Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО»
Тема выступления: «Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие»
Нижнекамск
2015 год
В дошкольном детстве закладывается основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.
Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка, как в детском саду, так и в школе. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.
Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становится его представления.
По формированию у малышей экологических представлений я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, опыты.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую,
то и познаю. Поэтому в образовательной деятельности стараюсь использовать наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.
Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их
тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их,
отмечали цвет, форму, вкусовые качества.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. После чего дети руками повторяют те же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В работе с детьми следует большое значение придавать игровым
технологиям.
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Найди детёныша для мамы»;
«Собери снеговика»; «Времена года»; «С какого дерева листик»
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте
они не поймут: растению на окне нужна вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
|