с представителями органов правопорядка;
- посещение кино, концертов, выставок;
- конкурсы, тематические вечера;
- индивидуальные беседы;
- анкетирование.
Гипотеза:
- существует мнение, что воспитательная среда общежития содержит в себе возможности для формирования у обучающихся основ нравственности, формирует социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности.
Актуальность работы.
Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям проживания в общежитии и последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже и в общежитии вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учится дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.
Дети – сироты не готовы к профессиональному обучению в колледже и социальной адаптации в общежитии, т. к: не умеют учиться; не умеют взаимодействовать с социумом; не могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таким образом, социальная адаптированность может рассматриваться как а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей, б) потребность в труде как средстве самореализации, в) позитивное отношение к людям, г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.
Пояснительная записка.
Наше образовательное учреждение, которому скоро будет 25 лет, имеет большой опыт работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Для детей-сирот наступает сложный период постинтернатной адаптации – процесс приспособления к условиям социальной среды:
-гармонизация взаимных ожиданий бывшего воспитанника и новой социальной среды;
- переходный этап от сиротской жизни к взрослой, самостоятельной.
Задачи, которые подростку необходимо решать в этот переходный период:
1.переход от внешней спрограммированной жизни к саморуководству, от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению.
2.переход от жизни в среде «своих» в социуме, к конструктивному стилю общения и правовым формам поведения.
3.переход от безусловного вынужденного подчинения педагогам к ориентации на закон, права и личную ответственность.
В этот сложный период адаптации и становления личности педагогическому коллективу и воспитателям необходимо идти двумя путями сопровождения подростков.
Первый путь – это профессиональное образование в стенах колледжа.
Второй путь – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, проживающих в общежитии, через создание для них информационного поля: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми и т.д.
Основные вопросы.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе. Социальная адаптация таких детей сейчас нужна как никогда. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявления «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки этих детей в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Так как стержневым институтом социализации личности является все же семья, она и определяет очень многое в жизни ребенка. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка, дает ему возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром. Родители являются источником необходимого жизненного опыта и оказывают влияние на поведение ребенка. Общение в семье влияет на формирование мировоззрение ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи – это школа взаимоотношений с людьми. Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей в образовательных учреждениях и в общежитиях, остается актуальной.
Эффективное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психолого-педагогического сопровождения и зависит от нескольких условий.
Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.).
Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов –сирот проживающих в общежитии должна быть направлена на то, чтобы они учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже и проживания в общежитии относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса.
Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:
Первый этап. Первый месяц обучения в колледже и проживания в общежитии – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля ми регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.
Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот.
Происходит активное вхождение студентов – сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, воспитатели и психолог колледжа проводят совещание по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента
В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что дети-сироты, особенно выпускники детских домов, не всегда соотносят свои потенциальные возможности, способности и склонности с профессиональными планами. Многие из них испытывают трудности, связанные с профессиональным самоопределением и получением профессионального образования. Очень важно наличие четырех систем условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей в учебном заведении и в общежитии.
Информационная система, в которой студент-сирота и студент, оставшийся без попечения родителей, имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам. Важно научить его самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
Свобода выбора, которая связана с развитием ответственности за собственный выбор. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых со студентами-сиротами, развитие ответственности студентов-сирот.
Принятие себя предполагает осознание своей индивидуальности, своих достоинств и недостатков, формирует положительное отношение к себе и окружающим.
Привития нравственно-эстетических навыков поведения, что предполагает активное усвоение студентом-сиротой навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которые характерны для партнерских взаимоотношений и исключают манипулирование партнером по общению.
При работе с первокурсниками-сиротами необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:
- на формирование самостоятельности в принятии решений;
- формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;
- умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;
- готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;
- владение приемами самоконтроля.
В зависимости с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально-педагогического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников:
- первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте-сироте
- тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа
- консультации педагога-психолога
- социально-педагогический патронаж проживающих в общежитии
- участие в работе центров, кружков.
Адаптация – это процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние, в зависимости от изменения внешних условий.
Адаптационный период в общежитии охватывает с сентября по декабрь и заключается в исследовании особенностей социальной и трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в колледж.
Работа, проведенная педагогом-психологом, позволила выявить основные причины, предшествующие разным уровням адаптации обучающихся первого курса:
- темперамент первокурсника
-социальная активность
-умение приспосабливаться к различным условиям
-желание проявить самостоятельность
-наличие родственников в городе ( или за его пределами) и их влияние на ребенка
-склонность вести асоциальный образ жизни
-неумение приспосабливаться к изменившимся условиям среды и недостаток практики позитивного бесконфликтного общения со сверстниками, что и приводит к конфликту.
