Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 209.55 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 06.03.2016
Размер 209.55 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа по православной культуре для 5 года обучения школьников разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан.

Содержание программы основной школы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема – «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура».

Ведущей темой программы 5 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях святых».
Цели программы обучения для 5 года обучения школьников:


  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

  • освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

В рамках требований рабочей программы учащиеся должны уметь:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.

Обучение проводится по учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л. 5 год обучения, разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 3 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:

10. Контрольная работа по теме «Основы православной культуры».

18. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях её святых".

28. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

35. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».

Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований учащиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. Д.).

Учебно-методический комплект
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга первая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 144 с.
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 128 с.
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.- 80 с.

Календарно-тематическое планирование




п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки про- хождения

I

I ч

Введение. Основы православной культуры

10




1.

Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный.

1

02.09.11г

2.

О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан.

1

09.09.11г

3.

О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

1

16.09.11г

4.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

23.09.11г

5.

Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.

1

30.09.11г

6.

Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном.

1

07.10.11г

7.

Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан.

1

14.10.11г

8.

Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1

21.10.11г

9.

Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена.

1

28.10.11г

10.

Повторение тем. Посещение храма.

1

11.11.11г

II

II ч

История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир







11.

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

18.11.11г

12.

Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы.

1

25.11.11г

13.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы.

1

02.12.11г

14.

Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит.

1

09.12.11г

15.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1

16.12.11г

16.

Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана.

1

23.12.11г

17.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

1

30.12.11г

18.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара.

1

20.01.12г

19.

III ч

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат

1

27.01.12г

20.

Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Статилат.

1

03.02.12г

21.

Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.

1

10.02.12г

22.

Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

1

17.02.12г

23.

Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена.

1

24.02.12г

24.

Святые Отцы Церкви.

1

02.03.12г

25.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

09.03.12г

26.

Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

1

16.03.12г

27.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

1

23.03.12г

28.

Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский.

1

06.04.12г

29.

IV ч

Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская.

1

13.04.12г

30.

Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин.

1

20.04.12г

31.

Пути к спасению. Преподобный Досифей.

1

27.04.12г

32.

Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый.

1

04.05.12г

33.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

11.05.12г

34.

Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

18.05.12г

35.

Итоговое повторение. Контрольная работа за курс 5 класса.

1

25.05.12г



Содержание программы учебного предмета

православная культура
Раздел 1.Основы православной культуры

1. Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»? Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Духовная культура и её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормы христианства.

2. О чём рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.

3. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.

4. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.

5. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. Христианские радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.

6. Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православной культуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символы христианской православной культуры. В чём заключается смысл красоты православного искусства?

7. Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.

8. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.

9. Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первые книги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.

10. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «Основы православной культуры».
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях её святых. Христианская Церковь входит в мир

  1. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.

  2. Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

  3. Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.

  4. Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.

  5. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.

  6. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чём проявлялась любовь христиан к врагам?

  7. Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.

Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.

  1. Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

  2. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.

  3. Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.

  4. Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.

  5. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

  6. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.

  7. Святые Отцы Церкви. 7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.

  8. Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

  9. Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?

  10. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.

  11. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

  12. Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь к спасению.

  13. Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.

  14. Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.

  15. Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесённая Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.

  16. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.

  17. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке.

  18. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.


Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»

Вариант – 1

  1. Как называются части православного храма?

  2. Объясни слова: православие, милосердие, культурный человек.

  3. Перечисли символы христианской культуры.

  4. Вставь пропущенные слова: «Апостолы – это ближайшие _______ - Иисуса Х_________; апостолы М______, М_______, Л______, И_______написали четыре Е_________».

  5. Объясни, почему связаны слова: «раскаяние – прощение».

  6. Кого христиане называют святыми людьми?

  7. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, жадность, печаль.

  8. Объясни смысл праздника Рождества Христова.

  9. Продолжи предложение: «Иисус Христос – Сын …».

  10. Назови храмы твоего города, названные в честь православных праздников.

Контрольная работа по теме «Основы православной культуры»

Вариант – 2

  1. Назови три самые главные христианские добродетели.

  2. Объясни слова: культура, христианство, храм.

  3. Перечисли главные православные праздники.

  4. Вставь пропущенные слова: «Святые братья – К_______ и М________ создали _________ азбуку. Б________ состоит и В______ Завета и Н________ Завета. В храме книги Священного П_______ читают на церковнославянском я________».

  5. Объясни, почему связаны слова: «непослушание – грех –наказание».

  6. Назови имена известных тебе христианских святых.

  7. Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: ненависть, неверие, нетерпеливость.

  8. Объясни смысл праздника Воскресения Христова.

  9. Продолжи предложение: «Богородица – Дева______».

  10. Назови храмы твоего города, названные в честь святых.

Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»

Вариант – 1

Задание. Исследуй житие любого православного святого по следующему плану:

- Семья. Какие положительные качества личности проявлялись в его детстве?

- Служение Богу.

