|
Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
-
выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
-
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью г.Шатуры
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
-
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
-
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.
Формы занятий:
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Викторина;
Индивидуальная самостоятельная работа;
Консультация
Встречи с жителями города
Проектная деятельность и создание презентаций.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведение экскурсий , мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей города
Активное участие в предметных неделях истории;
Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по исторической тематике.
Отзывы учеников, учителей, родителей, и гостей школы о работе кружка.
Содержание программы:
Работа ведется в 3-х направлениях:
1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории города, истории школы, культуре народов, проживающих в городе
2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.
3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Город мой родной», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наш город в годы войны», «Вся жизнь передовая» и др.
2) посещение музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городе.
Планирование работы на 2014 – 2015учебный год.
№
|
Содержание кружковых занятий
|
Сроки проведения
|
1.
|
Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка.
Задачи на новый учебный год и планирование работы.
|
сентябрь 1 – я неделя
|
2.
|
Распределение обязанностей. Экскурсия по городу «Город мой родной»
|
2 – я неделя
|
3.
|
Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи престарелым жителям города
|
в течение года
|
4.
|
Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов.
|
3 – я неделя
|
5.
|
Экскурсия по городу. Фотографирование.
|
4 – я неделя
|
6.
|
Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год.
|
октябрь 1 – я неделя
|
7.
|
. Сбор материалов об истории г.Шатуры
|
октябрь
|
8.
|
Экскурсия для учащихся 5 класса «Люди проживающие в нашем городе. Традиции и обычаи».
|
ноябрь
|
9.
|
Проект «История одной семьи».
|
ноябрь - март
|
10
|
Генеологическое древо моей семьи
|
ноябрь -март
|
1
-1
|
Создание презентаций «Вся жизнь – передовая»о наших героях
|
апрель - май
|
1
-2
|
Проведение экскурсий по теме «Наш город в годы войны», 2 «Вклад наших земляков в победу»для учащихся школы, жителей села.
|
май
|
1
-3
|
Представление презентаций учащихся.
|
май
|
|
|
|