Практика показывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают значительные трудности, как в социальной, так и в профессиональной деятельности.
Одна из проблем, с которой они сталкиваются – это трудность в установлении нормальных отношений с людьми ( как со взрослыми так и со сверстниками).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не умеют распределять бюджет, не умеют соизмерять свои потребности с возможностями, вести домашнее хозяйство, организовывать свой досуг.
Учитывая выше указанные причины адаптации обучающихся первого курса, воспитателями общежития заполняется таблица «Уровень адаптации обучающихся».
Данная таблица позволяет воспитателям скорректировать план работы со студентами, испытывающими трудности в адаптационный период.
Уровень адап-
тации
|
Перечень причин, предшествующих
уровню адаптации
|
Ф.И.О.
обучаю-ся
|
Кол-во
|
Высокий
|
-уч-ся быстро нашли контакт с другими
детьми, проживающими в общежитии;
-не испытывают затруднений в общении с сотрудниками общежития;
-условия проживания в общежитии их устраивают.
|
|
|
Средний
|
-уч-ся контактируют с другими студентами и сотрудниками общежития, но предпочи-
тают большее время проводить вне обще-
жития: часто уезжают ночевать к родстве-
нникам, либо уехали «пожить» к ним на
неопределенный срок
-условия проживания в общежитии их не
вполне устраивают.
|
|
|
Низкий
|
-уч-ся не смогли наладить контакт с други-
ми студентами и сотрудниками, даже не смотря на попытки детей и сотрудников найти
общие интересы
-условия проживания в общежитии их не
устраивают.
|
|
|
Проведенный психологом диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения показал, что наиболее высокие баллы студентов из числа детей-сирот по следующим параметрам:
- недостаточный уровень профессиональной направленности
- значительная склонность к аддитивному и делинквентному поведению
- более высокий риск суицида.
Тест-опросник «Аддиктивная склонность»
Диагностика проводилась среди студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии «Березка». Все опрошено 30 человек. Выявлены следующие результаты:
Низкий уровень склонности к аддиктивному поведению – 5 человек;
Средний уровень склонности к аддиктивному поведению – 16 человек;
Высокий уровень склонности к аддиктивному поведению – 9 человек.
Диаграмма №1. Аддиктивная склонность.
"Самооценка психических состояний" Айзенка
Диагностика проводилась среди студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии «Березка». Все опрошено 30 человек. Выявлены следующие результаты:
|
фрустрация
|
тревожность
|
агрессивность
|
ригидность
|
низкий
|
13
|
7
|
11
|
6
|
средний
|
9
|
14
|
6
|
14
|
высокий
|
8
|
9
|
13
|
10
|
Диаграмма № 2. Самооценка психических состояний (Айзенк)
Немаловажное значение для успешной адаптации студентов ( в том числе и детей-сирот) в условиях общежития имеет эмоционально-психологический климат в коллективе.
На диаграмме четко видно, что уровень эмоционально-психологического климата в коллективе высокий: конфликтные отношения находятся в достаточно большом противовесе относительно спокойных и уравновешенных отношений.
Кроме того, следует отметить высокий уровень таких показателей как:
- грубость, бестактность студентов по отношению друг к другу и к сотрудникам общежития;
- неуверенность, тревожность среди таких студентов;
- высокое давление сильных обучающихся на более слабых.
Воспитателями общежития разрабатывается план работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для успешной адаптации в условиях общежития.
№
|
Мероприятие
|
Срок
|
Ответственный
|
1 этап
|
1.Знакомство с первокурсниками
2.Экскурсия по общежитию.
3.Индивидуальные беседы со студентами на предмет выяснения их интересов.
4.Организация информационного собрания по ознакомлению с режимом проживания в общежитии и правилами ТБ.
5.Сбор дополнительной информации о родителях и родственниках, проживающих в городе.
6.Заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического изучения личности студента.
|
сентябрь
|
Воспитатели
Психолог
Зам.директора
По УВР и М
|
2 этап
|
Определение свойств темперамента (методика В.М.Ру-
сакова):
-Определение самооценки себя (методика Айзенка)
-Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуа-
ции ( методика Власовой Т.А)
|
Сентябрь
октябрь
|
Психолог
воспитатели
|
3 этап
|
Анализ проведенных психолого-педагогических исследований.