- Прославление (Как и почему его стали почитать люди?).

- Иконописное изображение святого.

- Храмы, освящённые в честь святого (Где находится? Когда построен?).


Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир»

Вариант – 2

Задание. Исследуй любой православный праздник по следующему плану:

- История праздника.

- Связь православного праздника с Библейской историей или каким-либо историческим событием.

- Церковные традиции праздника (например, освящение воды на Крещение Господне и т.д.)

- Икона православного праздника.

- Храмы, освящённые в честь православного праздника (Где находится? Когда построен?).
Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

Вариант – 1

  1. Назови имена известных тебе апостолов.

  2. Объясни слова: христианский мученик, спасение, смирение.

  3. Для чего Христос призвал своих учеников?

  4. Перечисли имена святых- воинов.

  5. Установи правильно соответствие:

Константин и Елена - великомученик

Георгий Победоносец - святитель

Иоанн Златоуст - равноапостольные

  1. О ком идёт речь? Удивлённый смелостью юных христианок, император стал настойчиво требовать, чтобы они отвергли его приказ. «У нас есть Бог – Небесный Отец, - ответили они, Его детьми мы хотим остаться. А твоих богов не принимаем и угроз твоих не боимся. Мы готовы умереть ради Господа Иисуса Христа». Мать похоронила своих дочерей и на третий день умерла.

  2. Как называется азбука, названная в честь первого апостола славян?


Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».

Вариант – 2


  1. Назови имена известных тебе святых мучеников.

  2. Объясни слова: воины Христовы, добродетели, духовная красота.

  3. Для чего святые братья Кирилл и Мефодий создали азбуку?

  4. Перечисли имена святых - целителей.

  5. Установи правильно соответствие:

Кирилл и Мефодий - великомученик

Антоний Великий - преподобный

Димитрий Солунский - равноапостольные

  1. О ком идёт речь? «Святые братья, родились в Риме в 3 веке. Они были врачами и по их молитвам к Богу получали исцеление страдавшие от болезней люди. «Мы только возлагаем руки на больных, - говорили святые, - а исцеляет могущественная сила Господа Иисуса Христа».

  2. Как называется главное правило христианской веры, составленное на 1 и 2 Вселенских Соборах, которое и поныне читают в православных храмах?

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Вариант-1
1. Знание о том, чем жили и что много веков создавали благочестивые православные люди с верой, надеждой и любовью к Богу:

а)вера б)православная культура в)религия г)традиция
2. Религия, которая играла ведущую и решающую роль в истории русской культуры и государства:

а)православие б)христианство в)ислам г)буддизм
3. Проповедники религиозного учения:

а)миссионеры б)ораторы в)ученые г)проповедники
4. Святой великомученик и целитель:

а) Василий Великий б)Пантелеимон в)Павлин Милостивый

г)Иоанн Дамаскин
5. Император, при котором закончились гонения и христианство стало официальной религией Римского государства:

а)Константин б)Диоклетиан в)Юстиниан г)Михаил
6. Святые, посвятившие свою жизнь защите христианского вероучения как епископы Церкви:

а)Василий Великий б)Григорий Богослов в)Иоанн Златоуст
7. Святой-основоположник монашества. Родился в Египет в 3 веке: а)Феодор Стратилат б)Антоний Великий в)Григорий Богослов г)Пантелеимон
8. Почему святителя Павлина называли Милостивым?
9. Ради чего страдали и умирали христианские мученики?
10. Перечисли символы христианской православной культуры.


Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Вариант-2
1. Созданная людьми среда жизни, в которой они сохраняли самое главное: неизменное понимание добра и зла, ценностей жизни:

а)работа б)образование в)культура г)наука
2. Человек, знающий и с уважением относящийся к христианской православной культуре своего Отечества и проявляющий терпимость и уважение по отношению к культуре других народов мира: а)образованный б)богатый в)одарённый г)культурный
3. Вера в Бога и почитание его человеком:

а)познание б)религия в)идолопоклонство г)фантастика
4. Святой воин, которого изображают на иконах на коне с копьем в руках, пронзающим змея:

а)Феодор Стратилат б)Пантелеимон в)Георгий Победоносец г)Димитрий Солунский
5. Святые братья-врачи, безвозмездно исцеляли людей, прославлены в лике мучеников: а)Косма и Дамиан б)Борис и Глеб

в)Кирилл и Мефодий г)Петр и Павел
6. Святой, живший в 3 веке, которому прислуживали в пустыне хищники: а)Павел Фивейский б)Георгий Победоносец в)Иоанн Златоуст г)Иоанн Дамаскин
7. В житии этой святой сказано, что из великой грешницы, с Божией помощью, она стала величайшей святой и показала людям пример покаяния: а)Мария Египетская б)великомученица Екатерина в)царица Елена г)великомученица Варвара
8. С какими врагами сражались Воины Христовы?
9. Почему святых братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными?
10. Перечисли основные христианские православные добродетели.