Департамент образования Владимирской области
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя школа №4 округа Муром
Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку.
Сообщение учителя
русского языка и литературы
Логиновой Л.И.
Муром
Развитие коммуникативных навыков на дополнительных занятиях по русскому языку.
( учитель русского языка и литературы
средней школы № 4 Логинова Л.И.)
Развитие коммуникативных навыков я осуществляю на элективных курсах «Деловые бумаги, деловое общение». Эти курсы предназначены для учащихся 9 классов, которые хотят в будущем попробовать свои силы в сфере правовых, служебных, производственных отношений. Оформление деловых бумаг, документов является важным компонентом современных условий: в повседневной жизни приходится нередко писать заявления, доверенности, автобиографию и т. д. Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг. Не менее важно уметь строить деловое общение.
Данный курс расширяет границы одного из разделов стилистики «Официально- деловой стиль речи», имеет практическую направленность. Деловые бумаги и деловое общение требуют соблюдения основных стилевых черт. Среди них – точность, не допускающая иного толкования, неличный характер, стандартизированность, стереотипность, долженствующе - предписывающий характер.
В программе элективного курса предусмотрено изучение официально- деловой лексики, синтаксических конструкций, включены специальные задания практической направленности.
Среди основных целей я выделяю:
-расширение, систематизацию знаний по курсу стилистики русского языка, формирование навыков оформления деловых бумаг;
-углубление уровня сформированности следующих видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, общеучебной;
-формирование культуры делового общения, речевого этикета;
-осуществление письменного и устного самосовершенствования.
В тематическое содержание программы элективного курса включены задания, способствующие развитию коммуникативных навыков делового человека. Сюда входит изучение стандартных оборотов речи, специальной терминологии, проведение деловых игр « Я- директор», « Приём на работу», «Творческий салон рекламных объявлений», открытие рубрики «Нарочно не придумаешь», «Комический эффект» (редактирование), анализ литературных автобиографий С.Есенина, А.Твардовского, рассказа М.Зощенко «Три документа», экскурсия в историю («Законы Хаммурапи, царя Вавилона», «Кодекс Наполеона», «Указ Петра Первого»), зачётные работы по составлению деловых бумаг с соблюдением норм современного литературного языка, практикумы по речевому этикету.
Развитию коммуникативных навыков способствует внеклассное мероприятие «Речевой этикет. Люди существуют друг для друга (учимся общению)».
Учащихся необходимо познакомить с понятием «этикет». Им нужно помочь понять необходимость и ценность общения, сформировать представления о правилах общения. Мероприятие проводится в форме диалога с элементами тренинга.
Эпиграфом служат слова Ф.Ларошфуко: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше». Ребята выражают своё отношение к этим словам.
В процессе мероприятия по русскому языку предлагается выполнить упражнение «Мой круг общения».
Для этого нужно начертить круг, разделить на доли, подписать их (родители, друзья, родственники, соседи, учителя и др.), выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение. После выполнения задания учащиеся обмениваются мнениями.
- Как осуществляется процесс общения?
Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация- тон и манера произношение слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.
Во время игры «Приветствие» ребята образуют два круга - внутренний и внешний - так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. В течение 1 минуты нужно назвать партнёра по имени и поприветствовать его. То же самое делает партнёр. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг влево, таким образом меняются пары, пока не встретятся первые.
Затем проводится работа в микрогруппах. Группы получают карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его:
1)доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность
2)зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, честность.
Необходимо отметить знаком + качества, которые помогают общению, знаком – те качества, которые ему мешают. Общение невозможно без умения выслушать собеседника.
Учащимся предлагаются полезные советы от американского психолога Дейла Карнеги.
1) Улыбайтесь.
2) Искренне интересуйтесь другими людьми и поощряйте их говорить о себе.
3) Помните, что имя человека- это самый сладостный и важный для него звук.
4) Будьте хорошим слушателем.
5) Говорите о том, что интересует собеседника.
6) Не осуждайте своих знакомых в присутствии других людей. Не сплетничайте.
Потом правила общения можно оформить в виде памятки:
1) Уважай собеседника.
2) Будь тактичен.
3) Не унижай собеседника.
4) Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в неловкое положение.
5) Будь внимателен к собеседнику.
6) Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его.
7) Стремитесь к взаимопониманию.
Дома предлагается составить «Правила дружбы», сделать записную книжку с первой страницей «Вежливые слова».
|