1.Результаты психолого-педагогических исследований;
2.Программа коррекционной деятельности со студен-
тами;
3.Участие в педагогическом консилиуме.
|
Октябрь
ноябрь
|
Воспитатель
Психолог
Зам. директора
По УВР и М
|
4 этап
|
Индивидуальная работа со студентами.
1.Индивидуальные беседы со студентами.
2.Своевременное привлечение психолога и классного руководителя к проблемам студентов.
3.Привлечение администрации колледжа к решению проблем.
|
В течение учебного
года.
|
Воспитатель
Психолог
Классные руков.
Администрация.
|
Слаженная работа всех звеньев педагогического коллектива позволяет создать условия для успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурном и образовательном пространстве, включая организацию воспитательного процесса в условиях общежития.
Анализ данных причин обуславливает проведение коррекции организации воспитательного процесса по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей во внеурочное время в общежитии.
Организация работы воспитателя.
Работа воспитателя
|
Работа воспитателя со студен-
тами, проживающими в обще-
житии
|
Работа воспитателя с препо-
давателями
|
Организация работы воспитателя (1 полугодие)
|
1.Заполнение индивидуаль-
ных анкет изучения личности студента. Сбор сведений о ро-
дителях и родственниках.
2.Работа по адаптации студен-
тов в условиях общежития.
|
Разъяснение требований и
правил проживания в обще-
житии, в том числе индивиду-
ально каждому проживающе-
му студенту.
2.Помощь и рекомендации
(советы) по оформлению ком-
нат и формированию бюдже-
та.
3. Индивидуальные беседы со студентами на предмет выяв-
ления интересов и индивиду-
альных особенностей.
|
Работа с классными руководи-
телями, психологом, с целью
сбора информации о родите-
лях, а также родственников,
проживающих в городе.
|
1.Изучение отношения студен-
тов к учебе.
2.Контроль и профилактика
пропусков занятий.
|
Направление «Учеба»
1 Индивидуальные беседы со
студентами на предмет выяс-
нения их интересов, индиви-
дуальных способностей, твор-
ческого потенциала.
|
1.Работа с классными руководителями с целью профилактики пропусков заня-
тий.
|
1.Профилактика конфликтного
поведения у подростков, про-
живающих в общежитии.
2.Изучение методической ли-
тературы на тему: «Пути реше-
ния конфликта»
|
Направление «Нравственность»
1 Тесты «Какой ты есть?»
2. Беседа «Правила межлич-
ностного общения»
3. «Час профилактики конф-
ликта» ( по ситуации).
|
1.Беседа с классными руков-и,
преподавателями, психологом
о поведении студентов и бес-
конфликтном общении.
|
1.Контроль над соблюдением правил ТБ и эксплуатации электропри-
боров.
2.Работа по профилактике вредных привычек у подростков.
3.Проведение постоянного
контроля чистоты и уборки в
комнатах.
|
Направление «Здоровье»
1.Индивидуальные беседы о
личной гигиене.
2.Беседы на темы: «О вредных привычках», «Причины быст-
рой утомляемости и частых
заболеваеий»
3.Генеральные уборки в ком-
натах.
|
1.Работа со старостами секций
с целью назначения дежур-
ных по общежитию, а также
оказание помощи в организа-
ции уюта и утепления окон.
|
1.Контроль над дисциплиной
поведения, поддержанием
чистоты и порядка в общеж-и
2.Планирование работы на 2
полугодие с учетом рекомен-
даций студентов.
|
Направление «Работа с акти
1.Привлечение актива для соз-
дания дружеской и творческой
атмосферы в общежитии.
2.Привлечение актива для
поддержания чистоты, поряд-
ка, дисциплины в общежитии.
|
вом»
|
1.Изучение личности студен-
Тов и условий их воспитания.
2.Определение существенных проблем в воспитании с целью
Планирования дальнейшей
Работы.
3.Индивидуальный контроль
за проживанием студентов в
общежитии.
|
Направление «Работа с детьми
1.Индивидуальные беседы на разные темы, интересую-
Щие студентов.
2.Индивидуальная беседа на
Тему «Культура поведения, общения между сверстниками в общественных местах, в колледже, в общежитии».
3.Свободное общение на тему «Что изменилось в жизни за время проживания в общежитии?».
|
и-сиротами»
1.Сотрудничество с классны-
ми руководителями, препода-
вателями, психологом об ин-
дивидуальных подходах и воз-
можностях данных студентов.
|
Для успешного протекания адаптационного периода у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях общежития, воспитателями,
Педагогом-психологом, классными руководителями проводится работа различного характера и направленности: собеседования, наблюдения, тестирование, диагностирование и т.д.
Опираясь на информацию личных дел студентов, воспитатели общежития составляют «рабочую карту», в которой студенты, проживающие в общежитии, разделены на три группы риска с учетом таких факторов как:
1-поведенческий фактор;
2-фактор обучаемости;
3-фактор здоровья.
Эта информация значительно облегчает работу с обучающими и позволяет, приняв во внимание существующие проблемы, наиболее четко определить методы и способы взаимодействия с данными студентами.
Выявлен ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:
- отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;
- завышенная или заниженная самооценка;
- снижение критичности, что делает личность не чувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;
- неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценить обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);
- ощущение физической опасности (в народе бытует мнение, что сироту каждый обидеть может);
- недостаточность финансовых ресурсов;
- неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;
- неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.
Перечисленные факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- духовно-нравственное воспитание;
- профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
- формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом, выработка умения культурно проводить досуг;
- обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, приготовление пищи и т.д.);
- развитие коммуникабельности и дружелюбия;
- побуждение к трудовой деятельности;
- формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;
- формирование активной жизненной позиции.
На 1 сентября 2012 года в общежитии «Березка» Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа проживало 24 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013-2014 учебном году их жило 26 человек. В 2014-2015 учебном году – 31 человек. Сразу же после заселения таких детей в общежитие, воспитатель берет таких детей на учет и старается обеспечить им условия для социальной адаптации в общежитии.
Для лучшей адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлекают к активному участию в мероприятия, которые проходят в общежитии. Это – « Мы ищем таланты», День здоровья, День матери, Осенний бал, спортивные мероприятия и кружки. Основной целью проведения таких праздников является массовое вовлечение студентов в общественную жизнь общежития, воспитание чувств коллективизма.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно получают материальную помощь из финансовых средств колледжа. Студенты из этой категории, которые проживают в общежитии, активно общаются с воспитателями, также принимают участие в работе Совета общежития.
В социальном портрете студентов из числа детей-сирот можно отчетливо заметить определенную специфику первоначальную социальную пассивность. Поэтому воспитатели общежития и студенческое самоуправление и привлекает студентов-сирот к занятиям по интересам, выполнению общественных поручений.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении студента, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию студента-сироты в общежитии, является общение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Исследования психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна их защитить. Причины возникновения трудностей вхождения студентов в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, который предъявляет окружающий социум.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходиться самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности – воспитателя.
Благодаря правильно спроектированной системе работы воспитателей, психолога, классных руководителей для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, уровень эмоционально-психологического климата в коллективе за 2013-2014 гг. изменился в позитивную сторону.
Кроме этого следует отметить снижение таких показателей как:
- грубость, бестактность обучающихся по отношению друг к другу, к сотрудникам общежития;
- неуверенность, тревожность;
- давление сильных студентов, старшекурсников, на более слабых.
Заключение.
Но, несмотря на достигнутые успехи, следует также сказать и о проблемах, существующих в общежитии:
- при внешней зрелости подростков слабо сформированная мотивация к обучению и получению профессии;
- недостаточное техническое оснащение общежития снижает уровень культурно-массовых мероприятий;
- неумение самостоятельно спланировать и использовать личное время приводит к тому, что подростки допускают нарушение Правил и норм проживания в общежитии и т.д.
Таким образом, совместная работа всего коллектива образовательной организации позволяет:
1.Значительно облегчить работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2.Приняв во внимание существующие проблемы, наиболее четко определить методы и способы взаимодействия с данными студентами, которые проживают в общежитии.
3.В рамках общежития изыскать возможности для формирования у студентов основ нравственности, формировать социальные установки: отношение к себе, к людям, к обществу, а также и к профессиональной деятельности.
Литература.
1.Материалы выступлений участников 3 открытой городской научно-практической конференции «Профилактика социальной дезадаптации выпускников детских домов и замещающих семей: опыт, проблемы, перспективы». Уфа – 2011
2. Методические рекомендации по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов. Уфа – 2011.
3. Москвина В. Социализация детей-сирот. Воспитание школьников, №1, 2006,-82 с.
4. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников, №7, 2006.
5. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ( в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ).
6.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. СПб, 2008.
|
|
|